Бард В. Андреев

     Андреев Владимир Викторович отмечает свой день рождения в июне.
Публикуенм материал журналиста Е.Москалевой о нем из международного интернет-журнала "Народный" и стихотворное посвящение Л.Юдникова.
     Родился В.Андреев в 1950 г. в Вологде. Пишет музыку с 70-х гг. ХХ века. Выпущен диск и три нотных сборника песен Владимира Андреева. Детские песни В.В. Андреева звучали в передачах ЦТ «На балу у Золушки», «Утренняя звезда», «Музыкальный клуб».
В последние годы композитор Андреев сочиняет песни к телевизионным фильмам Марии Таранченко, таким, как теленовелла о художнике-оформителе Эд.Фролове, в которой звучит песня «Пересудами, разговорами» на стихи Ольги Фокиной.
Кто они – композиторы? Что за создания такие,

коим дан свыше бесценный дар творить музыку, способную людей заставить плакать и смеяться, поднимать на амбразуры или наоборот, - сделать БЕСдушной толпой?

Елена Москалёва, журналист:

-Для меня, человека в музыкальной культуре не искушенного, представление о композиторе, как о творце, до некоторых пор было сложено из нескольких прототипов. Смешались образы: Бах,  Рахманинов, Шнитке, Мартынов, Антонов… И совершенно не думается о том, что они – такие же смертные люди, со своими недостатками, какими-то человеческими проблемами. Абсолютно мне не интересно знать про кулуарные интриги,  о которых иной раз пишут или говорят. Потому что как человек, которому не дано творить музыку, композитора я отношу к особой касте неприкасаемых. Их не должно касаться ничто грязное, мелкое, мерзкое. Чтобы они могли делать свое дело так, как им предназначено – талантливо и проникновенно.
Должна была это сказать, чтобы было понятно, что изменилось в моем представлении о композиторах.

Музыка – одно из величайших средств воспитания культуры. И что есть сегодня? Как применяется такое средство? Массово. И массовость эта направлена на поголовную БЕСдуховность. Песенная культура: нет гармонии текстов и музыки. В итоге – крайне мало песен, которые проникали бы в мозг и сердце, от которых бы захватывало дыхание, мурашки по телу.

Не удивительно поэтому, что каждое появление на публике авторов-исполнителей с навыками «старой песенной школы» - явление. Такого не увидишь по телевизору, не услышишь по радио. Это «не формат», как принято сегодня говорить в масс-медиа. К одному из таких композиторов-«не форматов» относится и вологодский автор Владимир Андреев.
 
Мое первое знакомство с ним случилось в Доме Народного художника В.Н. Корбакова на открытии выставки Леонида Юдникова, вологодского самодеятельного художника.
Там Владимир исполнил свой музыкально-поэтический экспромт в честь своего друга-художника. Тогда я поразилась такому сочетанию – умело сымпровизированные стихи и музыка, исполненные тут же незатейливо, с душой.
А спустя какое-то время  новое удивление. Узнаю, что Андреев, этот уже немолодой, обычный с виду человек, лишенный всяческого лоска и менторских интонаций,   - композитор, что называется, с именем! 
Слушаю песни, к которым он написал музыку, и понимаю: настоящее! Звоню ему и узнаю, что он не страдает от отсутствия благ цивилизации – нет у него компьютера, интернета, всех таких средств современного мира он чуждается. Аскет XXI века, одним словом.
Загораюсь любопытством и, чтобы больше узнать об этом человеке, звоню Элле Андреевне Кирилловой - на мой взгляд, самому знающему вологодскую музыкальную  культуру человеку. Наш разговор с Эллой Андреевной, по сути, - то, что изложено в следующей статье.

Семь нот в тишине...

http://www.cultinfo.ru/music/andreevst.htm
Из главы «Семь нот в тишине...», Кириллова Э.А. Очерки музыкальной жизни. - Вологда, 1997.

-Его пунктуальность войдет в легенду: назначив встречу, В. Андреев приходит точно с боем часов, невзирая на превратности погоды или коварство общественного транспорта. Друзей долго поражал этот феномен, но отгадка тайны оказалась до смешного простой: Владимир приезжает на встречу, как обычный смертный, чуть раньше запланированного времени и ждет за дверью, пока портативный будильник в кармане его куртки не прозвенит условленный час. Только тогда он энергично нажимает кнопку звонка... Он немногословен, несуетлив, уравновешен. Охотно смеется удачной шутке. Он цепко держит в памяти более ста собственных мелодий и любую из них по первой просьбе собеседника готов спеть, насвистеть, простучать, промычать... О себе говорить решительно не любит – очень редко удается его «расшевелить», и тогда отдельные факты воспоминаний и жизненных впечатлений выстраиваются в пунктир, казалось бы, совсем обычной судьбы.

