Мифы и легенды народа Путумао
***
Как Путумао выбирали вождя
Однажды народ Путумао выбирал себе вождя. Многие мужчины хотели стать вождями, и один обещал народу благоденствие, другой свободу, третий безопасность... А еще один обещал все сразу. Звали его тогда Кубунгу, что значит "тот, кто не выполняет свои обещания". Сейчас этого никто не помнит, ведь у народа Путумао вождь получает новое имя. А тогда многие знали, что Кубунгу не зря получил свое имя. И говорили: "Не надо выбирать не держащего слова".
Но получилось так, что в нескольких семьях сразу сгорели хижины. А семьи у народа Путумао большие, так что много людей осталось без крова. И построить сложно. Это вы, белые, думаете, мол, навалил кучу жердей, и все. Эти жерди на островах еще где-то взять надо! К тому же несколько людей заживо сгорели, и дети малые были среди них. Тогда Кубунгу сказал:
— Это люди Маопуту тайком пробрались и подожгли хижины. Смерть им! Пусть только попадутся мне на глаза, и я засуну их в отхожую яму!
И народ Путумао так испугался людей Маопуту, что выбрал Кубунгу вождем.
***
Как вождь народа Путумао получил свое имя
Надо вам сказать, что вновь избранный вождь должен пройти процедуру инициации на отдаленном острове. Вам, белым, необязательно знать, в чем она заключается. Важно только то, что она отличается от инициации мальчиков, но, как и мальчики, вождь получает при этом новое имя. А еще там, на острове, организуется пир для избранных мужчин Путумао.
Следуя этому обычаю, Кубунгу со своими людьми отплыл на священный остров (настоящее имя этого острова иностранцы знать не должны). Когда лодки приплыли, и люди вышли на берег, дорогу вождю перебежала крыса. Тогда кто-то из людей сказал:
— Отныне, о вождь, имя тебе будет Крыса.
После этого состоялась инициация, и начали готовиться к пиршеству. Самыми главными украшениями пира были шампанское из самой Шампани и кетовая икра из России. Кроме того, для пира вождя избранные люди отобрали из улова всего народа самых лучших крабов. Вождь подумал:
— Все это хорошо, но хотелось бы еще шестнадцатилетнюю девочку, запеченную в листьях дерева вау.
Потом вздохнул и вспомнил, что недавно крестился в христианской миссии белых людей, и там ему сказали:
— Кай канак ногут.
Что означает:
— Кушать людей нехорошо.
После этого вождь принялся усиленно налегать на шампанское. Он развеселился и решил показать своим людям, как замечательно он умеет управлять лодкой паопао. Один знающий старик сказал ему, что скоро начнется шторм, но Крыса сел в лодку и направился к столичному острову, а его люди сели в лодки с балансирами и поспешили за ним.
Шторм, действительно разыгрался. Люди догнали лодку вождя и перетащили его в большую лодку с балансиром от греха подальше. Лодку сильно качало, и Крыса все кричал:
— Не раскачивайте лодку! Не раскачивайте лодку!
Когда все прибыли и вышли на берег, вождя стало качать на твердой земле как в лодке. И он кричал:
— Не раскачивайте землю! Не раскачивайте землю!
Его сильно тошнило. И народ сказал:
— Отныне имя нашему вождю будет Блюющая Крыса.
***
Как вождь Блюющая Крыса вернулся к вере предков
Вот что еще случилось по возвращении вождя Блюющей Крысы со священного острова:
Вождь, как мы уже сказали, употребил много шампанского, да еще переложил местным самогоном из хлебного дерева. Он стоял, качаясь, и ему казалось, что качается земля. И он сказал:
— Вот эти, с презервативами, это они раскачивают землю! Это их христиане научили! Христиане дали им за это много рыбы и пальмового пива.
И показал при этом на группу людей, которые в честь праздника украсили себя белыми бантиками. Ему показалось, что бантики — это презервативы, которые христианская миссия во множестве раздавала островитянам и островитянкам, которые пока еще не вступили в брак.
