Укол 3-й Что-то с сердцем, или Пьяный ангел
http://gp.satrapov.net/content/180612-266
***
Все-таки мы с пернатыми - не разлей вода. Даже с иностранными. Судите сами. Только мы открыли свою Пристань, как на нее тут же прилетел Parrot, по-нашему – Попугай.
Весьма приличный птиц, доложим мы вам. Не только разговаривает, но и стихи пишет. Причем не самые плохие стихи. Но есть и вопросы. Мы долго думали, как нам лучше сформулировать эти самые вопросы, чтобы и автор намек понял, и читатель не скучал.
И решили прописать ему укольчик, а заодно и вскрытие произвести - его свежего стиха. Как нам кажется, именно в этом стихе проявились как лучшие качества автора, так и теневая сторона его творческой луны. Итак.
Мой ангел
«Моя любовь, мой ангел, мой позор...
Куда девались гордость, сила, воля?
Я прихожу к тебе, как мелкий вор,
приняв большую дозу алкоголя.
Тайком брожу по краешку души -
авось и мне внимания урвётся?
Но ведь и ангел мой не лыком шит -
Замок мудрёный там, где склад эмоций.
А я с отмычкой с детства не дружу,
и ни за что не подобрать мне кода.
И жалобам моим внимают жуть
ночная да сопливая погода.
Я позволяю мелкой моросьбе
святить меня, как поп паникадилом.
И каждый раз даю себе обет,
но выполнить его - увы! - не в силах,
хоть он и очень прост: нэ туше па!* -
не трогать память в месте давней боли!.
Но каждый раз ведёт меня тропа
туда, где я опять лишаюсь воли
и свой позор глушу не коньяком,
а тем, что отшибает напрочь чувства.
Тому, кто с этой мукой незнаком,
не осознать, что значит "дубль-пусто".
И если не заполнить пустоту
хотя бы небольшою крепкой дозой,
в двух метрах под землёю ждёт уют
в типичной для такого дела позе.
А я живу и тишина в груди -
обычный сбой в биении сердечном.
Но это знаю только я один,
а ангел улыбается беспечно.»
Когда мы заметили такой замечательный заголовок – «Мой ангел», мы злорадно улыбнулись, потерли лапы и приготовились заносить этого птица в ККГ. Куда ж еще с таким-то заголовком? Потом прочли. И расстроились. Потому что в ККГ не проходит. Ибо налицо-таки неплохие навыки стихосложения. Но главное, что спасает стих от нашей «охраны животных», это юморок и самоирония литгероя. Однако давайте все же проведем вскрытие, отмечая все подряд – и здоровые органы, и болячки.
«Моя любовь, мой ангел, мой позор...
Куда девались гордость, сила, воля?
Я прихожу к тебе, как мелкий вор,
приняв большую дозу алкоголя.»
Начало бодрое такое, вполне. Хотя сдвиг ударения в третьей строке совершенно лишний. Зачем? Можно ведь сказать, например, так:
Иду к тебе, как будто мелкий вор
Насторожил также «позор». Сразу мысли разные в голову полезли. Типа что ж такого позорного этот парень учинил? Может, извращенец какой?
«Тайком брожу по краешку души -
авось и мне внимания урвётся?
Но ведь и ангел мой не лыком шит -
Замок мудрёный там, где склад эмоций.»
Образ, конечно, интересный. Но корявый. Ну, как это он по краешку души ангела ходит, ну? Тем более что ангел-то, по-видимому, к нему достаточно ровно дышит. Коряво звучит и «внимания урвется». Это в какой Папуасии так говорят? Хотя рифма «урвется-эмоций» - вполне.
«А я с отмычкой с детства не дружу,
и ни за что не подобрать мне кода.
И жалобам моим внимают жуть
ночная да сопливая погода.»
Неплохо. Нра. Только откуда «ночная жуть»? Он что, настолько темноты боится? Не надо забывать, что жуть – это когда ОЧЕНЬ страшно. Еще больше смущает тот факт, что литгерой … разговаривает с этой самой жутью, а также с сопливой погодой. Это почище, чем разговаривать с самим собой. Серьезный симптом.
Вот вам и характерная черта. В погоне за прикольной рифмой, смысл отходит на второй план.
«хоть он и очень прост: нэ туше па!* -
не трогать память в месте давней боли!.
Но каждый раз ведёт меня тропа
туда, где я опять лишаюсь воли»
Во-первых, что это за французский с украинским акцентом? Откуда там «э»? Самый близкий к оригиналу вариант – «ё», в крайнем случае «е». А можно было и вообще оставить на французском, раз все равно сноска дана.
