Жанр - религиозная лирика

Религиозная лирика – это разновидность философской лирики, поэтому очень советую сначала прочитать статью об особенностях философской лирики:

 http://www.stihi.ru/2012/06/08/4066

Итак, предмет рассмотрения РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИРИКИ – это поэтическое осмысление своей веры, церковной жизни, взаимоотношений с божественным началом, размышления о добре и зле, религиозных добродетелях и грехах, внутреннее раскаяние и диалог с Богом (обращение к Богу ).

Религиозная лирика – это один из самых опасных жанров с точки зрения трудности общения с читателями, потому что диалог верующего человека с неверующими (а среди читателей такой лирики есть и те, и другие) всегда грозит непониманием, спорами, обидами.

Существует негласное правило сайта (жаль, что ему мало кто следует!): ОБСУЖДАТЬ НА САЙТЕ НЕ ТЕМУ СТИХОВ, А ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ. Мнения и мировоззрение людей могут быть самыми разными, но мастерство, умение (или неумение) писать стихи к этому различию не должно иметь никакого отношения. На практике это не совсем так –жанры гражданской и религиозной лирики наиболее чувствительны к расхождению во взглядах автора и читателя – они чаще всего рождают  обиды и конфликты  при их обсуждении.

Сегодня мы с вами поговорим о том, каких ошибок публикации религиозной лирики следует избегать. Напомню, что публикация – это ваш посыл, дар  другим, не знакомым вам  людям, а не ваше личное достояние, понятное лишь вам одному и еще немного - вашим друзьям по интересам.

Перечислю основные ошибки публикации стихов на религиозную тему.

1.
Если вы человек неверующий или даже  убежденный атеист – не пишите стихи в этом жанре! Для верующих ваши взгляды будут оскорбительны и вызовут бурю негодования, кроме того, ваша критика веры, верующих и церкви  в стихах не будет характеризовать вас с хорошей стороны – богохульство во все времена считалось признаком плохого воспитания. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

2.
Если вы считаете себя верующим, но вы отрицательно относитесь к церкви («Бог у вас в душе» как сейчас стало модно говорить!) и. к тому же имеете свою личную картину мира и идею, каким ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ ДОЛЖЕН БЫТЬ БОГ И ВЕРА, постарайтесь как можно быстрее понять, что и Бог, и церковь вам НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ, более того – они себя вам не навязывают! Живите, как вы считаете нужным, но при этом сами не НАВЯЗЫВАЙТЕ своих представлений о природе веры ни Богу (это просто смешно!), ни церкви. Ну, хотя бы потому, что им куда больше лет, чем вам и даже вашему мировоззрению, и они и без вас прекрасно разберутся!  Хотите писать о Боге В ВАШЕМ ПОНИМАНИИ ЕГО - изберите для себя жанр «эзотерики», о котором мы поговорим в следующий раз и …  оставьте религию и религиозную лирику в покое!

3. 
Не употребляйте в ваших стихах пустопорожних (для красоты слов или в рифму) обращений к Богу или к библейской терминологии, если вы  не полностью уверены в вашем правильном понимании этих слов, если вы не читали книг серьезных богословов, священников – людей высоко образованных в данных вопросах и имеющий долгий личный опыт общения с Богом, а не просто слышавших что-то о религии из курса истории советской высшей школы. Поверьте – вас там сознательно и очень сильно ввели в заблуждение.

Слово «Бог», вставленное  в ваши стихи для рифмы – это не способ  обращения к морали и не красивое умозрительное понятие. И Бог пришел на Землю вовсе не УЧИТЬ людей и не внедрять принципы морали (это типичное заблуждение неверующих и эзотериков), - потому что и Учителей и Моралистов было достаточно и до Него! Не показывайте в стихах ваше невежество, если вы никогда даже не пытались разобраться в этих вопросах! 

Церковный термин или устаревший оборот речи старославянского языка, вставленный вами в стихи рядом с современным сленгом ради рифмы, причем, не к месту - не в соответствии с его смыслом, и использованные в жанре, далеком от религиозной лирики, у знающих людей вызовет только улыбку, а у знающих и верующих  еще и возмущение, с которым им придется в себе бороться, чтобы сохранить душевное равновесие.

