Время стиляг
«Не ходите, дети в школу, пейте дети «Кока-колу»,
не играйте в баскетбол, а танцуйте рок-н-ролл!».
Господи, как же всё давно это было! Удивительное «время стиляг»… Впервые я узнал о них в году 1964-ом, увидев яркую карикатуру в сатирико-юмористическом журнале «Крокодил» (его выписывала семья моего соседа и дружка Сашки Решаева). На ней были изображены молодые люди, своим видом сразу же поразившие моё воображение. Парни – с диковинными причёсками, струящимися вперёд этакими «коками», длиннющими бакенбардами и подбритыми усиками, в клетчатых пиджаках с немыслимо расширенными плечами, невероятно узких брюках и туфлях на толстенной подошве. Девушки – с подобранными волосами, туго перевязанными на затылке вверх и струящимися затем вниз, по плечам (позже эта причёска получила наименование «конский хвост»), узких коротких брючках или широких плиссированных юбках, туфлях на высоких каблуках-«шпильках». Молодые люди, взявшись за руки, лихо отплясывали, высоко задирая ноги, неведомый мне танец. Стихотворный пассаж под рисунком с обвинительным жаром сообщал, что это – «стиляги», пижоны, бездельники и проходимцы, оторвавшиеся от нашей социалистической действительности и попавшие под влияние западной разлагающей морали. А танцуют они идеологически вредный танец «рок-н-ролл»…
Это было захватывающе и интересно! В нашем южном провинциальном городке «стиляг» пока еще не было. Однако, старшие ребята, учившиеся в Симферополе и других крупных городах за пределами Крыма, приезжая домой, привозили не только всевозможные рассказы об этой – выражаясь современным языком – «продвинутой» молодежи. Некоторые из них тоже начали щеголять предметами одежды, не виданной нами ранее и невесть каким образом попавшей к ним. Особенно впечатляли рубашки, на выпуск, с «кричащими» изображениями типа тропических пальм, с обезьянами на них, загорелых заморских красоток в откровенных купальниках, и аналогично украшенные галстуки. Словарный запас моего поколения медленно, но уверенно стал пополняться диковинными словами: «чувак», «чувиха» («чувА») (со временем модифицированные в «чудак», «чудоха»), «кайф», «лабать», «мэн». Некоторые из них, несмотря на почтенный возраст, бытуют в «великом и могучем» и поныне. С именами собственными в молодёжной среде стали происходить любопытные метаморфозы: Бори стали почему-то именоваться Бобами, Жоры – Джонами, Сени – Сэмами…
Появилась музыка, неслыханная ранее… Она приходила разными путями: иногда попадала в наши приёмники с волнами западных радиостанций, прорывая сети мощных отечественных «глушилок», но чаще носителями её выступали гибкие пародии на пластинки – так называемые «рёбра», записи, сделанные на рентгеновских пленках. Поставленные на проигрыватель «рёбра» шипели, подпрыгивали на крутящемся диске, но под настойчивым воздействием корундовой иглы начинали издавать ритмические мелодии с англоязычными текстами. Настоящих пластинок «из-за бугра» у нас не было. Но и «рёбра» являлись предметами живого обмена и продажи. Откуда они появлялись, постепенно наводняя городок, понятия не имею…
Одними из первых, невероятно захватывающих мелодий, которые мне довелось в то время услышать, были «Rock Around The Clock» и «Let’s Twist Again». Тогда, я, конечно, не знал, что исполнителями этих песен были один из первых «королей рок-н-ролла» Билл Хэйли и легендарный «твистер» Чабби Чеккер…
Любопытно, что почти сразу на «роковые» мотивы появился слегка похабный песенный «фольклор», в котором вовсю обыгрывались популярнейшие слова – «чувак», «чувиха», «рок»… К примеру, вот что вовсю распевало младшее поколение:
«На развилке трёх дорог,
стоит терем-теремок.
Из окна несётся рок.
Вышел зайчик на крыльцо,
почесал своё я…»
А старшие подростки предпочитали это:
«На столе чувиха гола,
под столом бутылка «Колы»,
рядом с ней лежит чувак,
напевая «Мамбо-рак»…
По сей день не знаю, что это за творение – «Мамбо-рак»… Догадываюсь, что речь, вероятно, могла идти о «Мамбо-Роке» – одном из наиболее известных рок-н-роллов, исполняемых Биллом Хэйли … Но из той песни – слова не выкинешь!
