Поминки по Садам...

*

Оказывается, произошло событие космического масштаба – а я и не заметила…
Я лично и не догадывалась до вчерашнего дня, что придя ненароком в Сады (просто так, из любопытства), внезапно обнаружу табличку с надписью: «Сады Лицея законсервированы. На неопределенный срок. Примерно навсегда.» Оказывается, Сады чуть-чуть не дотянули до своего 5-летнего юбилея! Не хватило ОДНОГО месяца. Последний конкурс, затеянный госпожой Ивановой (бессменной директриссой, ключницей, дворничихой, гардеробщицей, официанткой и конферансье в одном лице), который мог бы стать АПОФЕОЗОМ, закончился бездарной склокой. И госпожа Иванова в порыве благородного негодования решила «прикрыть лавочку» волевым единоличным решением. Бесправный контингент повякал слегка, но не поколебал твёрдого характера «плакучей» Ивы Новой…

Так, что же, всё-таки, произошло?
Чтобы не творить домыслов, обратимся к документам. Вот, последнее обращение «маленькой хозяйки большого дома» к общественности:

«Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом
отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно (А.П.Чехов)

Сады Лицея законсервированы. На неопределенный срок. Примерно навсегда. Спасибо всем.

Прошу мне по этому поводу не писать. Мы были вместе почти пять лет. Я покидаю Сады с болью, но я их покидаю.

Все объяснения бессмысленны. Все, что нужно было сказать, я сказала. Если Сады кому-то задолжали баллы - обращайтесь ко мне, я все возмещу. Выяснилось, что за последние тридцать тысяч лет человечество мало изменилось. Чудес не бывает.

Счастливо оставаться.
Ваша Ива.

В Садах Лицея   17.10.2011 23:58»

Но подождите пожимать плечами – есть ещё одно объяснение! Прошу читателей вынуть из карманов носовые платки… Итак…

«Напишу здесь, под шум осеннего дождя. Со слезами.
Напишу в канун 200-летия настоящего, реального, Царскосельского Лицея. Ведь 19 октября уже буквально в двух шагах от нас. Тем горче мне писать то, что вы сейчас прочитаете.

Итак. Конкурс "Чай, собака, Пастернак - Кофе, кошка, Мандельштам" я задумала давно. Придумала классную схему финала, предвкушала обилие достойных стихотворений на конкурсе и красивую игру. Потому что относиться к конкурсам как к соревнованию по бегу или прыжкам в длину я не могу. Но конкурс мог бы стать красивым. Увы, как это бывает в школьной столовке, в чай кто-то плюнул.

Скажу сразу, что по существу я совершенно согласна с Виктором Авиным. Меня могут осудить за это, предать анафеме, закидать камнями, но, повторяю, ПО СУЩЕСТВУ я полностью согласна. Виктор принес мощнейшие стихи. Когда я их увидела, я поняла, что ничего лучшего уже не будет. Ему придется соревноваться с самим собой. Голосование вскрыло так много, что я нахожусь в шоке. Через несколько часов вы увидите, кто стал победителем этого тура. И сами сделаете выводы. Или не сделаете. Меня удивило другое.
Анна Ахматова разделила мир на "чай" и "кофе", на "Собак" и "кошек". На "простое" и "сложное", на "попсу" и "артхаус", если угодно. Простая формула великой женщины привела к мощнейщему взрыву в садах. Конкурс действительно стал лакмусовой бумажкой. Да, все вольны голосовать по мере своего разумения и вкуса. Да, котлета с макаронами понятнее и безопаснее, чем фуагра с трюфелями. О вкусах можно спорить. Правда, без особого результата. Итоги есть итоги. Что получили, то и имеем. Более того, правила голосования никто не нарушал. Просто я всегда считала, что есть рамки приличия и элементарная этика. Но что в результате? Этика грязно и беспардонно попрана. На голосование явились как минимум шесть "авторов", не только не принимавших участие в конкурсах, но и вообще не бывавших до сего времени в Садах Лицея. И все как один включили в свой шорт автора, который:
а)у них всех в списке рекомендованных
б)попадает в число победителей тура именно благодаря этому голосованию.

