Жанр - эпистола
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть рады вам и рады простодушно.
……….
(А.С.Пушкин)
В эпистолах используется особый - ЭПИСТОЛЯРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ, основными признаками которого являются:
- наличие определенной композиции,
- начало, содержащее уважительное обращение,
- основная часть, в которой раскрывается содержание письма,
- концовка, где суммируется написанное,
- иногда постскриптум - приписка к законченному письму после подписи.
Конечно же, в стихотворении-эпистоле могут быть и различные отступления от этого перечня, но стихи этого жанра все равно должны походить на письмо, а не быть запиской на одну тему или красивым лирическим стихотворением о любви к кому-то вообще, не имеющего отношения к конкретному адресату в конкретных обстоятельствах Эпистола – это развернутое, доверительное послание, содержащее описание каких-то событий и возникающие по ходу этого описания авторские размышления, и отступления в прошлое, какие-то выводы, иногда - шутливые замечания или неожиданные вопросы, упреки или пожелания к адресату. Словом, эпистола должна быть композиционно построена как подобие реального, а не надуманного ради написания стихов, живого послания близкому и вполне конкретному человеку.
Обобщу сказанное. Характерные черты поэтической эпистолы:
1. В доверительной форме автор излагают свой внутренний мир.
2. В тексте присутствует речь, оформленная в виде монолога или диалога.
3. Предполагается обязательное присутствие адресата и отправителя.
4. Письмо – это форма общения.
Теперь поговорим о языковых средствах эпистолы. Лексика эпистолы – это сочетание элементов художественного и разговорного стилей. Современный эпистолярный стиль более лаконичен: сократился объем обязательных ранее вступительных обращений и заключительных изъявлений вежливости, эпистола стала более приблежена к современному разговорному языку.
А теперь о форме написания.
Написать ваше письмо в стихах можно в любой форме – в ней главное содержание, а не форма, но лучшие с точки зрения художественного впечатления эпистолы, это, все-таки, не скучные четверостишия 4-стопным ямбом с грамматическими рифмами и с однотипной рифмовкой десятка одинаковых строф. Такая форма более подходит для текстов песен и рассказов в стихах.
Для эпистол гармоничнее выглядит свободная рифмовка строф (строфоиды), с длинной строкой и с необязательной внутренней рифмовкой полустрок. Иногда для этого жанра прекрасно подходит форма написания акцентным стихом, дольником или тактовиком. (см. http://www.stihi.ru/2011/10/26/3124 ).
Письмо – это записанное ощущение от живой речи, а она - свободное, ни в коем случае не монотонное звучание, с постоянной сменой интонации в зависимости от содержания произносимого, передающее эмоциональное состояние говорящего, его переживания.
Свою эпистолу вы можете, конечно, написать в любой форме – с любой моделью строфы, зв этой статье я хочу только напомнить вам, какие отклонения от привычного написания стихов эпистола позволяет и даже приветствует, что только пойдет ей на пользу.
Обобщу материал, который уже подробно изложен мною в другой моей статье: http://www.stihi.ru/2012/02/03/6403.
1.
Вместо привычных (беспроигрышных для лирики) строф в эпистоле можно использовать АСТРОФИЧЕСКИЕ РИФМОВАННЫЕ стихи. Текст в них не расчленяется (ни по какому признаку) на группы стихов, объединенных структурой, повторяющейся периодически, а рифмовка может меняться: например, друг за другом следовать четверостишия и двустишия с женскими (я обозначила их большими буквами) и мужскими (маленькими буквами) рифмами: аБаБ, вв, ГддГ, еЖеЖ, зз, ИкИк, ЛммЛ... .
Никакой упорядоченности в этих группах рифм, записанных «сплошняком» заметить невозможно: катрены и двустишия, перекрестная и охватная рифмовка, чередование окончаний мЖмЖ и ЖмЖм располагаются в тексте вполне произвольно, подчиняясь единственному правилу – красивому звучанию! Такие, рифмически замкнутые, но не повторяющиеся куски астрофического текста называются СТРОФОИДАМИ.
