Заметки путешественника Часть 1

 -В командировку поедешь?
-Поеду!
Так в очередной раз молодой специалист,работавший на НЭВЗе (Новочеркасском электровозостроительном заводе) инженером-конструктором в 1958-1961 годы отправился в очередную командировку на Миасский электромашиностроительный завод, изготавливавший ТЭНы (трубчатые электронагреватели) для системы охлаждения игнитронов, ртутных выпрямителей тока таллиннского производства, применявшиеся тогда на электротранспорте.
  Это была шестая и последняя моя командировка в Миасс. Моя задача заключалась в том, чтобы переложить вину на изготовителей ТЭНов, которые взрывались во время эксплуатации на электровозах. Предыдущие проверки не выявили причин аварий на железных дорогах
Советского Союза, Индии и Китая. А эти причины обнаружились при лабораторных испытаниях  ТЭНов, проведённых в Миассе во время этой моей последней командировки. 
  Испытания проводились в условиях, которые могли бы создаться на движущихся на крутых поворотах локомотивах, когда под действием центробежных сил охлаждающая жидкость перемещалась, обнажая ТЭНы. Корпуса ТЭНов изготавливались из латуни. Все испытываемые нагреватели при испытании взорвались, кроме экспериментального ТЭНа, изготовленного по моему заказу из жаропрочной стали (нержавейки).
   Протоколы испытаний привёз на родной завод.Через несколько дней произошёл взрыв иного рода:в кабинете  директора завода Курочкина Бориса Николаевича  стояли «на вытяжку» человек тридцать провинившихся конструкторов и технологов завода. Он обматерил всех, не стесняясь присутствия женщин. Я стоял за спиной моего руководителя Матвея Матвеевича Ягнича и ждал, что доберутся и до меня, виновника скандала.
    Очень скоро произошла техническая революция в тяжёлом машиностроении.
«Паровозники» (так называли консерваторов-специалистов  в железнодорожном транспорте) уступили полупроводниковой технологии. Мощные диоды пробили себе дорогу и заменили таллиннские ртутные выпрямители тока. Сложная и ненадёжная система  охлаждения  их оказалась никому не нужной, как и  их разработчики. Эта система охлаждения могла бы ещё безаварийно работать с жаропрочными ТЭНами. Они в протоколе миасских  испытаний рекомендовалось для замены латунных, размягчавшихся, как   воск, когда жидкость уходила отливной волной и обнажала мгновенно раскрасневшиеся и вспучивающиеся местами трубки электронагревателей.
  Но «поезд ушёл», полупроводники решительно шагнули в электровозостроение и прочий электротранспорт.
   Не успел я осмыслить свою роль в технической революции, как меня пригласили работать на  Р Э З  ( Рижский электромашиностроительный завод) руководителем конструкторской группы. Предложение принял как только отработал на НЭВЗе положенные три года после получения направления на производство от комиссии Новочеркасского политехнического института, распределявшей тогда  вновьиспечённые  кадры индустрии.
  Это произошло незадолго до социальной революции 1962 года в Новочеркасске, в которой НЭВЗ и её директор сыграли свою историческую роль.
   «Горячий парень» (по клейму, которое поставила на меня партийная секретарша НЭВЗа) избежал, таким образом, горячих событий июня 1962 года в Новочеркасске.
«Восстанием обречённых» назвала эти события центральная газета «Известия». Но обречённой, как показала история, оказалась Советская Власть, которая несмотря   на тоталитарную твердь Курочкиных  разваливалась, и окончательно развалилась 27 лет спустя.
  Рига в 1961 году встретила меня изобилием продовольствия и товаров  Но это уже другая история.


Рецензии