Жанр - иронические стихи

Сегодня нам предстоит разобраться с особенностями жанра – иронические стихи. Что такое ирония – узнаем из Википедии:  «Ирония (от др.греч. «притворство») – троп , в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному».

Понятнее от такого определения не стало  … А что такое троп ? Троп – это слова и выражения, используемые в художественном произведении переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Таким образом, ирония  есть то, что  СОЗДАЁТ ОЩУЩЕНИЕ, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. По определению Аристотеля, ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто действительно так думает».  Например,  элементом иронии является  употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному:  «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

Ирония появилась очень давно и берёт своё начало из традиции античной риторики. Именно античная ирония дала рождение европейской иронической традиции нового времени, получившей особое развитие, начиная с последней трети XIX века.

Разновидностей иронией множество, каждый автор использует иронический стиль своим собственным способом – противопоставляет  буквальный смысл слов и высказываний их истинному значению («Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» — Георгий Александров).

Авторы  используют различные речевые приёмы, помогающие придавать содержанию своим скрытым контекстом противоположный или идейно-эмоционально обличающий смысл.

1. В качестве снятия претенциозности или помпезности повествования используется метод самоиронии, позволяющий передать авторское отношение к буквальному описанию сюжетного момента:
«Моё лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание» (Рекс Стаут).

2. Насмешка – это тоже метод иронии, который используется как скрытая  демонстрация негативного  отношения к какому-то явлению:
«Сараевское покушение наполнило полицейское управление многочисленными жертвами» (Ярослав Гашек).

 3. Ненастоящее утверждение используется для разрушения какого-либо атрибута общественного сознания:
«Ленин и сейчас живее всех живых, только руками трогать нельзя»  ( Виктор Нюхтилин).

4. Ненастоящее отрицание  используется для подтверждения действительных истин:
«Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз» (Марк Твен).

5. Иронический приём превосходства часто становится доминирующим способом высмеивания героев литературного произведения через внешне нейтральное изложение их характеристик:
«Он горделиво ощущал, что двадцать девять месяцев армейской службы ничуть не ослабили его способности попасть впросак» ( Джозеф Хеллер).

6. Приём иронического снисхождения используется авторами для пессимистической оценки значимости персонажей:
«Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит» ( Курт Воннегут).

7. Действенным ироническим способом коротких форм жанра юмора является коннотационная (использующая сопутствующие значения слов) оговорка, рассчитанная на быструю реакцию читателя или зрителя:
«Врачи боролись за его жизнь, но он выжил» ( Михаил Жванецкий)»

Запомним и еще несколько любопытных определений:

ПРЯМАЯ ИРОНИЯ — способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

АНТИИРОНИЯ – способ  представить объект антииронии недооценённым.

САМОИРОНИЯ — ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».

СОКРАТОВА ИРОНИЯ — форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта.

ИРОНИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьёзно к различным «общепризнанным ценностям».

Стихи, представляемые читателю  в жанре  иронических стихов,  должны как минимум, вызывать у читателю улыбку, быть остроумными. Привожу пример  городской зарисовки, написанной в жанре иронических стихов:

Глубокий северный циклон – не повод предаваться грусти;
жизнь в петербургском захолустье течёт то вверх, то под уклон.
Провинциальный серый быт, девчонки в платьицах из ситца;
до боли праведные лица с глазами солнечных орбит.

Здесь перелатанный трамвай стучит по рельсам торопливо;
три мушкетёра, взяв «по пиву», снимают вскладчину сарай.
Ветхозаветный старичок спешит к помойке за добычей;
непримечательный, обычный «ширяется» в кустах «торчок».

Семья узбекская, чем свет, метёт сухие тротуары;
в подъезде музыкант с гитарой - непризнанный  (пока!) поэт
и – главное: звенит смартфон мелодией семидесятых!..
Шесть тридцать. Прыгаю с кровати, ползу (проснуться) на балкон.