Поэты пушкинской поры свободно пользовались строфоидами, состоящими не только из катренов и двустиший, но и из более длинных рифмовок: АббАб, АбАбАб, АбАбВбВ …
И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но не единая краса
(Мгновенный цвет!) молвою шумной
В младой Марии почтена:
Везде прославилась она
Девицей скромной и разумной.
За то завидных женихов
Ей шлет Украйна и Россия;
Но от венца, как от оков,
Бежит пугливая Мария.
Всем женихам отказ - и вот
За ней сам гетман сватов шлет
(А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Полтава»)
2.
Очень часто эпистолы записывают формате МНИМОЙ ПРОЗЫ (формате А4): в этом варианте эпистолярное стихотворение даже зрительно, а не только по звучанию, будет напоминать нам личное письмо. Но это не единственная причина такой записи.
В поэзии в конце каждой строки стихотворения мы при прочтении подсознательно ставим паузу и этим делаем определенный смысловой акцент. При записи того же самого стихотворения в формате А4 (мнимой прозы) мы эти паузы не делаем, а делаем ее только на законченных частях предложений или в конце предложений – точно так же, как в прозе! То есть, стихи у нас рифмованные и даже могут иметь полностью сформированные строфы, но иначе записанные на бумаге (экране), они иначе и прочитываются – именно так, как этого захотел автор произведения!
Вот пример эпистолы, записанной в формате мнимой прозы:
«… Привет ...
И снова я ….
От февраля уже пошла практически декада, тетенькают синицы: «соль-си-ля!» в надежде, что глухие снегопады сойдут на нет, … окончатся вот-вот, морозы помягчают непременно, ручьями обратится гололёд …. Ах, как они звенят самозабвенно!
Как в день, когда спешили мы с тобой на масленицу с пышными блинами, был мир какой-то рыже-голубой – случается такое временами – почти весенний, солнечный, сквозной, … запахший восьмимартовской мимозой! … Безумно сочный, яркий – расписной! … Ты помнишь: пробегая под берёзой, за ветку дёрнул; снежный шквал на нас посыпался… – от пяток до макушек мы стали /это вижу, как сейчас/ в искристом многоточии веснушек! Нам сделалось ребячески-смешно, и жарко, как внутри, так и снаружи! Меня ты целовал, и заодно кружил по мостовой! … И не до стужи нам было в этот миг, не до зевак нахмурившихся, дескать: « Вот же дети!» …
На небе солнца чищенный пятак сиял …. Но расплетало время сети, … чтоб нас разъединить. … И вот теперь с тобою я лишь в письмах кратких рядом, ты не придёшь, не скрипнет тихо дверь в прихожей.
За окошком снегопадом, пошедшим густо вдруг, удручены недавно щебетавшие синички …
Сегодня я пекла тебе блины…
Зачем? Сама не знаю ….
По привычке …»
(Маргарита Родяхина- автор СТИХИ.РУ)
3.
Если эпистола написана метрическим способом – по стихам, и даже имеет строфы с одинаковой рифмовкой, хотя каждая строфа не всегда заканчивается точкой, а предложение (и авторская мысль) может переходить на следующую строфу, то автору целесообразнее записать ее текст без пропуска строк, отделяющих строфы друг от друга. Зато между отдельными смысловыми фрагментами эпистол он может сделать пропуск строки. Такой фрагмент текста - не строфа, а всего лишь смысловой отрывок, который в этом случае должен заканчиваться концом предложения (точкой, многоточием, вопросительным или восклицательным знаком ) и завершать мысль автора.
