Пробный КИП Японский сонет

КИП:  конкурс - игра - практика
Цель данного формата - помочь авторам подготовить свои  подборки по стилям/формам/техникам (изучаемым на данной странице), понять  уровень своих текстов и (если есть) ошибки, научиться данным/новым стилям/формам/техникам.  КИПы будут носить циклический характер, каждый цикл будет начинаться с лёгких текстов и заканчиваться сложными. Любой автор может начинать с любого цикла и с любой его части. 

Пробный КИП
Тема: Японский сонет
Время проведения: с даты публикации данного поста до 21-00(мскв.вр.)  01.07.2012г.
Правила:
1.  Автор публикует на своей странице подборку японских сонетов (от 5-ти до 10-ти текстов) и оставляет под данным постом в рецензии на неё ссылку.   
2. Ведущий данной страницы делает блиц-разбор присланных текстов (к обсуждению приглашается и может участвовать любой автор).
3. Автор до 21-00(мскв.вр.)  01.07.2012г. может вносить в тексты любые правки, может полностью заменять тексты.
4. По окончательным вариантам подборок проводится голосование. Для участников КИПа голосование обязательное. максимальная оценка 3 балла (от 1 до 3-х), также может проголосовать любой гость - 1 балл. 
5. Кроме того, по желанию автора, ведущий конкурса, направляет авторскую подборку (не важно какое место она заняла в КИПе) для включения текстов из неё в общую подборку на странице Трёх Книг http://www.stihi.ru/avtor/triknigi, где тексты пройдут редакторский отбор (могут быть включены в электронную версию сборника).
6. Лучший японский сонет (текст) будем просить превратить в видеоролик на странице Видеопоэзия http://www.stihi.ru/avtor/videopoez
7. Просьба к авторам свои подборки (на своих страницах) оформлять как здесь http://www.stihi.ru/2011/05/25/107  (содержание, тексты, если текст(ы) размещен(ы) отдельно на странице необходимо дать на него(них) ссылку(и))
8. Правила и примеры написания японского сонета (дактиль) можно посмотреть на странице: http://www.stihi.ru/avtor/otogiboko
9. Принципы КИП(ов) можно использовать и на своих страницах (проводить у себя первые туры) и приходить на данную страницу группой авторов.

Критерии оценки по японскому сонету (рекомендации по написанию)
Японский сонет (2 хокку + 4 строчки, являющиеся, по сути, двумя связанными между собой по смыслу двустишиями) подразумевают право на самостоятельное существование каждого хокку, и в то же время неотделимость их друг от друга в контексте общей идеи произведения. Количество слогов 5-7-5 для хокку и 7-5-7-5 для четверостишия (ударные 1-4-7 слоги)
.
1. Не пишите в рифму, она дает чувство ложной завершенности, а в хайку(ясе) всегда есть приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
 2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
 3. Не выдумывайте  «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
 4. Не пытайтесь объяснить что-то, а лишь покажите это.
 5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
 6. Не пишите дневник или рассказ на тему «Как я провел лето».
 7. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего –  должно создаваться ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
 8. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное ее прочтение.
 9. Прием ради приема, красивость ради красивости и т.п. делает текст плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.




Авторы участники:


1. Рундель Ксения http://stihi.ru/2012/06/24/5974
2. Екатерина Заря http://www.stihi.ru/2012/06/24/4949
3. Лариса Ладыка  http://www.stihi.ru/2012/06/24/7228
4. Александр Савостьянов  http://www.stihi.ru/2012/06/25/2679














Немного собственных размышлений.   Наиболее правильным текстом яса долгое время мне представлялся текст, в котором присутствует теза-антитеза-катарсис (в целом так и осталось/ три строчки-три части текста в этом плане очень удобны), но одновременно было ощущение чего-то упускаемого - это акценты (вне авторского желания/и знаков препинания).  Попробую объяснить на примере из Томашевского. «Если сказать «Я  с.е.г.о.д.н.я  пришёл в университет» то это отвечает на вопрос: когда, в какой день я пришёл; «Я сегодня п.р.и.ш.ё.л в университет», т.е.обыкновенно я имею привычку приезжать, а сегодня пришёл;  «Я сегодня пришёл в у.н.и.в.е.с.и.т.е.т», т.е. я не имею обыкновения заходить в это учреждение, а случилось так, что я пришёл сюда.»
Другими словами можно управлять и логическими ударениями и конструкция/форма яса для этого очень удобна. Когда будете писать тексты, попробуйте поработать не только с тезами/антитезами, но и с логическими ударениями.


всем удачи, не стесняйтесь задавать вопросы.


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.