Стихотворение как фазовое состояние текста

(Инновационные нанотехнологии в стихотворчестве)

Теорию агрегатных (фазовых) состояний и превращений можно в принципе применить к любым структурам, в которых удается ввести некий так называемый параметр порядка - характеристику, определяющую степень упорядочения системы от хаотической - газообразной или аморфной - до упорядоченной, кристаллической, где каждый атом или молекула занимают свое место. Можно говорить и о фазовых переходах типа «беспорядок-порядок» и наоборот. О фазовых переходах первого рода (меняются базовые характеристики типа плотности) и второго рода (меняются более тонкие характеристики – симметрии, которые сказываются только в производных от плотности). Можно рассуждать и о роли внешней среды, ее, условно говоря, температуры, влажности, загазованности, освещенности, примесей. Стала классической теория Ландау фазовых переходов второго рода, ключом к успеху которой стал умелый выбор параметра порядка.

Физика физикой. Но такого рода методология, как было указано, может применяться к любым упорядоченным совокупностям объектов. Рассмотрим, к примеру, такой массив объектов как текст. Несомненно, перед нами многомасштабно упорядоченный конструкт, аналогичный, образно выражаясь, дендритообразным нанопористым микроструктурам со слоистой упаковкой.

Атомы (буквы) собираются в молекулы (слова), которые могут быть собраны не произвольно, а в соответствии с определенными правилами. Молекулы (слова) образуют наночастицы или кластеры (строчки), кластеры могут группироваться между собой, образуя агломераты (строфы или абзацы), причем взаимодействие строф основано на ритме и рифме (аналог межчастичного потенциала взаимодействия, эффекта пространственной комплиментарности частиц сложной формы и т.п.). Строфы-агломераты соединяются в более крупные слоистые фрактальные наноструктуры – той или иной степени упорядочения - стихотворения или тексты, которые, в свою очередь, могут быть сопоставлены с сверхагломератами-коагулятами (есть молоко нормальное, а есть свернувшееся, наполненное комочками), кусками наноструктурированного вещества той или иной степени упорядочения от газообразного и аморфного до плотноупакованного кристалла с экстремальной свободной энергией...

Таким образом, стихотворение с развитой строфикой, ритмикой и рифмами может быть уподоблено кристаллу с высокой степенью многоуровневой и многомасштабной симметрии, в котором есть не только ближний распадающийся порядок, как в бессмысленном «Дыр-бул-щир», но и дальний порядок, внутристрофовый и междустрофовый, как у Пушкина или как в кристалле высокой степени симметрии, гармонии, чистоты. Здесь корреляционная семантическая функция – которую мы выберем параметром порядка - имеет трансляционную симметрию, воспроизводя себя на всем многомерном фазовом пространстве текста.

При этом, как есть твердые тела, только по виду похожие на кристалл, а на деле аморфные (стекло – не кристалл, хотя для дилетанта неотличимо от благородного кристаллического кварца), так есть стихи только по виду упорядоченные,хрупкие, связанные только механикой формы, но не пронизанные сюжетообразующим смыслом, не составляющие настоящего единства. Существуют хорошо прорифмованные стихотворения, но без общей ясной идеи. Эти полиморфы неустойчивы, в них слова не чувствуют далеких соседей из других строф.

А что же такое при этом фазовый переход? Это эффект прочтения в широком смысле слова - от отвращения до катарсиса - то, что происходит в сознании индивидуума, считывающего определенную стихотворную единицу текста. Здесь важна среда, в которую падает кристалл – наполненность сознания родственными, враждебными или инертными агентами. От этого зависит, вызовет ли поглощение текста спонтанную кристаллизацию сознания по образу и подобию поглощенного кристалла или кристалл растворится в агрессивной среде, а то и само сознание выпадет в осадок...

Может и вовсе ничего не произойти, кроме затрат энергии на потребление текста – скука, усталость, раздражение. Чтобы это предотвратить, можно выработать систему тестов, определяющих соответствие потребляющего текст индивида с потребляемым символьным наноструктурированным инновационным продуктом. Это приведет, в частности, к выработке цифровых методик преобразования сухих и аморфных канцелярских текстов в высокоупорядоченные, удобочитаемые стихотворные поэмы и романы в стихах.

Андрей Белый с его квазифизическими подходами к текстам вполне мог бы получить сегодня инновационный грант на разработку метода количественного анализа стихотворного текста, метода scoring function, позволяющего отделить связную литературу от бессмысленной, хаотической, графоманской –конечно относительно определенного типа сознания, которое мы хотели бы культивировать.


Рецензии
Очень интересная гипотеза. Эх, если бы еще с примерами стихов:-) сравнение графоманских со структуированными. Может, не точно выразила мысль, но надеюсь, Вы поняли о чём речь.
С интересом к вашему творчеству.

Светлана Таис   19.10.2014 23:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.