Эпистола при записи всегда имеет смысловое деление текста, а не структурное, что подсказывает читателю расстановку пауз и изменение интонации при прочтении:
Давно не говорили,- виновата…
Опять весна, запутав все следы,
ворвалась феей; как на солнце пятна,
так в человеке масса ерунды,
ему не нужной, временной, случайной,
с которой меньше шага до беды…
Живу, любовью нищая, скучаю,
себя не нахожу и спорю вечно,
хоть нет причин для гнева иль печали:
без дел благих пусты благие речи!
Всего два шага вверх, уже предтеча
грядущих мук и праздных сожалений
мне вслед ехидно скалится у входа:
подсчитан вес тщеславия и лени,
готов вердикт - «несносная порода».
Пишу стихи - привычка одолела
перед людьми держать пустой отчет, -
хорошего во мне – наперечет,
а хлама накопила; наболело, -
давным-давно бы выплеснуть в стихи,
но кто прочтет? Ведь я пока - не псих,
нет чуждых слов латиницей и мата,
и лексикой жаргонной не богата…
………………..
( Алкора- автор СТИХИ.РУ)
4.
Еще один характерный признак эпистолы (хотя он используется и в других жанрах), это
ПЕРЕНОС. При метрической записи в стихотворной форме (по строкам) слово, оказавшееся в конце строки, независимо от того, закончилось ли в конце этой строки предложение или нет, по смыслу выделяется, приобретает особую значительность. На фоне такой привычной нормы заканчивать стихотворную строку концом предложения, сильно ощущаются ПЕРЕНОСЫ (иногда употребляют французский термин enjambement) - перенесение части предложения в следующий стих.
…Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер…
При переносах всегда возникают внутристиховые паузы. Если они стоят в середине стиха без наличия рифмующегося слова и возникли за счет обычного конца предложения («И жив ли тот? И та жива ли?»), то эти паузы делят стих на части, стих становится еще более мерным. Но чем ближе они к краю стиха, тем больше разрушается привычная связь слов в предложении. Внутристиховые паузы превращают стихотворение в прозу, они дают возможность передать ощущение задумчивого размышления, живого диалога, подчеркнуть важные для поэта слова и строчки, обозначить место перелома в развитии лирической темы, выделить концовку – то есть, создают определенную интонацию стихотворной речи.
5.
Хорошо выглядят эпистолы, написанные длинной – (более 12 слогов) строкой, которые при прочтении имеют естественную цезуру – паузу между полустроками. При этом, если в лирических стихах полустроки чаще всего имеют внутреннюю рифму, то в эпистолах именно отсутствие этой рифмовки полустрок передает ощущение живой речи, постоянно меняющей интонацию. Внутренняя рифма полустрок необходима лирическим стихам и текстам музыкальных произведений, где требуется четкий и циклически повторяющийся ритм (монотонность).
Извините меня за мои запоздалые строчки
и за то, что, возможно, нарушу привычный покой;
мы недавно расстались, я ставлю последнюю точку,
а её ведь непросто бывает поставить порой.
До того, как мы встретились, я был хронически болен
болью первой любви, не сорвавшей последних одежд.
Вы во мне заглушили последние отзвуки боли,
и меня, как маяк, увлекли от бесплодных надежд.
Словно солнечный луч Вы блеснули соломою светлых,
перевязанных лентою, спутанных в копны волос.
Кто бы помнил тогда, что и солнце способно поблекнуть,
что и солнце не греет в суровый январский мороз.
Нас судьба не ждала над Невой у мостов разведенных,
Вы ушли от меня в предрассветный безрадостный час,
окруженная сворою пойманных в сети влюблённых,
одуревших парней, завлеченных игрой Ваших глаз.
……………
(Геннадий Бэр –автор СТИХИ.РУ)
Другие интересные примеры написания стихов эпистол и их анализ я советую прочитать в статье по прошедшему на Ликбезе конкурсу Эпистол «Я вам пишу»
См. http://www.stihi.ru/2012/06/16/3364
Свидетельство о публикации №112061502997
Лев Велес 24.01.2019г.
Лев Велес 24.01.2019 11:57 Заявить о нарушении