Проблема праведных жен и их злых мужей

Абигея - Авигея - Абигаль
Проблема праведных жен и их злых мужей побудила меня написать эту статью, размышления на основе истории с Абигалью.

Абигея — ивр. ;;;;;;;;;;; еврейское женское имя ;;;;;;;;;; ('Avigayil), что означает «мой отец радость». В Ветхом Завете это имя жены Навала. После смерти Навала, она стала третьей женой царя Давида.
Имя человека того — Навал, а имя жены его — Авигея; эта женщина была весьма умная и красивая лицем, а он — человек жестокий и злой нравом; он был из рода Халева.
— 1Цар.25:
«Умная»


Нас так познакомили с Авигеей в Писании: «...она весьма умная и красивая лицом» - очень редкое сочетание и, понятное дело, что очень не легко для истино красивой женщины сохранить кротость и непредвзятость перед лицом продолжающейся лести и очарованных взглядов.
Однако нас удивляет, что Авигея замужем за таким грубым и распущенным человеком. Его имя Навал означает «безумный», то есть не просто глупый, а скорее жестокий. Как могли родители дать сыну такое имя? Объяснение может быть в том, что большинство еврейских существительных состоят из трёх согласных, между которыми ставятся гласные и изменение хоть одной гласной может привести к изменению значения. Таким образом «Nebel» или «Nevel» могло означать «лира», в то время как «Naebel» - «кожаная ёмкость». Возможно с годами, когда проявился подлинный характер Навала, его окружающие изменили имя, и из этого музыкального инструмента получился грубиян.
По-другому этого человека звали «сын Велиалы»(Belial). Имя Велиала – это форма вавилонского имени богини Belili, которая хозяйствует в преисподней; в простонародном еврейском языке эта форма означает «не вырвешься», так что надо понимать это, как место, откуда путник не может вернуться. Другими словами это эквивалентно выражению Иисуса «дитя ада» (Матф. 23:15, но в русском переводе «сын геенны»). Общепринятое значение Велилы просто «недостойный».
И опять же очень хотелось бы знать, как это отец, выразивший такую радость по рождению дочери, мог выдать её за такого человека? Был ли Навал намного старше своей жены мы не знаем, но ко времени этого библейского эпизода он был, очевидно, человеком богатым, имел значительное состояние по соседству с Кармилом (на юго-запад от Мёртвого моря). Более того он происходил из благородной семьи Халева, сына Иефонии, кенеянки, принятой в царскую семью Иудеи и выдающегося вождя Израиля; в то время статус и имущество значило всё, и вероятно её отец думал, что сделал для неё хорошо. Ведь даже сегодня, когда женщина вольна и может выбрать в мужья кого она хочет, для боговерной женщины странно выйти замуж за мужчину хуже себя. Впрочем, может, если надеется, что сможет изменить его. Справедливости ради надо сказать о Навале, что он не даёт оснований предположить, что обращался с женой как с рабыней, ограничив её свободу и держа в повиновении.
Опять же нередко случается, что у людей вроде Навала имеет место истиное поклонение женщине, на которой они женятся и которая превосходит их во всём.


 

Навал принимал как должное, что кто-то берег его стада. В своей заносчивости, он считал, что мир существует для его удобства, все обязаны обслуживать его и его семью, а его стада, его богатство — это дело “его рук, его ума”.
Не так ли бывает и в нашей жизни? Есть ли среди нас такие, которые считают, что все должны о них думать, заботиться, обслуживать, почитать их, уважать, а они все это принимают, как должное? Это способствует утверждению в таких сердцах неблагодарности, бесчувственности.

Это хорошая поучительная история, где жена знает с кем дружить, а муж злой недружелюбный и не проницательный, она наперед просчитала, что Давид будет Царем, и что Бог на его стороне и стоит его поддержать, а не воевать с ним. Она не послушалась мужа и сделала наперекор, и пожала благословение. Она фактически заботилась о всех своих домашних и о муже чтобы не было кровопролития.

30. И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем,
31. то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою.
32. И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне,
33. и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя.
34. Но, — жив Господь Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе, — если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене.
35. И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лице твое.

Между тем один из слуг Навала, понимая неминуемую опасность, которая их ждала, ускользнул, чтобы предупредить свою хозяйку. Он быстро пересказал, что Давид и его отряд сделали для них: «Они были оградою для нас и днём, и ночью, когда мы пасли стада вблизи их», - и передал нелицеприятный ответ мужа и, забыв, что он был в присутствии своей госпожи, закончил с подлинным чувством: «А он (Ваал) человек злой, нельзя говорить с ним!». В менее опасной ситуации Авигея, несомненно, не позволила бы слуге говорить о хозяине в таком духе. Но сейчас не было времени для таких тонкостей. Ей пришлось действовать быстро, чтобы спасти своего мужа и всё хозяйство. Что если б она утратила суть событий и её сознание поразила бы мысль избавиться от нежеланного партнёра?