Дворцы, мосты, брега Невы не разглядеть с панельных лоджий;
на всех – один поганый дождик, смог и нечёсаные львы.
Глотаю кофе на ходу… второй вагон… кимарю, стоя…
а то пишу в блокнот «лав стори…» с любимой диалог веду!..

Периферийный интеллект не склонен к выкладкам столичным -
мне дороги (читай) привычны суждения простых коллег:
о равнодушии властей, о неустроенности быта,
о песнях русских позабытых, о скрытой наглости гостей.

Живу на европейский лад, вкушая аромат столицы;
мне так близки дома и лица, а лучше их поштучный ряд,
где светел лик, где мил фасад осыпавшейся  штукатурки…
«Сашок! Забацай лучше Мурку на улице, где жил Марат!..»

                (Борис Нечеухин- автор СТИХИ.РУ).

Что еще отличает жанр иронии от лирического? Иная лексика. Здесь не требуются возвышенно красивых поэтических образов и метафор (если, конечно, они не используются с насмешкой или сарказмом), здесь не совсем уместны и серьезные философские размышления о жизни, здесь другой язык. Как правило, он более современен, допускает большую по сравнению с лирикой легкость обращения с литературным русским, внедрение в него «современных словечек», сленга – обоснованного темой. Но – не безграмотности и не пошлости – этого добра не терпит ни один жанр поэзии.

Напоследок, еще один пример иронических стихов (записанный в фомате А4 или мнимой прозой:

«Без запева нет припева – хоть ты оревом ори! Коли ты рождён от Евы, значит, грешен изнутри. Значит всё, что ты ни делай, будет дьяволу в зачёт. Хоть крестись рукою левой, хоть ты плюй через плечо.

Эй, Адам, да ты за фетиш, типа яблока с куста, нам, потомкам, что ответишь? Иль задачка непроста? Сибаритствуешь, бродяга? Не ко времени покой. Глянь – кругом одна бодяга – пьют и жрут заупокой. Вечный праздник у народа – как советский первомай . Ждут двенадцатого года – он конечным был у майй. Типа «буря! грянет буря!» и цивильному трандец! Нет, народ вконец от дури стал до дури молодец! А тебе и дела мало, мол, да я не при делах. Это Ева, мол, пристала, и с чего-то родила.

Вот, пройдоха, древний предок! За тобой должок почти. Будешь проклят напоследок населением, учти! Жил бы ты по старой схеме, ел кокосы, пил нектар, и порхал юнцом в Эдеме, чисто ангел-супер-стар. Нет же, где там! Руки-крюки распустил, спустил штаны, к Еве лез, поди, со скуки, влез же в лапы сатаны. А чего? Тебе ж удобно – не напрасно, знать, потел – наплодил себе подобных и плевать на них хотел. А ответственность папаши? Воспитать и научить? И берёзовою кашей от разврата полечить дочек нежных и весёлых, да задиристых сынков. Ты ж легко забил на школу – настрогал, и был таков!

А с мамани спрос не строгий – одиночка, что возьмёшь? С недостатка быт убогий – в бедноте подохла вошь. Не могла бедняжка Ева уследить за детворой, и браты лупили с левой в глаз брательнику порой. За кусок сухой горбушки был готов убить любой кулаком, а позже – пушки, бомбы, танки встряли в бой. Населенье прирастало на вселенский каравай… мордобоя стало мало – атом в руки подавай. Бог глядел на эту скверну до поры, но плюнул всё ж: «Эко мерзость непомерна у земных поганых рож! Не хотел я этой дряни, виноват со всех сторон…»
И забил. Дерись, землянин, приближай армагеддон!