Он родился в Вологде в 1950-м. Пятилетним мальчиком прослушивался в одной из ленинградских музыкальных школ: его тетя, у которой гостил малыш, пораженная стихийной одаренностью ребенка, решила показать Володю специалисту. «Седой пожилой преподаватель нажимал на клавиши, а я повторял звуки, – вспоминает В. Андреев. По-видимому, он остался доволен мною, но сказал: Приводите мальчика через два года!» Живи он тогда в Ленинграде, и первоначальные музыкальные знания Владимир приобрел бы в раннем детстве.
Учился В. Андреев в 32-й вологодской школе, там же начал писать первые стихи. Чаще всего это были рифмованные шаржи – экспромты на темы школьной жизни. В седьмом классе в новогодней стенной газете одноклассники пожелали ему стать поэтом. С одинаковым успехом могли бы посоветовать идти в артисты – никто чаще Владимира не исполнял смешные сцены на школьных вечерах. Среди других ему особенно запомнилась роль пещерного человека, попавшего в квартиру современного двоечника.

После армии В. Андреев работал в системе Минводхоза – вел топографическую съемку в восьми районах нашей области. Эта вахта подарила ему множество встреч с самыми разнообразными людьми и ошеломляющий восторг от первозданной природы заповедных вологодских мест. Сами по себе рождались стихи и песни:

Потускнело зеркало крыш,
Сохнут капли дождя на окне.
За окном – деревенская тишь,
Только ходики «тик-так» на стене...

Очень скоро Владимир, уже пробовавший себя и в сочинении музыки, понял, как он сам позже признавался, что «стихи слабоваты» и обратился к текстам профессиональных поэтов.
Ольга Александровна Фокина первая услышала его песню на собственные стихи и пригласила на свою встречу с учащимися ГПТУ-7. Юная публика встретила Володю Андреева весьма доброжелательно – наверно, уже тогда проявились сильные черты музыки молодого автора – оригинальность напева, непосредственность и открытость. Вместе с другими самодеятельными музыкантами – К. Линком, В. Громовым, А. Хазовым и Т. Орловой, П. Малышевым - В. Андреев много раз представлял свое творчество на авторских встречах поэтессы.

Позже В. Андреева привлекли стихи других вологжан – Н. Рубцова, А. Яшина, В. Коротаева, С. Викулова, Б. Чулкова, Н. Сидоровой. Поначалу это была лирическая тема, звучащая у каждого автора по-своему. Потом на смену лирике пришли раздумья о жизни, об окружающем нас мире природы, о братьях наших меньших. Животным посвящено немало удачных песен В. Андреева.
Особенно активизировалось творчество Владимира, когда он попал в театр миниатюр вологодского Дворца культуры железнодорожников – мобильный молодежный коллектив, которым руководил режиссер городского театра юного зрителя Н. Коваль. В.Андреев участвовал во многих сценах, скетчах, мини-спектаклях театра – сочинял музыку к ним, а потом его песни «уходили» из данной программы и продолжали жить самостоятельно.

Много лет отдал В. Андреев участию в клубе самодеятельной песни «Откровение», состоял в объединении композиторов-любителей при областном научно-методическом центре. Всюду встречал дружеский совет, доброжелательную критику, а на семинарах композиторов – и существенную помощь профессиональных консультантов из Москвы и Ленинграда.
Можно только поражаться тому, с каким постоянным упорством Владимир работает над собой: азам нотной грамоты его научил двоюродный брат, все остальное он сделал сам! В. Андреев записывает свои песни на нотный стан, освоил буквенные обозначения аккордов – теперь в фиксации мелодий он не зависит ни от кого.

Счастливой стезей Владимира стала детская тема. Песни вологодского самодеятельного автора, рабочего-слесаря трижды звучали по Центральному телевидению: в 1991 году в передаче «На балу у Золушки» исполнялись песни «Пальчики» на сл. Т. Петуховой и «Зачем собаке хвост?» - на сл. П. Вегина, в 1992 году в «Утренней звезде» звучал «Дождь» на сл. О. Фокиной, и в том же 1992-м в передаче «Детский музыкальный клуб» выступал ансамбль «Веселые нотки» – неутомимый пропагандист песен В. Андреева (руководитель ансамбля И. Цветкова) с «Пальчиками» и автор – с песней на сл. А. Яшина «Покормите птиц». А еще песню «Покормите птиц» исполняла в 1987 году Светлана Стрежнева – солистка ансамбля «Веселые нотки» в программе отчета вологодских самодеятельных композиторов. К 1996 году на счету у В. Андреева было сорок оригинальных песен для детей. В последние годы Владимира увлекло сочинение театральной музыки.

Таков портрет одного из вологодских композиторов. Его не нужно дважды приглашать на встречу со слушателями. С полной самоотдачей он работает в большом концертном зале и в скромном детском клубе, в больничной палате и в солдатской казарме – ему неважно, в какой обстановке он музицирует – В. Андреев делится своим творчеством и благодарен слушателю за чуткость и взаимопонимание.



В. Андрееву
     Леонид Юдников

Под гитары перезвон
Запоет Андреев,
Будто в душу влезет он,
Изнутри согреет.

Бог талантом наградил
Делать песни.
И становится в груди
Сердцу тесно,

Сердце просится в полет,
Хороводит,
За собой его ведет
Бард Володя.

Дайте дух перевести
На минуту.
То смеемся, то грустим –
Это круто!

На фото: бард В.Андреев


Рецензии