Она бы всё могла свалить на него, поскольку не касалась этих событий. Но она была верной женой, возможно не очень любимой и уважаемой мужем, но по крайней мере могла встать между ним и его глупостью, да кроме того в хозяйстве были и другие люди, о которых надо было думать.
И вот тут обнаруживается подлинный характер женщины. Она не впала в панику, не поддалась истерике и не ударилась в слёзы. Она не просила совета и не просила помощи. И уж конечно, не подумала о помощи со стороны мужа, поскольку в повествовании отмечено: «а мужу ничего не сказала». Её хорошо отлаженное хозяйство было способно справиться с непредвиденным, и она действовала спокойно и уверенно, как будто у неё был месяц на подготовку. Как её предок Иаков, усмиряя Исава, она приготовила дары усмирения Давиду и его отряду, который двигался к её дому, и послала всё это вперёд со своими слугами. Дары были щедрые: двести хлебов, два меха с вином, пять овец (без сомнения приготовленных для праздника по возвращении стригалей), пять мер сушеных зёрен, сто связок изюма и двести связок смоков. Это по меньшей мере пять груженых ослов с провизией!

Красноречивое обращение



Пока шла эта лихорадочная активность, в мозгу Авигеи проходила ещё более напряжённая работа. Как она должна обратиться, чтобы охладить гнев молодого своевольного воина?
Дары должны стать началом примирения, а остальное должен сделать её ум. Она медленно следовала за своими слугами и, несомненно, собиралась с мыслями, выбирая способ наступления. Молилась ли она? – Без сомнения. Мысленно она всё время оценивала того, с кем ей придётся иметь дело. Это должен быть человек честный и прямой, раз он избран Богом и помазан рукой Самуила. Каким-то образом ей надо отвлечь внимание Давида от недостойного Навала на себя, веря, что когда оправданный гнев Давидов постепенно утихнет, его правдивая натура выкажет себя. В одном она была уверена: Давид не будет мстить женщине.

Повествование умалчивает о том, как принял Давид слуг с гружеными ослами. Возможно, пока он шёл горной дорогой, ещё пылая гневом и изливая угрозы в присутствии своих людей, он отстранил слуг с их ослами. Его слова, должно быть, слышались на некотором отдалении, и когда Авигея ехала на своём осле под прикрытием гор, она должно быть слышала его взбешенный голос, возвышающийся над шумом вооружённых людей. И тут, следуя изгибу дороги, она вдруг возникла перед отрядом с Давидом во главе.
Можем себе представить изумление Давида, когда он встретил её лицом к лицу одну на горной дороге. Но это изумление ещё более возросло, когда она без колебаний соскользнула со своего осла и упала у его ног, пригнув своё красивое лицо в пыль. И она тут же начала своё обращение. Оно преподано как одно из самых красноречивых речений во всём Писании. Её аргументы – комбинация покорности и твёрдости, смелости и проницательности; она выказывала ему почтение, должное помазанику Господа, она и в самом деле обращалась к нему «мой господин» и говорила о себе, как о служанке. Она была почтительна без раболепия, и её замечания полны мудрости, свободны от лести и казались пророческими.

Её главная стратегия была в том, чтобы взять всё внимание на себя и отвлечь от виновника: «На мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей». Потом она обрисовала Навала как недостойного и глупого. В попытке усмирить его обиду она намекнула, что это было сделано не по злобе или вражде, а лишь по глупости его натуры, которые делают его почти неотдающим себе отчёта в поступках. «Пусть господин мой не обращает внимания...» Ошибка её, - говорит она, - поскольку она, хозяйка, не видела юношей, посланных Давидом, и не сразу узнала об их нуждах, - как всё просто!

Пророческое понимание



С этой точки зрения видела ли она жар гнева Давидова и свирепое выражение его лица? Во всяком случае она разумно допускала, что Давид уже изменил своё мнение, поэтому она продолжала: «...жив Господь и жива душа твоя; Господь не попустит тебя идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения». Таким образом, определив его статус как Бога, она закрепила свой успех последними словами о Навале: «И ныне да будут, как Навал, враги твои и замышляющие против господина моего». То есть, не представляющими опасности.

Когда она предложила свои дары, которые, конечно, обезоружили Давида, мы почти слышим, как солдаты вкладывают свои мечи в ножны: сегодня не будет кровопролития! И тогда, с глубоким пониманием Божьего намерения она объявила: «Господь непременно устроит господину моему твёрдый дом, ибо войны Господа ведёт господин мой, и зло не найдётся в тебе во всю жизнь твою. Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа, Бога твоего, а душу врагов твоих бросит он, как бы пращёю» (1 Царств 25:28,29).