Прогрессировал потомок, поднакачивал мышцу, а точнее, по-простому, вёл историю к концу. И к двенадцатому году подошёл крутой вполне. А чего? Полно народу. Значит, точно быть войне! Кто-то ж должен обозначить финиш пятого витка. Эй, банкир, не надо сдачи, мир уходит с молотка! Все погибли, не с кем драться, и кричать «Виват!» «Ура!»…

…Эк, меня вставляет, братцы! Нет, заканчивать пора, а не то ещё чего-то навещаю сгоряча, и попрут, как идиота два амбалистых врача в дом, где нынче обитают все пророки всех времён, от жрецов эпохи майя, до других крутых имён.

Левой, правой, правой, левой, топай смело, не ленись, без запева нет припева – вот такая наша жисть!»
                (Ник Туманов – автор СТИХИ.РУ)

Как видите, здесь, в отличие от первого примера, употреблено довольно много сленга, упрощенных, разговорных неправильных оборотов речи: «цивильному – трандец», «амбалистых врачей», «поднакачивал мышцу», «жисть»  - фраз, которые совершенно дико выглядели бы в любом лирическом стихотворении (и помешали бы их номинации, представь вы подобные стихи на тематический конкурс лирических стихов!). Здесь же они – уместны, ибо употреблены с иронией: автор ведет речь не от себя, а от лица своего героя - в форме иронического монолога от 1 лица  создает  его образ  с помощью особой лексики, присущей герою, а вовсе не автору стихов. Таков жанр…

Еще один пример иронических стихов, предложенный в отзыве читателям статьи:

В летящем экспрессе, в уютном купе
С блондинкой однажды случилось чепе,
Да, просто поездка.
Да, просто турне.
Улыбки. Знакомства. Бокал каберне.

В дороге подсел к ней мужик в галифе.
И был он, конечно, слегка подшофе.
А, кроме того, этот самый месье
Глядел на нее и жевал монпансье.

Глядел, а потом протянул леденец
И молвил, зардевшись, как жалкий юнец:
- Пожалте. Попробуйте. Это драже.
Я только что слопал три пачки уже.

Блондинка, страшась за свое реноме,
Воскликнула: - Боже! В своем вы уме?!
Чтоб нежная дама взяла у месье
Какую-то дрянь… как ее?.. монпансье?!

Вот если бы вы предложили суфле,
Жульен, амаретто, ризотто, желе,
Ну ладно, безе, ну, пускай, Фаберже –
То… все может быть… Но никак не драже!

Уйдите, милейший, и дело с концом.
Чтоб вы подавились своим леденцом!

Сказала блондинка, глотнула вино
И стала смотреть с возмущеньем в окно.

Такие вот речи, такие слова!
Но кругом пошла у месье голова.
И он, чтобы в грязь не ударить лицом,
И впрямь подавился своим леденцом.

Хоть дама сказала сие сгоряча,
Но – крики, и шум, и позвали врача,
И кто-то сорвал с панталыку стоп-кран,
Хоть был, если честно, не очень-то пьян.

И вот огоньки засияли вдали.
Месье на носилках в медпункт унесли.
Блондинка же, грустно глотнув каберне,
Вздохнула: - О Господи!.. Ну и турне!..
           (Лорина Дымова. "Неудавшееся турне" http://www.stihi.ru/avtor/lorinan)

Советую также прочитать разбор итогов конкурса иронических стихов "Крокодил не ловится" http://www.stihi.ru/2013/11/24/5988


Рецензии
Скажите, пожалуйста, Одностишия как жанр существует? К примеру, эти мои строки
- это один жанр или несколько?:
* В семейный круг врезался треугольник
* Больной, ложитесь – утка ждать не будет
* Наказываться вами – наслажденье!
* Бамбук пустой, но флейта будет звучной

Заранее благодарю за ответ, с уважением, Светлана Бахирева

Светлана Бахирева   03.10.2019 07:56     Заявить о нарушении
Я не специалист и не любитель таких форм. Жанр может и существует, но поэзия ли это - не уверена...

Алкора   03.10.2019 10:54   Заявить о нарушении
Благодарю. Конечно, это не поэзия, а материал для юмористов, читающих со сцены

Светлана Бахирева   03.10.2019 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.