Стало шиком носить брюки-«дудочки», зауженные до такой степени, что снять их порой было делом нелёгким! Спасали лишь разрезы с двух сторон швов. Считалось модным поднимать вертикально воротник рубашки… Конечно, клетчатых пиджаков, с подставными ватными плечами, рубашек с пальмами, обезьянами и красотками, как и обуви на толстой микропорке, у нас не было. Но всё же…
Наши сверстницы старались не отставать, и поражали мальчишеское воображение не столько «нарядами», сколько необычными причёсками. Впечатляющие названия трёх из них помню до сих пор: «Я у мамы – дурочка», «Приходи ко мне в пещеру», «Я упала с самосвала, тормозила головой». Яркой особенностью первой была чёлка, почти закрывавшая глаза, вторая же характеризовалась довольно сумбурным начёсом, внутри которого, по-видимому, и находилась та самая «пещера»…Чтобы представить, как выглядела третья причёска, большого воображения не надо…
Проводником «стиляжьей» моды в нашей компании был мой одноклассник Вовка Скакунов, которого мы звали «Скакуном», а в свете распространившейся моды – «Вольдемаром». Жил он в многодетной семье, без отца, учился – так себе… Но что касается всяких западных «штучек» – равных ему не было. Я думаю, основанным «поставщиком» всего этого являлся его старший брат Колька, работающий в порту одного из южных городов. Вольдемар одним из первых в нашем городке вырядился в «дудочки», и стал гордо носить купленную братом яркую рубашку с попугаями. Более того, ему удалось завести удивительную прическу с выступающим вперёд «коком», точно такую же, как я видел на карикатуре в «Крокодиле». Эта деталь его облика вызывала особую зависть. Бакенбарды и усы у Вольдемара пока ещё не росли… Именно он у себя дома продемонстрировал нам, как под звучание «рёбер» нужно танцевать рок-н-ролл, по-видимому, выучившись вычурным «па» у старшего брата. От Вольдемара я впервые услышал имя «Элвис Пресли». Он же показал маленькое, плохого качества фото Элвиса и дал послушать записанные на «рёбрах» рок-н-роллы в исполнении голосистого американца. Понятное дело, мы в большинстве своём подражали Вольдемару… Правда, мои попытки завести такую же, как у него причёску – ни к чему не привели: непослушные вихры никак не хотели приобретать вид впечатляющего «кока»…
Однажды Вольдемар таинственно сообщил, что вместе с Колькой приезжает несколько его друзей, настоящих «стиляг», и вот они-то и покажут, как надо «лабать рок»…
В летнюю пору основным центром культурного времяпровождения молодёжи нашего городка являлась открытая танцевальная площадка – «пятак», расположенная в старинном тенистом парке, именуемом жителями сокращённо – «горсад». «Пятак» возвышался над местностью и был обнесён оградой. Украшали её фигурные бетонные столбики, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга и придающие забору даже некую ажурность. Внизу, по его периметру, на приличной от земли высоте, находился бордюр. Стоя на нём, и держась за край ограды, можно было вволю наслаждаться видом танцующих на «пятаке». Именно этим и занимались мы раза три в неделю, когда в парке устраивались танцы. Сама танцплощадка нам (14-15 летним) была не доступна. Остальным для входа на неё нужно было покупать билет. Некоторые шустрые «безбилетники» лихо перепрыгивали изгородь и растворялись в толпе танцующих. За порядком на «пятаке» чаще всего следили бдительные «народные дружинники» с красными повязками на руках. Обычно они удаляли с танцплощадки молодёжь танцующую не «те» танцы, затевающую потасовки или пребывающую основательно «под шафе». Но бдительность «народных дружинников» вовсе не ограничивалась слежением за «пятаком». Влюблённые разных возрастов ни в коей мере не должны были выражать свои чувства друг к другу прилюдно. Например, молодому человеку нельзя было «на людях» целовать девушку, ибо это считалось аморальным. По этой причине потенциальные «нарушители» старались уединяться в тёмных аллеях парка или скамейках, под сенью густых кустов…
И вот вечером одного из воскресений на «пятаке» появился брат Вольдемара – Колька, а с ним две незнакомые «чувихи» и «чувак. Компания была практически копией «стиляг» с той самой карикатуры из «Крокодила»! Разве что у ребят не было пиджаков, поскольку царила летняя теплынь. Зато всё остальное – крайне впечатляло! Думается, что Кольке удалось договориться (не знаю – безвозмездно ли?) с киномехаником Витькой, который параллельно с показом фильмов в местном кинотеатре, «крутил» музыку на «пятаке»… После завершения плавного вальса, вдруг во всю мощь нескольких «колонок», установленных по кругу, близ столбов освещения, грянул «Рок вокруг часов»!
Боже, что тут началось!… «Народ» в центральной части «пятака» расступался, создавая для танцующих пространство… А брат Вольдемара, его приятель и две их подружки, перемещаясь с приличной быстротой то взад-вперёд, то в стороны, выделывали ногами и руками в такт музыки совершенно невообразимые штуки… Венцом танца явилось «пробрасывание» между ногами парней взъерошенных «чувих», что было сделано мастерски, без нанесения травм последним о бетонный пол «пятака». При этом девчонки сверкнули тем, что обычно прячется под юбками… Восторгу «народа» – не было предела!
Но… набежали «дружинники» и дружно, взашей, вытолкнули с танцплощадки Кольку и заезжих «стиляг», всячески порицая их нехорошими словами… Да, это было зрелище, память о котором осталась навсегда!
…Мы, игнорируя призывы глупой, но популярной песенки, куплет из которой приведён в начале этого повествования, продолжали ходить в школу, играть в баскетбол… Хотя при этом – признаюсь честно – всё же учились танцевать рок-н-ролл. А вот «Кока-колы» – одного (как считалось) из символов «загнивающего» Запада – в те годы так и не пришлось попробовать: в Советском Союзе этот идеологически чуждый напиток не производился и не продавался…
1.02.2012
Опубликовано: Литературно-художественные журналы «СКЛЯНКА ЧАСУ – ZEITGLAS”. – 2012. – № 62. – С.160-162; "НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ". - 2013. - №1. - С.33-35.
Свидетельство о публикации №112061207822
Из трубы несётся рок.
Эй, чувак, подай ответ,
Есть чувихи или нет?
А из терема в ответ:
- Есть чувихи, Клёвых нет!
(Это клёво:)) http://www.youtube.com/watch?v=u8xZ8-9qVh4 ))
Uri Pech 20.12.2017 14:26 Заявить о нарушении