Мне кажется, что не только в религиозной лирике, но и в любых других стихах   НИКОГДА НЕ СТОИТ употреблять слов, точного значения и СМЫСЛА которых вы не знаете или слабо понимаете! 

4.
Если вы думаете, что вся проблема стихов религиозной лирики заключается только в неверии или в религиозном невежестве ее авторов – вы глубоко ошибаетесь! Самые большие враги этого вида творчества – как раз авторы верующие, но скучные догматики, которые совершенно не различают разницы в предмете  богословия и  поэзии. 

Такие авторы напрочь забывают о том, что они пишут поэзию и начинают чуть ли не дословно зарифмовывать церковные книги - Евангелие, Послания Апостолов, жития Святых, не внося туда ни поэтического языка, ни своих живых прочувствованных мыслей. Поэзия – это переосмысление известного, это - личный опыт. Религиозная лирика должна сохранять дух веры, ее правильное понимание, но все равно излагать мысли своими словами, пропущенными через жизненный  опыт автора,  и исполняться  образным,  поэтическим языком. Иначе это не лирика и даже не поэзия.

Замечу, что я  сейчас веду речь  именно о религиозной лирике, а не о ПОЭТИЧЕСКИХ ПЕРЕВОДАХ С ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО церковных текстов – это совершенно другой жанр и другая  тема!

Упертые фанатики  веры, которых на нашем сайте примерно столько же, сколько и  праздных богохульников,  очень любят в своих стихах публиковать  нравоучения и  цитировать источники: они таким образом  занимаются миссионерством  на сайте – занятие не только бесполезное здесь, но и вредное для православной церкви. То, что нам НАВЯЗЫВАЮТ, причем скучно и неумело, а иногда и безграмотно, то больше всего отвращает человека от желания досконально и без предубеждения разобраться в данном вопросе.

А теперь несколько примеров. Самые любимые мои стихи этого жанра, конечно же, стихи Иеромонаха Романа:

      Иеромонах Роман (в миру Александр Иванович Матюшин) родился он 16 ноября 1954 в семье сельской учительницы. Закончил филологический факультет в университете в Элисте, преподавал в школе. Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его стихи отличаются поэтической грамотностью. Призвание к монашеству (и об этом есть свидетельство в стихах) он ощутил уже в ранней юности. В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре, потом служил на приходах Псковщины, в Киево-Печёрской лавре после её открытия. В 1985 рукоположен во иеромонахи. (Мать его, Зоя Николаевна, также приняла монашеский постриг под именем Зосимы.) С 1994 года отец Роман по благословению правящего архиепископа Псковского Евсевия (ныне – митрополит) живёт и служит в скиту Ветрово - Псковский район близ д. Боровик (Середкин вол.). 9 октября 2003 года иеромонах Роман затворился от мира.

№1
Пожалей, дорогой, пожалей
Все кругом до последней былинки.
Мудрость Божия здесь на земле
Познается не только в великом.

Ничего не растет просто так,
Потому не сломай без потребы
Одиноко торчащий сорняк,
Прославляющий землю и небо.

Лунный воздух и млечную сыпь
Вобрала, засветясь золоченым,
Обреченная капля росы
На последнем листе обреченном.

Листопада сокрытая боль
Под покровом зимы затихает...
За тебя, дорогой, и с тобой
Все живое, томясь, воздыхает.

И грустит под полярной звездой
Дольний мир и в погибель несется...
"Первый мир был потоплен водой,
А второй для огня бережется".