Покажите мне человека, который бы отказался от дармовых 5-6 голосов, выводящих его в призеры? Так может, мы все приведем своих друзей и почитателей таланта? Тогда придется забыть о стихах. И озаботиться поиском свояков. Но к чему тогда конкурс? К чему тогда поэзия?

Да, в правилах действительно не запрещено голосовать не-участникам. И формально мы не видим никаких нарушений. Но этически... Лично мне мерзко и гадко. Поэтому я приняла такое решение:

1. к голосованию отныне будут допускаться только участники конкурса. Голосование в туманном финале будет оговорено особо.
2. я останавливаю свое участие в затеянном мною конкурсе (а ведь какая задумка была, согласитесь!)
3. голосование будет учтено в рамках соблюдения правил. При этом не возбраняется снимать свои шорт-листы уже проголосовавшим. Моральная сторона остается на совести голосующих и их протеже.

Я отдаю себе отчет, что в этом голосовании оказались запачканными все участники, и я в том числе. Именно поэтому я не хочу быть участником конкурса.

Возможно, вы сочтете мои высказывания не вполне корректными, но я пишу все это в момент сильного переживания.
И все-таки я пишу то, что должна была написать, даже если кому-то написанное не понравится.

Спасибо за внимание. Подписываюсь своим основным ником.

А теперь я хочу помолчать и к полуночи подвести те итоги, которые мы заслужили.

Наталия Юрьевна Иванова   17.10.2011 21:10»

Как говорится, вот такие пироги… или страсти-мордасти...
Ну, что тут можно прокомментировать? Поведение самой Ивы, плюнувшей на приличия, взбрыкнувшей и показавшей всем фигу: мол, я тута хозяйка и катитесь все колбаской… И при этом пролившей крокодиловы слёзы по причине  плохой этики у тех, кто пришёл и проголосовал не так, как хотела хозяйка…
Бездарнейшая развязка.

В принципе, даже я не ожидала вот такого финала, хотя и предвидела, что всё закончится когда-нибудь одним вонючим пуком.
Но не до такой же степени! Хотя, чего можно ожидать от…

Захотелось оживить в памяти самое начало. Вот оно!
Самое начало деятельности Садов:
Заявка на участие  3. 12. 2006 - 22. 12. 2006
Семинар у Ивы (I и II) – 14 семинаров. Начало: 07.12.2006. Конец: 01.02.2007
Семинар Кальмара Хаяма – 9 семинаров. Начало: 23.12.2006. Конец: 22.о2.2007
Первая  «Домашняя работа» - 23.12.2006

А потом – «мама не горюй»: чего там только не было! И конкурсы, и блицы, и разборки…
А вот ГЛАВНОЕ, ради чего затевались Сады – ради повышения планки поэтической зрелости, ради образования (само название площадки обязывало: «В Садах ЛИЦЕЯ»!) – исчезло, испарилось почти сразу, в течение 3-х месяцев! И началась гонка за призраком: за успехом, за гламуром, за песнями-плясками... Поэтому, нет ничего удивительного в том, что творчески  выхолощенная публика Садов стала вести себя «неадекватно», что повергло в шок главную дворничиху… Народ перестал приносить на посиделки скрипочки и арфы, и взялся сперва за гитары, а потом как-то незаметно приобщил к оркестру Садов губные гармошки  и даже деревянные ложки… И когда уровень какофонии стал резать слух…

Не хотелось бы злорадно посмеиваться над ситуацией. В конце концов, за 5 последних лет приказали долго жить несколько площадок, в той или иной степени успешные. «Тотализатор», «Бальные Танцы», «Седьмое Небо», «Зелёная Дверь»… И даже «ТМ Ежи» тряхнуло изрядно. Все уж думали, что рухнет, однако проект выстоял, переформатировался и продолжает функционировать – пусть по-другому, и всё же… Уже не то и не так… И, казалось бы, «Сады» естественным образом умерли, пополнив ряд могилок на стихирном кладбище…

И всё же – жаль. Не смотря на то, что после своего отмежевания от площадки, радикально разойдясь в мнениях с её учредителями, я постаралась быть деликатной по отношению хотя бы к брэнду (из уважения к памяти Пушкина), не смотря на атмосферу узурпации власти, которая воцарилась в Садах, мне очень жаль, что произошло то, что произошло. Пусть бы себе работал балаганчик…  Но внезапное прозрение, постигшее несчастную Иву, которая увидела (но вряд ли поняла, что увиденное – плод её собственных рук) и ужаснулась… Да что там страсти Медеи в сравнении!

