Совет бывалого
Надо грузы принять, не уходим домой.
Ждали блоки давно для укладки экрана.
Все со стажем и знаем: не стой под стрелой!
Выл лебёдки мотор у портального крана.
Забайкальскую морось несло над землёй.
Лопнул крюк, взвился трос и блок грянул –
Хорошо – в полуметре! А коль под тобой?
Никогда о беде думать так не моги!
Не твоё, пролетело! Не вздрогни, не вспомни!
Холод мысли всегда и везде береги –
Он порой выручает и в траурной коме.
Лишь в беседе - без женщин - средь верных друзей,
Не по-пьяни, а вспомнив святую работу,
Обсуди хладнокровно шок жизни своей.
Им поведай для пользы, в чём сбился на йоту!
Свидетельство о публикации №112070300411
Не прибило меня один раз невзначай
Да и многих людей... сколько б тож горевало...
Потому что спешил я, да и разгильдяй.
Попробую поведать для пользы.
Поставил я у себя в огороде радиомачту "Чинара" военную. Высота в два раза больше типовой 45 метров. Кроме того. Наверху редуктор от радиолокатора П12 весом 200 кГ, который вращал систему "Волновых каналов" весом более тонны, площадью 22х22м, расположенных в 3 этажа. Кроме того, площадь земельного участка 10х15 метров всего, что в четыре раза меньше минимально необходимой, а сразу за живой изгородью, одна из крупных очень оживлённых автотрасс, которую при падении, эта мачта не только перекрыла бы, а и упади она в любом направлении, пару домов от кровли до фундамента проломила бы. Я, правда, очень серьёзно модифицировал систему оттяжек, и она благополучно простояла 10 лет, и до сих пор бы стояла...
И вот решил я её демонтировать. Монтировал всю сам. Таких вещей никому не доверяю, а чем больше народу - тем больше недоразумений, тем более при столь опасных сооружениях. А, поскольку спешил, да и нюх потерял, взял в помощники сына. Чтобы её разобрать, надо сначала приподнять в подъёмнике, а потом аккуратненько опускать, вынимая звено за звеном, 2,4м каждое. И вот приподнял, а она косо стоит. И вот тут ошибка №1. Вместо того, чтобы ослаблять натяжение тросов оттяжек с той стороны, куда она наклонилась, я решил посильнее натянуть противоположные тросы. Они все на лебёдках 10мм диаметр 6 ярусов. И говорю сыну: - "Давай, тяни". Он приналёг на лебедку, и тут раздался сухой щелчок, как выстрел. Я призадумался, покурил - Ошибка №2. Мало призадумался, это лопнула одна прядь троса подъёмника, а я и не понял - скорее...скорее. Я вообще то и в армии и до армии, и на Севере таких мачт не один десяток монтировал, а в армии так на время.
Осталось чуть-чуть. Ну пару сантиметров поднять мачту чтобы второе снизу звено вошло в зацеп подъёмника, а самое нижнее было уже вынуто, так что вся эта мачта держалась на тросе подъёмника. Это нормально, если она стоит строго вертикально, и оттяжки не перенапряжены.
А я говорю сыну - (сам под мачтой стою, а он на лебёдке): - "Ну давай ещё чуть- чуть давани на лебёдку" Он и даванул!!! Шесть "выстрелов" как очередь - так одна за другой лопнули оставшиеся пряди транспортного троса, на котором мачта собственно и висела.
Это незабываемо!!! Время остановилось, и я до сих пор помню последующее кадр за кадром, как будто падение этой мачты длилось не менее полчаса...
Стою я под ней и думаю: - "Куда же ты упадёшь, кого прибьёшь, и какой из домов завалишь?.."
Она медленно-медленно, как мне показалось, сначала в силу инерции просто висела в воздухе, потом стала падать вертикально - 2,5 метра. Ударилась об землю нижним концом, два верхних яруса оттяжек совсем ослабли (площадь мала), и стала "думать" вместе со мной, куда упасть. И пошла в самом опасном направлении, на трассу, а время полшестого - час пик, в том направлении тротуар, людей много, трасса, а за ней, в пределах досягаемости мачты, магазин и соседский дом. У меня балдёжнейшее юморное настроение - это вообще особенное состояние!!! Посещает лишь в минуты смертельной опасности. Время замедляется раз в 100. Я в таком состоянии раз даже пулю видел, как она довольно медленно летит... мимо -:)))
И вот где-то на 45-м градусе наклона натянулся третий ярус оттяжек, и молодец, я их очень серьёзно укрепил, доработав заводскую конструкцию, тросы и лебёдки выдержали, мачта переломилась пополам, и стала падать верхней частью, от точки перелома, на высоте 22метра. Думаю: - "Уже лучше, до магазина и дома не дотянешься" На самом деле процесс длился секунд 15. Только проехал автобус и за ним она стальной траверсой 110мм воткнулась в асфальт и НИКОГО не задела!!! Так что, можно сказать ПОВЕЗЛО!!!