«не трогать память в месте давней боли!.»
Красиво. И так же фальшиво. Ибо неточно, аляповато. Что тут вообще происходит? Нет, про влюбленного литгероя нам понятно. Но любит-то он в настоящем или в прошедшем? Если все еще ходит к ангелу, то получается – в настоящем. Тогда при чем здесь «память» и «давней»? А то можно подумать, что ангел когда-то давно его по голове ударил. До сих пор память болит.
Рифма «боли-воли» - никакая, ибо ее тоже уже – кто только не бил! Ну и повтор «воли» не катит.
«и свой позор глушу не коньяком,
а тем, что отшибает напрочь чувства.
Тому, кто с этой мукой незнаком,
не осознать, что значит "дубль-пусто".»
Так… Автор явно пошел по второму кругу. Вслед за второй «волей», читателю предлагается и второй «позор». Добавка типа. Причем мы до сих пор не знаем, в чем именно заключается этот двойной «позор». Чем литгерой его глушит, тоже непонятно. Типа вопрос на засыпку, для «Что? Где? Когда?»:
- Отшибает напрочь чувства, но не коньяк. Что это?
- Денатурат? Тормозная жидкость? Кирпич?
Тот же финт ушами: ради прикольной рифмы смыслом можно и пренебречь.
«И если не заполнить пустоту
хотя бы небольшою крепкой дозой,
в двух метрах под землёю ждёт уют
в типичной для такого дела позе.»
Смешанные чувства. И мысли. Как после кирпича. С одной стороны, нам по вкусу легкий юморок автора. Но какой-то он недодуманный. Точнее, надуманный. Отмечаем для себя, что автор явно не намерен нам говорить, что же такое он пьет. А вместо "небольшою" лучше все-таки сказать "небольной, но". Потому что "-ою" - форма вынужденная, чтобы слог не терять. А терять-то и не надо.
«А я живу и тишина в груди -
обычный сбой в биении сердечном.
Но это знаю только я один,
а ангел улыбается беспечно.»
Все. Выдохся автор. Только и осталось сил на рифму «груди-один». Хорошая рифма. Которую успешно компенсирует рифма плохая - «сердечно-беспечно». А больше ничего в этом катрене нет – ни уму, ни сердцу. И не надо нам тут делать всякие антинаучные заявления. В «грудной тишине» особенно не поживешь. Уже после нескольких минут такой «тишины» наступают необратимые изменения, с жизнью несовместимые. Озадачило также и слово «сбой» в сочетании с «тишиной». Ибо «сбой» это нечто кратковременное и скорее смена ритма, нежели продолжительная остановка. Литгерой должен как-то определиться со своими симптомами – или у него «обычные сердечные сбои», или постоянная «грудная тишина». А то читатель в растерянности. Т.е. ясно, что у литгероя что-то с сердцем, но что?
Итоговый диагноз: задумка неплохая, и ингредиентов много интересных, а суп не сварился. То ли борщ, то ли харчо, то ли каша манная. Ни образов четких, ни истории связной. И оттого, что автор наварил его целую бадью (аж 8 катренов), убедительнее он не стал.
Наши советы постороннего:
попробовать для самого себя уяснить рецепт (что варим-то?, о чем?);
водичку сцедить наполовину;
доварить вышеуказанные спорные места.
Глядишь, и неплохо получится.
Ну и – традиционный отклик.
КУДЫ ЧТО ДЕЛОСЬ?
Куды что делось? Вот же ж … сухо, мля!
Надысь была гордыня, сила, воля.
А нонче, блин - ни капли, ни рубля,
Одни бутылки из-под алкоголя.
В придачу что-то с сердцем - не стучит,
Под ложечкой сосет, и сводит ногу.
Ну а в башке - как будто кирпичи.
Короче, ни черта не слава богу!
А ангел мой, хоть и не лыком шит,
Но к вечеру уже его не вяжет,
И я на краешке его души
Ищу-свищу, с огнем, свои пропажи.
Со страху всеми фибрами дрожу -
Мы с детства с темной ночкой не дружили.
Денатурат добавит куражу
И продерет до самых сухожилий.
Воспряну духом, малость окосев,
И станет стан стройнее кипариса.
И капелькам дождя позволю, всем,
На голову - не то что сесть, пописать.
Потом пойду и смою свой позор -
Два раза, потому что стыдно очень
За ангела, который - подлый вор,
Меня обчистивший по пьяни ночью.
*)
Свидетельство о публикации №112061804846