Скажу вполне определённо: миновала эпоха… Позади остались грандиозные фейерверки. Гаснут звёзды…
Лишь стоят пока два мастодонта: «БЛК» и «ТМ». Ещё болтается шлюпка «Ноева Ковчега» и дослуживает свои ресурсы парочка совсем обмельчавших проектов, пыхтящих на старом топливе: «Голоса» и «Психоделика».
Простите, если кого не упомянула, но… Уж лучше промолчу, дабы не сглазить.

**

Если взглянуть на вещи с мистической точки зрения: не захотел Александр Сергеевич юбилея! Пять лет терпел-терпел до последнего, и наконец, не выдержал – не допустил…

Вот, свидетельство одной активистки Садов:

«Да, Наташа сделала свой выбор. И этот выбор Сады не приняли.
А вы забыли, как из-под палки приходилось искать ведущих на блиц, как проходил конкурс без обсуждений, как конкурсы заканчивались скандалами.
Мне нравятся почти все, кто ходил в Сады, за некоторым исключением.
Хорошая команда, но командир остался один, а одному всегда трудно. Да и за 5 лет ушли многие. Сады 3 года назад были намного сильнее. Я здесь училась, с благодарностью вспоминаю и Николу, и Ланге, и Филина-Соколова, и других.
Я не знаю, кто в этом виноват. А этот конкурс был просто поводом.
Пусть стих Авина гениален, но люди, имеющие талант, никогда не унизятся до оскорблений ближнего.
Коммуналка она и есть коммуналка. И ты, Авин, тоже на этой коммуналке.
Счастливо всем оставаться. Мне будет плохо без Садов.
А вот новеньким я бы посоветовала не оскорблять Сады, вы не прожили с ними 5 лет и ничего не знаете.
Все можно было повернуть иначе, но выбор сделан.

Галина Ольховик   18.10.2011 12:22»

Уж если такое говорит пламенная патриотка, самоотверженная служительница и первая помощница Ивановой… Практически то же самое приходилось говорить неоднократно и мне… Но не терпела хозяйка критики. Вот народ и потянутся на выход, оставляя Садам то, чего они явно не заслуживали – духовную пустоту, суетливость и бездарность, окружавшую плотным кольцом хозяйку, превознося её «талант» и теша её тщеславие… И хозяйка постепенно уверовав в свою непогрешимость и избранность, забыв о том, что лицейские традиции обязывают соблюдать некие каноны, вдруг пустилась на освоение авангардных течений под влиянием известного стихирного авантюриста Виктора Авина… В результате чего они составили традиционный дуэт «петуха и кукушки» из басни Крылова: Авин заливался соловьём о достоинствах поэзии Ивановой, а Иванова – курила фимиам виршам Авина…

Так длилось довольно долго, но, как говорят, «цыплят по осени считают». Вот и наступила роковая осень, когда хозяйка предъявила гамбургский счёт всем участникам финального конкурса, не оправдавшим её надежд, не разделившим её любви к поэзии Авина. Обвинила кого-то в непорядочности, забыв при этом о грехах собственной молодости. Забыла, как будучи ещё начинающей конкурсанткой на Тотализаторе, голосовала за себя-любимую от имени своего клона. Скандал тогда вышел, и «юной» Фее Света пришлось оправдываться…

И всё же, не пойму, почему выпускница физ-мата госпожа Иванова не потрудилась просчитать по теории вероятности степень искажённости результатов голосования в условиях, утверждённых ею самой? И чего хныкать, когда вдруг обозначился кто-то, кто так же, как и она когда-то, соблазнился и проголосовал за себя, действуя обходным путём? Человек слаб… А бумеранги всегда возвращаются.

***


Рецензии