Речь. Посвящается некоторым преподавателям
Я часто думаю над тем, как случилось, что всё так получилось? Чем предпочтительнее трактовать столь неожиданную, я бы даже сказал, нелепую развязку: шуткой шутника случая или же чьей-то коварной проделкой? Не скрою, мне милее первый вариант. Его я и придерживаюсь, окунаясь в воспоминания. Всему причина – непредвиденное стечение обстоятельств. Именно стечение и именно непредвиденное. А ведь всё складывалось так удачно. К своим сорока пяти, я добился чувствительно больше многих, не менее талантливых и более трудолюбивых. Они заслужили права вкусить ласки фортуны, но она, отчего-то импонировала мне. Судите сами: карьерный рост – скороспелый и прогрессирующий, в своей сфере, я никем не превзойдён и пользуюсь немалым авторитетом. Меня ставят в пример, более того, мне подражают, и я горжусь этим. А почему бы и нет? Есть, конечно, и такие, что недолюбливают меня, наговаривает. А у кого их нет? Завидуют, вот и злословят. Я хладнокровно отношусь к этому, не накапливаю негатива. Вот если бы не завидовали, тогда… Главное, моя совесть спокойна. Я им подножек не ставил, идеи не перехватывал. Мне вспомнилось, есть такое выражение: «Моя совесть чиста. Я ею не пользуюсь». Ну вот, примерно так. Это шутка. Шутка.
Тот день, как полагалось, должен был стать днём моего ещё одного триумфа. В целом, всё так и произошло.
Была пятница. Выходные я планировал провести за компьютером, но, не погружаясь в дела, а так, для души. Но это потом. Сейчас главное – дело, а именно, открытие центра, под громким названием: «Вперёд, к безоблачному будущему!». Чем именно будет заниматься центр, пока не рассматривалось. Да и зачем. Главное – «добро» (бабло) – его мы получили. А чем и как заниматься, это лишь вопрос времени.
Как полагается, было подготовлено увеселительное мероприятие. По такому случаю, были приглашены небезызвестные танцевальные группы, исполнители молодёжной музыки. И мы со студентами кое-что подготовили. В частности, постановку пьесы Грибоедова «Горе от ума», правда, в весьма необычной интерпретации. Роль Чацкого исполняла девушка. Поначалу, это была вынужденная мера. Никто из парней просто не сумел заучить слова. Когда же всё было готово, мне это показалось даже забавным. Но начаться всё должно было с меня, точнее, с моей вступительной речи.
Я долго готовился. Ведь это мой центр, я являюсь его руководителем и несу на себе всю ответственность. Если что не так, на кого все шишки?
И вот, к назначенному часу, не заставляя никого ждать, я появился в дверях центра и прямиком направился к кафедре, которую установили напротив памятника выдающемуся писателю. Нет, не Грибоедову, другому. Гордый и одухотворённый, я взошёл на кафедру, повернулся вполоборота к памятнику и подмигнул ему. Затем, громко, в микрофон, я поприветствовал всех собравшихся, вынул из внутреннего кармана пиджака листы со вступительной речью, и разложил их перед собой. Ненавижу, когда читают с листка то, что предварительно было кем-то другим написано. Я всегда пишу сам, и заучиваю написанное. А это, так, вроде шпаргалки.
Речь моя, без ложной скромности, была блестящей.
Дорогие собравшиеся. Ещё раз от души хочу поприветствовать всех вас и поблагодарить. Спасибо, что нашли время и почтили нас своим присутствием.
Сегодняшняя моя речь будет посвящена будущему, и это не случайно. Центр, по поводу открытия которого мы все здесь собрались, создан, дабы служить и помогать нашим детям. А дети – это и есть наше будущее. Наша задача помогать им во всех начинаниях, быть опорой, поддержкой, плечом, на которое всегда можно опереться.
Возвращаясь к будущему, хочу спросить: какое оно это будущее? Дружелюбно-улыбающееся, дожидающееся нас с распростёртыми объятиями, или же злобное и коварное, с искажённым лицом, ведущее к пропасти и, как результат, к вымиранию? Как распознать его, как предугадать? А может тут не гадать, а действовать надо? Я не совершу открытие, если скажу, что своё «завтра» следует строить уже сегодня, в эту минуту, если хотите, в этот миг. Иначе, многое уже будет поздно. Именно от избранной нами позиции зависит, в каком здании мы окажемся в скором будущем.
Безразличие, корысть и алчность, излишнее самомнение и самолюбие, потеря принципов… Можно продолжать и продолжать. Уверен, это перечень позитива для строительства будущего. Следует не забывать, что оно, как и любое другое здание, должно иметь основательный, прочный фундамент, иначе малейшее сотрясение, небольшой толчок и, от конструкции одни только руины. «Как быть?», – спросите вы. « Действовать!» – отвечу я вам. Отсеивать, может даже выбивать, при необходимости, всё лишнее, неблагоприятное, весь ненужный хлам. Нужно сеять добро и заботиться, чтобы оно плодоносило. Добро это в первую очередь честность и порядочность. Необходимо бороться со всякими сорняками, мешающими их росту.
И начинать нужно не с соседа и даже не с брата. Начинать нужно с себя. Отсканируйте свой мозг и своё сердце. Выясните, что с ними не так и попытайтесь как можно быстрее избавиться от нежелательного багажа. Да, это сложно и, нередко, болезненно. Но только так можно надеяться на что-то хорошее. Исследовав себя, по мере возможности искоренив в себе изъяны, обратите внимание на своих детей. Какие они? Каждый, ну, или почти каждый родитель, ради спасения своего ребёнка, не задумываясь, отдаст свою жизнь. И при этом, каждый заявляет, что его сын или дочь лучше всех. Но, если все такие хорошие, тогда откуда вокруг столько недорослей, лишённых человечности, милосердия, элементарного воспитания? Ведь не с небес же принесло их вместо града. Это мы, мы их родили, воспитали, и, если в них нет положительных качеств, значит, мы их в них не вложили, с нас и спрос. Я, отнюдь, не собираюсь засорять ваши головы необоснованными обвинениями. Всё, о чём я здесь говорю, легко доказать. Хотите примеров? Пожалуйста.
