О стихах
Лирика должна звучать как «Реквием» Моцарта. Самое тонкое и еле слышимое - исключительно криком. О простом – сложно, о сложном – просто. Лирика – холодное оружие, чтобы его использовать нужно подойти поближе. То место, откуда автор наблюдает за предметом – режиссёрское, неповторимое. Очень важна фактура.
Предмет должен быть осязаем - свет, цвет, форма, запах, звук, масса и т.д. То есть все свойства предметов, их отличительные черты в стереоформате. Начало может быть нокаутирующим, как у Цветаевой, или географическим как у Гумилёва, просто обозначающее место. А вот концовку покойный А.Д.Тимрот сравнивал с последним забитым гвоздём. Когда мастер с оттяжкой окончательным звучным ударом завершает работу. Т.е. уходя нужно включить свет и громко хлопнуть дверью. В стихотворении всё имеет значение, но ничто не имеет решающего голоса. Форма, ритм, рифма, метафора, стиль – очень важны.
Но самое главное, то чего не увидишь. Как в человеке самые важные органы – внутренние, а жизненно необходимые процессы скрыты. В произведении центр – его необходимость, т.к. если бы без него мир смотрелся неполным. Каждое новое произведение – отвоёванное у хаоса пространство. В искусстве, особенно в литературе лучше перебрать, чем недобрать в отличие от выпивки. Эта область заставляет быть сильнее себя самого. Ты ищешь и находишь нечто тяжёлое, но оно оказывается для тебя родным и значимым.
Я стихи выращиваю как Гауди дома. Есть другой метод -промывать грунт в поисках самородка или хотя бы крупицы золота. Поэт создаёт из разрозненных частей мира конструкцию, киборга реальности (там совмещение живой природы слова и техники владения текстом – ритм, рифма). Но в технику входят и твои знания по другим ремёслам. Я как художник могу вкладывать опыт рисовальщика, опираться на живопись, как другой человек может черпать навыки из своей области. В результате получается симбиоз.
Вообще, когда можно заменить три слова на два, а два на одно это к лучшему. Как ни странно экономия слов на пользу произведению. Автор должен много писать, черкать, перелопачивать собственный текст не один раз. Будь безжалостен к собственным словам и одновременно дорожи ими. Это сложно, как будто некто перебирает драгоценности, выкладывая камешек за камешком. Желательно, чтобы упражнения в стихосложении были регулярными, как гаммы. Это приучает к порядку. И развивает внутреннюю дисциплину.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №112070506174
Но бывает так, что под эмоциями стих пишется "на раз". Исправления только портят, иногда "непричесанный" стих - лучше, эмоциональнее.
Как и в живописи, наверное.
Интересно Ваше мнение:
прочитайте моё "Когда бы знать...".
Гаянэ Тялина 29.12.2020 17:51 Заявить о нарушении
С поклоном,
Валерий Ясов 29.12.2020 17:58 Заявить о нарушении