Ах, Карликания, его Карликания

Свой рассказ я хочу начать с вопроса:
- Знаете ли вы страну Карликания? Как, вы не знаете этой страны?!! А ну-ка поройтесь в памяти, уважаемые читатели, пристрастившиеся к книжному зелью в школе 70-80-х годов прошлого века! Особенно те, кто параллельно с чтением книг увлекался математикой!

Но, давайте обо всем по порядку!

Однажды, чуть более 100 лет назад, в 1904 году, в семье крупного финансиста, родился сын Володя,  которому предстояло прожить удивительно интересную жизнь. Ребенок, наделенный разнообразными, часто далекими друг от друга, талантами изумлял и радовал родителей. Семья была музыкальной — мама пела, отец музицировал. В дом были вхожи известные музыканты. Маленький мальчик запомнил Якова Хейфица, будущего знаменитого на весь мир скрипача, который запросто играл тогда в их домашних квартетах. А Сергей Алексеевич Козловский, будущий известный профессор Московской консерватории, занимался с Володей музыкой.

Кто знает, как сложилась бы судьба этого незаурядного мальчугана, если бы не свершилась революция, перевернувшая многое в жизни наших соотечественников. Счастье, что с таким происхождением ему вообще удалось избежать преследований (бывало, оказывается,  к счастью, и такое)! Тем не менее, Владимир Лёвшин вынужден был подчиниться новым непривычным условиям — прежде всего, выработать трудовой стаж. Ему пришлось варить мыло, набивать гильзы на табачной фабрики, работать в типографии. Таким трудом он получал право на образование, которого был лишен из-за своего происхождения.
Параллельно с этим Владимир успевал ещё учиться в школе ваяния и живописи, быть студийцем Московского Камерного театра. Но, когда пришло время выбирать дело своей жизни, он выбрал... точные науки.

Он поступил в химико-технологический институт им Д.  И. Менделеева, одновременно начав посещать физико-математические лекции в Московском университете.

После учебы Владимир Артурович более сорока лет проработал в ведущих вузах столицы, читая лекции по сопротивлению материалов, высшей математике, теории упругости. Одно время даже руководил кафедрой математики МВТУ им. Н.Э.Баумана.

Но творческая искорка все время жила в душе серьезного математика, время от времени толкая его совершенно в другую, так сказать, «несерьезную» сторону. Владимир Артурович писал одноактные пьесы для артистов эстрады, смешные сценки для цирковых клоунов, остроумные стихи к карикатурам и плакатам. А однажды, в 1953 году, он написал сказку «Приключения кота-хвастуна», которая была прочитана по радио и записана на пластинку. Один из детских писателей, Марк Львовский (между прочим, кандидат технических наук!) посоветовал нашему герою рассказать ребятам о математике.

Идея понравилась Владимиру Артуровичу. И вскоре он придумал веселую, остроумную страну Карликанию, пригласил туда своих маленьких друзей —  одноклассников Севу, Таню и Олега, а потом рассказал про это в книжке «Три дня в Карликании».

Вместе он с ребятами прогулялся по этому удивительному государству,  полностью подчиняющимся строгим законам математики. Он познакомил и подружил своих юных приятелей с карликанами — цифрами, помогающими людям в учебе.

Воспитание и образование детей — одна из важнейших задач карликан. Поэтому школы и детские сады стараются вложить в каждого ребенка как можно больше знания и умения. Делают они это легко и непринужденно, словно играя. Так, например, дети-карликане, пришедшие на прогулку в яблоневый сад, не могут отведать яблочка без решения задачи. Вот такой, к примеру:


"На первой тарелке лежит половина всех яблок. Когда с этой тарелки взяли половину того, что лежало на второй тарелке, а затем половину того, что было на третьей, на первой тарелке осталось всего два яблока. Спрашивается, сколько яблок лежало вначале на каждой тарелке?"


Тому, кто первым решит эту задачку — яблоко само упадет в руки!

Для особо любознательных читателей сообщаю, что на первой тарелке лежало 4 яблока, а на второй и третьей — по 2 яблока. Но это так, к слову!