«Господь устроит господину твёрдый дом» - это отправляет нас в 2 Царств 7:11 - «И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом», - обещание, данное всей царской линии. Авигея почти предвосхищает пророка Нафана! В Новой Английской Библии тут есть более интересный парафраз: «Если кто из людей начнёт преследовать тебя, чтобы взять твою жизнь, Господь, твой Бог, оградит твою жизнь и поместит среди своих сокровищ». Позволяет ли еврейский оригинал такой перевод – сомнительно, но эта мысль более приемлема, если вспомнить такие отрывки из Исхода 19:5, Малахии 3:15, где «Божье особое сокровище» и «драгоценные камни» имеют подспудное значение как Его личные сокровища. (В русской Библии «Собственность»)

«Благословен твой ум»


Помня о его положении в глазах Бога, можно предугадать реакцию Давида. Авигея сказала защитную речь и убедила, и у неё осталась только одна просьба:
«И когда Господь сделает господину моему всё, что говорили о тебе доброго, и поставит тебя вождём над Израилем, то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберёг себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою».
И Давид ответил втой же манере:
«Благословен Господь, Бог Израилев, который послал тебя ныне навстречу мне. И благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты не допустила меня идти на пролитие крови... Иди с миром в дом твой; вот я послушался голоса твоего и я удовлетворю твою просьбу» (Стих 30,35. В русском тексте « и почтил лице твое»).

Так может повлиять достойная женщина на мужчину. Она не стала искать высокого положения или учить его; она показала великую покорность и обращалась к благородным сторонам его натуры. И мы, как Давид, можем поучиться у Авигеи.
Когда Давид честно признал абсурдом своё намерение отплатить, и воззвал благословение на неё и милостиво принял её дары, она смогла вернуться домой в полной уверенности, что всё будет хорошо. В памяти же Давида осталась надолго встреча с такой необычной женщиной, долго после того, как она и её осёл исчезли за поворотом горной дороги. Пока он ехал домой, молчаливый, просветлённый, полный дум человек, его люди благоразумно следовали позади, оставив его наедине с его мыслями.

Должно быть для Авигеи мерзко было вернуться из общества такого человека, как Давид к празднующему Навалу, упившимуся до оцепенения. Какой контраст! Была ли она ему ещё верна, если не сказала сразу об ужасном бедствии, которого он избежал? Пока он был пьян поднять в нём великую ярость – это дало бы страшный результат. Или же она, после разговора с таким приятным мужчиной, как Давид, не смогла заставить себя говорить с Навалом? Однако при утреннем свете, когда он, вероятно, был ещё в оцепенении, она ему рассказала всё, и результат оказался фатальным: серьёзный сердечный приступ. (В Библии сказано: «...и замерло в нём сердце его» потому что «Господь поразил его») Через десять
дней он умер.


 

36. И пришла Авигея к Навалу, и вот, у него пир в доме его, как пир царский, и сердце Навала было весело; он же был очень пьян; и не сказала ему ни слова, ни большого, ни малого, до утра.
37. Утром же, когда Навал отрезвился, жена его рассказала ему об этом, и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень.
38. Дней через десять поразил Господь Навала, и он умер.
39. И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла; Господь обратил злобу Навала на его же голову. И послал Давид сказать Авигее, что он берет ее себе в жену.
40. И пришли слуги Давидовы к Авигее на Кармил и сказали ей так: Давид послал нас к тебе, чтобы взять тебя ему в жену.
41. Она встала и поклонилась лицем до земли и сказала: вот, раба твоя готова быть служанкою, чтобы омывать ноги слуг господина моего.
(Первая книга Царств 25:30-41)


У Абигальи муж умер, но в сегодняшних ситуациях - имеет ли право жена на развод, когда видит, что муж не заботится не о ней не о домашних, когда он не разделяет ее взглядов и постоянные ссоры, когда он пьет и гуляет.
Апостол Павел говорит к миру призвал нас Господь, и жена имеет право на развод если нету больше никакого будущего в этих отношениях. А что думаешь ты ...


Написать комментарий    Подписаться на комментарии Пригласить
Рейтинг
3   


 
Василий Подгурский      27-06-2012 14:47 (ссылка) Это спам
Re: Абигея - Авигея - Абигаль
Написано - если неверующий муж не хочет жить с верующей женой , она свободна от него . И более того я считаю что она может выйти замуж только за мужчину в Господе . У меня на работе большой коллектив неверующих мужчин сотрудников ; и те из них которые уважают своих жен - хотят с ними жить . А тех которые неуважают - видно по их поступкам , и мало ли что они говорят языком . Если муж алкоголик и не лечится серьезно - значит он по настоящему не хочет жить с женой , также и наркоман . Если поднимает на нее руку и бьет , также не хочет жить , потому что не ценит . И более того осмелюсь заявить - если материт ее часто - также не хочет жить с ней ; сестра свободна .


Рецензии