— Христиане поощряют людей Маопуту жечь наши хижины и убивать детей. Мы должны вернуться к вере предков. А кто будет слушать христиан, тот враг всему народу Путумао! — кричал дальше Блюющая Крыса. И старый жрец, которого один из предшественников Крысы когда-то изгнал из селения, кивнул головой:
— Да, о великий вождь! Негоже народу Путумао отказываться от веры предков. И не нужна ему вся эта западная роскошь, предки завещали жить скромно и довольствоваться малым.
Крысе понравились речи жреца. Он повелел, чтобы все островитяне, кроме избранных людей, три раза в неделю оставляли все свои занятия и построили самые красивые и богатые хижины для вождя и жреца. Для хижины жреца (которого теперь назвали верховным и в помощь которому назначили младших жрецов из детей избранных людей) выбрали самое красивое место на берегу океана, где росли редкие деревья с большими цветами, каких больше нигде не было, ни на столичном острове, ни на других островах. Деревья спилили, и стройка началась. Тогда избранные люди сказали:
— Мы самые верные слуги вождя. Разве мы не заслуживаем награды за это?
И они велели простым людям построить хижины и для них.
***
Как вождь Блюющая Крыса завоевывал народную любовь
Вождю Блюющей Крысе очень хотелось, чтобы народ Путумао любил его. И он часто спрашивал своих избранных людей, любит ли его народ. И избранные люди отвечали:
— Конечно, о вождь! Посмотри вот на этого человека, как он тебя любит.
А человек этот был помощником старосты артели, которая строила лодки. И он вспомнил, как вождю не понравились люди с белыми бантиками, и сказал:
— Вождь, наша любовь к тебе не знает границ. Только скажи, и мы всей артелью придем тебя защищать от носителей белых бантиков и от людей Маопуту, которых хотят привести эти предатели.
Потом помощник старосты подумал, что про Маопуту он, пожалуй, зря загнул. Все-таки у тех бамбуковые пики и пальмовые дубинки с насаженными на них человеческими черепами. Ну что же, слово не альбатрос, вылетит — не поймаешь. Авось и не придется. Зато поколотить своих же островитян с белыми бантиками, да если еще тебе за это ничего не будет, это круто! И помощник улыбнулся беззубым ртом. А зубы он потерял давно, и теперь не мог кусать пищу, а мог только лизать.
И все-таки вождю казалось, что народ его недостаточно любит. Тогда вождь распорядился огласить новые законы:
1. Никто, кроме избранных людей, без специального разрешения не должен собираться на острове в количестве больше трех человек. Ну, разве что у себя дома, если семья большая.
2. Если кто хочет собраться компанией — свадьбу ли отметить, похоронную ли процессию организовать или просто потанцевать — должен просить разрешения за месяц до собрания.
3. Никто не должен держать у себя в хижине книжки из христианской миссии, а тем более давать их другим людям. Это называется э... э... ("Экстремизм" — подсказал верховный жрец).
4. Писать книжки дозволяется только избранным людям. Если будут писать остальные — это тоже э... э... ("Экстремизм" — подсказал верховный жрец).
5. Если же кто соберется без разрешения, тех бить нещадно и сажать в яму. Если кто на свадьбе будет петь песни или помнет траву при пляске, тех штрафовать: отбирать у них хижину и лодку. Заодно штрафовать и брачующихся, ну или там покойника, если похороны не по правилам пошли.
— Здорово я придумал! — радовался вождь. — Теперь все будут меня любить. А если не будут, все равно хорошо. Тогда все хижины и все лодки на острове станут моими.
***
Как народ Путумао любил вождя Блюющую Крысу
Это тайное сказание. Его можно будет поведать белым людям только при следующем вожде.
***
Что вышло из любви народа Путумао к вождю Блюющей Крысе
Этого сказания еще нет. Думаю, вы сможете узнать об этом, если приедете к нам на остров через годик-другой.
Свидетельство о публикации №112061901596
Удачи тебе, здоровья и исполнения всех желаний! С улыбкой,
Адела Василой 07.08.2023 23:30 Заявить о нарушении
Виктор Станчик 09.08.2023 11:33 Заявить о нарушении