С особой теплотой отнеслись карликане к школьникам, прибывшим к ним в гости. Ведь всех  своих маленьких гостей цифры уже хорошо знали, вернее, их школьные дневники, куда регулярно попадали в качестве отметок. С добрым юмором хозяева рассказывали гостям о себе, о своей истории и работе.

Время от времени в эти разговоры о Карликании вступает автор книги, сопровождающий ребят в этом увлекательном путешествии. Вот, например, что поведал он о названии столицы Карликании, Арабелле.


"Мы ведь с вами находимся в Арабелле, так давайте говорить о тех цифрах, которые живут в этом городе.

Изобрели эти цифры в древней Индии. И называться бы им индийскими. Но никто в те времена о выдумке индийцев не знал. Индию покорили арабы, они разорили города, забрали там много драгоценностей. А вместе с ними и цифры. Так что узнали мы об индийском изобретении через арабов и стали называть эти цифры арабскими.

Таких цифр насчитывалось в древности девять: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Они-то и основали это государство. И столицу его назвали Арабеллой".


Вот после этого рассказа и начинается знакомство трех друзей-одноклассников с  Карликанией. Как зачарованные следуют они за автором, открывая все новые и новые математические горизонты. Играючи, ребята познают характеристики различных чисел (натуральных, простых и т. д.), признаки делимости и многое другое.

А чего стоит приключения непослушного Нулика, проказы которого держат, порой, в страхе всю Арабеллу!!!

Прежде всего, очень забавен рассказ о возникновении нуликов. Ее поведала нашим путешественникам Восьмерка, приемная мать хулиганистого Нулика.

Оказывается, у карликанок рождаются такие же дети, т. е. маленькие цифры, как они сами (у Семерок рождаются только Семерки, у Троек только Тройки)... И только Нулики живут во всех семьях, т. к. являются приемными детьми. Вот как объяснила ребятам это странное явление Восьмерка:


"Вы, наверное, знаете, что на нашей родине, в Индии, было только девять цифр. Эти девять старейших и образовали Арифметическое государство. Теперь они заседают в Совете Старейших и управляют нами. Вскоре люди решили, что очень неудобно обходиться без нулей. Ну, подумайте сами: вам нужно записать число 205, а у вас только девять цифр, нуля нет. Что вы будете делать? На месте сотен поставите двойку, на месте единиц — пятёрку. А что вы поставите на месте десятков? Ведь десятков в этом числе нет! Нельзя же писать число 205 так: 2НЕТ5! Это было бы ужасно!

И люди решили вместо слова «нет» ставить нуль. Так появились в нашем государстве эти милые, прелестные крошки, которых мы с радостью усыновили. Вот откуда у меня такой круглый сынок…"


Сынок Восьмерки — страшный хулиган. Однажды он схватил знак умножения и начал гоняться за цифрами, чем привел их в ужас.  И это понятно: ведь любое число, помноженное на нуль, становится нулем!

Я думаю, дорогие читатели, что любой ребенок, прочитавший эту историю, сразу запомнит сие математическое правило!

А потому мой совет вам — непременно прочтите эту книжку вместе с детьми. Уверяю, все получат от этого массу удовольствия! Вы, с одной стороны, погрузитесь в мир детства: увидите как легко и забавно Владимир Лёвшин об азах математики, а с другой — сыграйте роль доброго математического гида перед своим чадом. Ну, а ваше драгоценное дитя, играючи усвоит основные правила сего серьезного предмета!
Попробуйте —  вам и вашим деткам это понравится!

P. S.
Владимир Лёвшин, войдя во вкус, написал еще несколько занимательных книг про математику. Некоторые из них появились в соавторстве с женой Эмилией Александровой.
«Черная маска из Аль-Джебры»;
«Магистр Рассеянных Наук»;
«Новые рассказы Рассеянного Магистра»;
«Искатели необычайных автографов, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков»,;
«В лабиринте чисел: Путешествие от А до Я со всеми остановками»;
«Нулик-мореход»;
«Стол находок утерянных чисел».


Рецензии