Размышления на лесной тропинке
Символом христианской веры является крест. Его происхождение – языческое, крест как фаллический символ существовал в культуре Древнего Египта. Также, задолго до возникновения христианства, крест существовал в буддизме – в виде свастики, символа вечного движения.
Нашим сознанием управляет идея справедливости, а не добра. Не добро, а справедливость была всегда высшей моральной категорией: «око за око, зуб за зуб» - неотвратимость наказания за причиненное зло. Завет Христа о любви к ближнему остается для нас чуть ли не утопией.
Смиренномудрие, простота, благость, душевное терпение тесно связаны с молитвой. Макарий Египетский говорил, что «молитва – ключ к тайне человека». В каждом человеке – два человека, внутренний и внешний. Внутренний сопричастен божественному миру. Молитва помогает внутреннему человеку раскрыться. Путь от внешнего человека к внутреннему и есть путь к христианскому спасению. Молитва, медитация, «не-деяние» позволяют прикоснуться к духовности по сути. Глубокая внутренняя тишина нужна человеку, чтобы обрести в себе божественное. Поскольку молитва помогает человеку ближе подойти к Богу, человек становится недоступным для болезней.
Требование рождается из ума, молитва – из сердечного умиления. Но чтобы молитва была чистой, и человек должен быть душевно чист, незлоблив, стыдлив и жалостен. Жалость никогда человека не унижала, и в любви не страсть, а жалость к ближнему делает людей милостивыми. Русская философия христоцентрична и вместе с тем антропоцентрична. Если человек христианин, то он знает, какому пути следовать, ибо Христос сказал о себе «Аз есмь и путь, и истина, и жизнь».
Владимир Соловьев один из первых почувствовал обреченность империи, увидел следы грядущей катастрофы. Драма нашей церкви – она преклонилась перед безбожным тираном и восславила его. Христу осталась верна только горстка христиан, обреченная сгнить в лагерях.
Все христианские философии старались найти в человеке божественное начало – добро. Добро требует, чтобы его избирали ради него самого, а не по чьей-то мотивации. На Земле много религий, но их нравственные нормы близки друг к другу. Значит, эти нормы (прав был Кант) записаны в сердце любого человека и являются как бы «естественной религией».
Древние верования за долгие годы гонений и искажений не исчезли, но стали так называемым «эзотерическим знанием». Язычество по своей сути глубинно и великодушно, а христианство всегда было очень воинственным. И, видно, неспроста среди технической интеллигенции Москвы и Петербурга в 90-е годы появились родноверы – новые язычники, предлагающие славянам вернуться к своим исходным божествам – Перуну, Даждьбогу, Яриле и проч., - и называющие христианство «чужебесием».
Начиная с 30-х годов прошлого века ламы всех направлений буддизма в России были репрессированы, их даже обвиняли в ритуальном умервщлении людей. В июле 1991 года Далай-лама Х1У побывал на калмыцкой земле, калмыки встречали его с восторгом. Никаких эксцессов не произошло. Так почему Далай-ламу больше не пускают в Россию? Откуда такая нетерпимость?
Люди разных культур, верований призывают к радикальному духовному обновлению. Нет плохого в том, что христиане молятся Христу, а буддисты – Будде. Здесь как в природе: у каждого дерева своя красота и свое величие. Одни не лучше других и не хуже, и нет первых и последних. Все мы молимся одному Богу, только на разных языках. Религии, может быть, и не должны объединяться, но понимать друг друга должны. Издревле стояли рядом храмы разных конфессий. «Возлюби ближнего, как самого себя», - сказал Христос. В Коране сказано, что люди были одной общиной, а потом: «О люди, мы разделили вас на общины и народы, дабы вы знали друг друга и не презирали». В Коране есть элементы христианских, иудейских преданий. Христиане почитают Будду в образе царевича Иосафа.
У всех людей одни и те же заповеди, один и тот же Бог.
Март 2012
Свидетельство о публикации №112060903404