Так склонись, молчаливо склонись
Пред судами Творца в покаяньи.
Помолись, дорогой, помолись,
Да замедлит Господь с воздаяньем.
                (Иер. Роман)

№2
Боюсь елейных глаз и прогибанья,
Высоких слов, медоточивых уст,
Уничиженья, самобичеванья,
Восторженных, непокаянных чувств.
сласть, горечь — все непостоянно.
Душа двулика, помыслы слепы.
И потому «Распни» таит Осанна,
И вайи претворяются в шипы.
                (Иер. Роман)

№3
Я заболел — с простудами дружил.
Хотя, откуда? Помню — было лето.
Скорее, Милосердый посетил,
Чтоб мне коснуться Неземного Света.
Ты стала чадо чтеньем утешать.
А я глядел на чудные картины.
И встрепенулась детская душа, —
Узнала Человеческого Сына.
Вот Он идет. За Ним — ученики,
Вот что-то пальцем на земле рисует.
А вот стоят с колами мужики,
Иуда рядом,— страшный, а целует.
Вот Он раздет, а вот Ему сплели,—
Смекаю,— не ромашковый веночек.
А вот Его на горку повели
Мать говорит: «И за тебя, сыночек».
И вот висит, прибитый, как злодей!
Мам, почему? Рассказывай, ты знаешь!
За что Его? Он так жалел людей!
Не плачь, ну что ты книжку закрываешь?

...О, приснопоминаемая мать!
Ты, надрываясь, плакала украдкой,
Что не могла порою детям дать,
Как говорится, малого достатка.
Но даже, если б в рубище ходил,
Я все равно б тебя благословил!
По гроб должник! Чем за твое воздать?
Ты Бога мне дала, святая мать!
                (Иер. Роман)

№4
Сеем рожь, а косим лебеду,
Непрестанно ищем виноватых.
Строим рай, а вертимся в аду,
Узнавая в ближнем супостата.

Словоблудьем залита земля,
Каждый норовит в Евангелисты
И к кормушке, дабы опосля
Самому свернуть с тропы тернистой.

Плоть ликует. Дух уничижен,
Суета перечеркнула Вечность.
И страну десницею чужой
Волокут злорадно на увечья.

Наши души, от тоскливых дум
Обессилев, примирились с ложью...
Потому и сеем лебеду,
Называя всеянное рожью.
                (Иер. Роман)

Можно было бы привести здесь и примеры плохих стихов с типичными ошибками содержания, о которых я писала в начале своей статьи. На такие я наталкивалась на нашем сайте довольно часто, но мне никогда не хотелось их скопировать к себе в качестве подручного материала к будущим статьям – мешало чувство брезгливости! Поэтому сейчас, когда данная статья уже написана, примеров у меня под рукой нет. Если снова попадутся – непременно добавлю. А пока – читайте Иеромонаха Романа – у него не бывает слабых стихов. При всей их внешней простоте, они всегда проникают в самое сердце.


Рецензии
Уважаемая Алкора! Случайно попал именно на эту страничку. Прочитал и подумал: об ошибках в создании религиозных стихах надо говорить только тогда, когда такие стихи процитированы. Это самое верное доказательство ваших последующих замечаний и рассуждений. Это также делает вашу статью более солидной. А так выходит, что это просто ваш вкус, ни чем не подкреплённый. Я тоже много читал стихов на эту тему. Чаще всего там слышатся просьбы -- избавь, помоги, сделай. Люди говорят не о вере, не о чувствах, которые ощущают, когда молятся или просто размышляют о вере. Плохо то, что они всё сваливают на бога, вместо того, чтобы сделать тоже самое самим. Вот об этом вы не сказали. Стихи иеромонаха мне, честно говоря, не понравились.
У нас в студии был такой автор. Нет, слабые вещи и по содержанию, и по форме. А иногда он даже выступает против православия: "Сеем рож, а косим лебеду". Лучше бы вы процитировали на эту тему стихи Пушкина. Есть кое что и у Лермонтова. А в целом хочется заметить: на религиозную тему лучше вообще не писать стихов. Я ещё ни разу не встречал удачных произведений. А почему? Это тема не душевная, лично с богов никто не встречался, о его личности ничего не знает. А писать от ума -- это мало интересно при чтении. Ведь вот и в живописи образ Христа каждый богомаз создаёт не таким, как он есть, а только по своему представлению. Кому в данном случае можно верить? А в стихах всё должно быть очень убедительным! Всего доброго!

Шилин Владимир Владимирович   19.05.2022 14:06     Заявить о нарушении
Благодарю вас, хотя и не соглашаюсь.

Алкора   20.05.2022 01:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.