Когда бы не любовь

Ты помнишь шевелюру кипариса?
Покой вечерний в изумруд ее расцветил,
В ней стая поселилась злых щеглов,
Но разогнал щеглов гуляка-ветер,
И этого никто бы  не заметил,
Когда б не двое на пороге снов,
Когда б не слов гортанный переклёв,
Когда б не близкое дыханье смерти,
Когда бы не любовь.



                июнь 19, 2012 г
                елена нижний рейн
                шарлотт, северная каролина

Картина: Винсент Ван Гог. Дорога с Кипарисами и звездами.


Рецензии
Вряд ли для Вас откровение - то, что скажу.
Не так давно, размышляя о Ван Гоге, я понял, что его картины - кино. Главное в нём - динамика, то чего так и не смогли сотворить импрессионисты. И здорово, что Вы перекликаетесь с ним в этом. Ваши стихотворения - не просто точное слово. У Вас в текстах тоже много динамики. И тот шут на Вашей картине (всё время стоит у меня в глазах) уверенно это подтверждает.
Спасибо!
Здорово.

Владимир Емельяненко   21.06.2012 23:46     Заявить о нарушении
Очень даже... откровение...дело в том, что такой взгляд сверху - я называю птичий взгляд - случается не часто. Одно дело заметить - я всегда знала, что трава у Ван Гога куда-то спешит, что если посмотреть даже не на живопись его, а на наброски к картинам - то увидишь сумасшедшее движения точек, запятых, стришочков, линий, ветра, дерев, всего вокруг - его карандаш и кисть пляшет в диком ритме дикого танца. НО.. другое дело назвать это фильмом :) обобщить это до уровня противопоставления, скажем, импрессионистам (у них тоже блики пляшут, но не линии, не кисти) - мне и в голову не приходила. Вообще взгляд Человека (внимательного) обычно настолько его собственный, ни на что не похожий, а если и похожий, то там только его детали, которые только он видит... :)

Меня приятно удивило то, что вы увидели динамику в моих картинах. Дело в том, что у меня плоскостное видение - 2х мерное в рисовании - это часто путь наивных художников, графиков, экспрессионистов, но уж точно не импрессионистов. Но в этом деле выходит наружу, становится важным каждая линия, каждый мазок. Движение и воздух создается не обьемами, а той самой динамикой... По-видимому моя любовь к цвету и ритму, кривизне даже - это от него и есть, вернее от Пост-импрессионистов - Гога (движение), Гогена (цвет),Сезанна (кривизна) и далее (Матисс, Клее, Кандинский - ритм, Пикассо - кривизна, аусайдеры - Алоиза итд(цвет, экспрессия, кривизна) , немцы-экспрессионисты, и древние - такие как Сурбаран,Кранах, Брейгель, Босх, Рафаэль - цвет и удивительная современность портретов) итд...)

Но одно дело любить все это - а другое то, что вы находите отголоски этой динамики у меня - приятно!!! А уж, что это есть в стихах! Я пока понятия не имею, что я со словами делаю - они слишком молоды :)) Опять таки только знаю, что люблю в стихах :) Спасибо, Володя!

Декарт, кажется, сказал что-то вроде достаточно правильно мыслить, чтобы хорошо поступать, я б сказала достаточно любить правильное, чтобы правильное делать :)))) наивно, конечно :)))
Что-то я расписалась :)))

Елена Нижний Рейн   22.06.2012 01:03   Заявить о нарушении
Поверьте, моя мысль не нова. Лет тридцать назад я подобное вычитал у Сергея Эйзенштейна в книге о монтаже. Великий Учитель кино, как монтажный план прочитал известный портрет Ермоловой. В это время мы занимались в воронежском киноклубе. Был такой потрясающий Учитель - Сталь Никанорович Пензин. Он тогда озаботился тем, чтобы из технарей вырастить универсально образованных людей. Например Параджановские (формально Ильенко) Тени Забытых Предков мы смотрели и разбирали раз пять. Вот и читали киноведческую литературу.

Вторым номером была одна популярная статья в Науке и Жизни о том, как человеческий взгляд осматривает знаменитые классические полотна. Не вспомню, о чьих исследованиях рассказывалось, вероятно, французов, или американцев. Такого рода приборы (по видимому) впоследствии применялись для электронных прицелов в авиации. Впрочем, нам то что... Главное: взгляд при рассмотрении картины движется от точки к точке, причём, неравномерно. Образуются узлы точек, некие скелеты разглядывания, ветви. О-очень интересно. И Вы, конечно, правы старые (прежде всего немецкие мастера, тот же Дюрер) очень динамичны. В другой технике, но картины строятся подобно тому: "Швед, русский, колет, рубит, режет. Бой барабанный..." Это я напоминаю о книге Сергея Михайловича.
А можно монтировать статично, как Веласкес, скажем, Инфанта.

В литературе наиболее очевидное проявление принципа монтажа - поэзия, где вследствие малого вербального объёма появляется большое количество логических лакун, заполняемых более сложными техниками. Среди таких техник наиболее известная - звукопись. И тогда видно в стихотворении кадрики. Раздельные куски повествования. И опять же, можно разглядывать пейзаж, делать статичные планы, монтировать плоский пазл, а можно, как в Бородино дать динамику боя.

Вот и всё, что я хотел сказать. Повторяю - никакого открытия, но развитие хорошо известного.

Большое спасибо за подробный отклик. Именно для вдумчивых рассказов своих собеседников я прихожу на данный сайт.

Владимир Емельяненко   22.06.2012 08:10   Заявить о нарушении
Ну, да, общение, знамо дело, лепота :)
На самом деле повезло вам с общением в Воронеже :)
Мне как-то тоже везло, но по-другому, дело в том , что в доме толпились какие-то интересные люди просто все время, благодаря маме и ее друзьям, и когда ездила к деду в Москву - тоже. Но изучать почему-то все приходилось самой,наверное оттого, что это были ровесники моей мамы а не мой , а когда в Художественном я наконец обзавелась своей толпой - тут я и уехала... А тут уж поначалу в полной изоляции от чего-либо пришлось, выживать надо как-то было, учится...
Так появились и новые друзья, пока училась - и опять отчего-то на поколение старше. Поэтому жила как губка, но переваривание шло внутри :)

А о том как мы глядим на мир - об узелках этих и картах - ну очень было б интересно. Параджанова, да и Эйзенштейна самоизучала на оригиналах, то есть фильмах, хотя какие -то картинки - синие и красные Сергея видела, и читала Параджановские записки и книжку его... :) Может так и лучше - меньше шаблонов в восприятии, хотя меньше образованности, но понимание свое :)

"Швед, русский, колет, рубит, режет. Бой барабанный..." - :))) хорошо :)

А вот с литературой - звукопись и точность каждого слова - это то, как раз, что люблю - но как же часто не могу найти того или другого :) Но звукопись - нет, это мое, это знаю, что мое, в нем для меня почти что все волшебство и есть...хотя и в образах, наверное, тоже..

рада разговору, Володь.

Елена Нижний Рейн   22.06.2012 23:17   Заявить о нарушении