Протискивая всеми «можно» и «нельзя» своих детей в университеты, институты и другие учебные заведения, мы, своими руками обрекаем своих же внуков на безрадостную, зачастую небезопасную жизнь. Зачем? Я вас спрашиваю, зачем? Если ваше чадо не желает обучаться в той или иной сфере, значит, это не его. Оставьте право выбора за ним. Пусть он занимается тем, что ему ближе. Не всем же быть учителями, медиками, юристами и экономистами. Кто-то должен строить дома и водить поезда. Главное, чтобы каждый был на своём месте, делал свою работу добросовестно и с любовью. В противном случае, в скором будущем, больному резоннее будет обращаться в похоронное бюро, нежели к врачам.
Так же и с учителями. В их руках души детей. Они как пластилин, и от того, что из него слепишь, зависит очень многое. Только представьте, какими вырастут наши внуки в руках некомпетентных преподавателей.
Видите, я затронул всего лишь две сферы жизни, и представшая картина будущего заставляет содрогнуться. Если в доказательствах копнуть глубже, будет ещё страшнее. Если мы все, вместе, не остановимся, не образумимся, холст будущего станет одним общим серым пятном.
Не секрет, что сегодня можно встретить преподавателя, который за определённую сумму, нередко баснословных размеров, идёт на сделку с собственной совестью. В результате, в руках состоятельных неучей, диплом становится чем-то вроде аксессуара, а те, кто по праву заслуживают его – остаются ни с чем. Если так пойдёт и дальше, очень скоро вокруг не останется ни одного специалиста. И пускай сегодня студенты обвиняют преподавателей в алчности, а те в свою очередь, возлагают вину за всё на студентов, на отсутствие знаний – чаша весов постоянно колеблется то в одну, то в другую стороны. А страдают, в результате, и те, и другие, и третьи.
Так может, всё-таки пришло время всерьёз задуматься? Ведь, наверняка, ни один из нас не желает своим внукам такого будущего.
Вот такой, обоснованной, возможно, немного пафосной, была моя речь. Однако эффект оказался не таким, какого я ожидал. Ни оваций, ни криков «браво». Я понимаю, что это не концерт и не театральное представление, но всё же. Два-три ленивых хлопка и тишина. Обескураженный и страшно взволнованный, я свернул листы со злосчастной речью и уже приготовился спрятать их в карман, подальше, чтобы никогда больше не видеть, как вдруг, откуда-то, совсем рядом, громом прогремела реплика: «Начни с себя». И эти два слова сразили меня наповал. Вот он, клич божий. В этот самый миг, в сердце что-то страшно кольнуло, тело, будто налилось кипятком, я пошатнулся и упал лицом на кафедру. Может от тяжести, а может под воздействием всего происходящего, та треснула и развалилась. Я со всей тяжестью рухнул вниз. И всё. Этого оказалось достаточно, для того, чтобы мой корабль жизни, издав прощальный гудок, отчалил навсегда.
Когда я упал, подбежали мои студенты и перевернули меня на спину. Я увидел возвышающийся надо мной памятник, Памятник – исполин. Он пронзил меня своим взглядом, и я почувствовал, как затихает моё сердце. Это и осталось со мной, как последнее впечатление о жизни.
Свидетельство о публикации №112061602837
Николай Меркулов 16.06.2012 18:10 Заявить о нарушении
Нелли Григорян 17.06.2012 17:44 Заявить о нарушении
Николай Меркулов 17.06.2012 17:59 Заявить о нарушении
Нелли Григорян 17.06.2012 18:21 Заявить о нарушении
За свои 45 лет работы, мною это всё пройдено.Когда чувствовал себя ЧУЖАКОМ, БЕЛОЙ ВОРОНОЙ и т.д А сколько ЗЛОПЫХАТЕЛЕЙ, НЕдоброжелателей, считавших таких - ВЫСКОЧКАМИ,ЧУЖАКАМИ и т.д И всё же, надо искать СЕБЕПОДОБНЫХ,НЕРАВНОДУШНЫХ и делать то, что в конечном итоге
покажет Who is who?! Кто есть кто!? Это непросто перебороть себя, бороться с ВЕТРЯННЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ, но ОНО этого стОит! Жалко только, что самые работоспособные, молодые годы уходят на это. А что касается ДЕТЕЙ, то у МЕДИКОВ сказано правильно - "НЕНАВРЕДИ!" Дети - это "ПЛАСТИЛИН", но работать с ним надо умеючи, осторожно, и самое главное -не кому попадя! Токарь свою работу видит сразу,хорошо она сделана либо есть в ней некий БРАК, а УЧИТЕЛЬ свой БРАК, возможно и увидит, если посчитает нужным, и то, только тогда, когда уже неисправить!А БРАК - он и в Африке- БРАК! СИСТЕМУ НАДО МЕНЯТЬ!БЕЗУСЛОВНО!Соглашусь с Николаем.Но нельзя не согласиться и с Нелли, Начни с СЕБЯ!Может это и будет началом изменений СИСТЕМЫ? Как знать! С ув.А.Р.А
Рашид Аликберов 01.07.2012 13:16 Заявить о нарушении