Я потом её ещё и отремонтировал и толкнул сотовой кампании за 3000 баксов -:)))
А была и ошибка №3. Надо было в подъёмник под верхнее звено лом воткнуть. Даже пусть бы лопнул транпортный трос, она вниз упала бы не на 2,5 м, а на 20см. Оттяжки бы не ослабли, и она повисла бы наклонно на них, а это - ерунда - поправимо.
Ну и главная ошибка - СПЕШКА. Особенно когда несколько лет не упражнялся в таких делах, по прежнему считая что всё то помню и знаю -:)))
Но были и смягчающие обстоятельства. Когда то, ещё в школьные годы вдоль тротуара посадил несколько тополей. Теперь они выросли здоровенные, больше 20м, и когда мачта падала, упала на эти тополя, Они самортизировали, существенно погасив скорость, и соответсвенно энергию падения. На них обломились большинство вибраторов, директоров, рефлекторов антенны, чем совсем снизилась площадь поражения. До одной точки. Так что в этой жизни всё засчитывается -:)))
с улыбкой, Сёма.
Сёма Парус 05.07.2012 04:28 Заявить о нарушении
Очень впечатляющий рассказ! Именно тот и такой, когда вершится беспощадный самоанализ и оценка привходящих обстоятельств. С хорошим репортажем с места событий: эффект замедления времени, вплоть до распада явления по кадрам: число щелчков от разрыва прядей троса; фиксация – куда ударит по максимуму и чувство облегчения, когда траектория событий милостиво идёт не по худшему варианту.
Хорош и фоновый лейтмотив повествования: спешка и предательское ощущение, что делаешь привычную рутинную работу, деланную десятки раз. Дьявол же всегда кроется в деталях конкретного случая.
Большое спасибо за уникальный отклик. Выстави на свою страничку, пожалуйста, чтобы творение не утонуло в море рецек!
Сергей
Сергей Таллако 05.07.2012 09:50 Заявить о нарушении
Я потом подумал, посчитал... (умнай задним числом-:))) ) Транспортный трос рассчитан на 500 кГ штатного веса. С 20 кратным запасом прочности - будет 10 Тонн. А оттяжка, натянутая, как струна - это сила натяжения около Тонны. Их 24 штуки, почти вертикально, потому что площадь огорода мала. Так что трос этот был обречён.
А что выставлять? Это же не стихотворение, да и случаев похожих было несколько. Раз на Севере только поставили такую же мачту - это была моя рацуха, чтобы чуть не вдвое сократить число радиорелейных станций до буровой, а приобретались они запросто в ВЧ у прапорщика за пару литров спирта -:)))))
Так вот... Пьяный тракторист на ГТТ-шке (гусеничный трактор-тягач) со всей дури наезжает на лебёдку. Трос среднего яруса лопается, сначала согнув мачту в виде натянутого лука, потом этот "лук" отпружинивает обратно, и выстреливает средним звеном в тайгу. А мачта не падает, только все остальные звенья разлетаются веером вокруг основания. Благо, никого не задело, и прежде всего этого дурака-:)))))
Сёма Парус 05.07.2012 11:22 Заявить о нарушении
Что выставлять? Да все случаи и выставлять в виде прозаических миниатюр. Как это наш коллега Анатолий Цепин делает уже давно. Дело не в том, далеко ли закинуло упругостью системы один из её элементов в тайгу, а роль человеческого фактора во произошедшем. Если, конечно, не впадать в фатализм: всё что должно произойти – случится. Который при такой постановке вопроса ведёт к оправданию любого просчёта и любой глупости: как ни остерегайся, а против рока не попрёшь!
Сергей
Сергей Таллако 08.07.2012 01:29 Заявить о нарушении