Детское творчество - факт национальной культуры

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – «ФАКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
"Мы приносим с собою в мир чистый ум, точно гладкую доску, не умея что-либо делать, говорить и понимать, и все это нужно приобретать с основания. И мы действительно добиваемся теперь этого с гораздо большим трудом, чем это должно было быть в состоянии совершенства, так как и вещи для нас затемнены, и языки смешаны. Тому, кто в интересах науки хотел бы использовать различные источники на живых и мертвых языках, вместо одного языка нужно изучать их уже несколько; мало того - и родные языки стали более запутанными, и ничто нам не врожденно" – писал великий чешский педагог Я. А. Коменский.               
Языковая личность – объект для лингвистики не новый (homo loquens). Существуют три степени абстракции в лингвистическом подходе к языку. Первая – лингвист изучает конкретный язык по многообразию текстов. Как здесь не вспомнить литературного «лингвиста»? Вот наблюдения князя Мышкина: «Шрифты разные бывают... А вы знаете, как подписывались наши старые игумены и митрополиты, и с каким вкусом, с каким старанием! Меня так интересуют различные шрифты! Я даже перевел французский характер в русские буквы, что очень трудно, а вышло удачно. А как пишется казённая бумага важному лицу? –  Круглый шрифт, славный, черный шрифт, черно написано, но с замечательным вкусом. Каллиграф не допустил бы росчерков или, лучше сказать, попыток расчеркнуться какими-нибудь незаконченными полухвостиками. Вот он характер! Вся тут военно-писарская душа проглядывает: разгуляться бы хотелось, и талант просится, да воротник военный туго на крючок стянут, дисциплина и в почерке вышла, прелесть! А возьмем обыкновенный и чистейший английский шрифт: дальше уж изящество не может идти, тут все прелесть, бисер, жемчуг; это закончено; но вот и вариация, и опять французская: тот же английский шрифт, но черная линия капельку почернее и потолще, чем в английском, ан - пропорция света и нарушена; и заметьте тоже: овал изменён, капельку круглее и вдобавок позволен росчерк, а росчерк это наиопаснейшая вещь! Росчерк требует необыкновеннейшего вкуса; но если только он удался, если только найдена пропорция, то эдакой шрифт ни с чем не сравним, так даже, что можно влюбиться в него...» – (1).
Продолжим  разговор о языковых абстракциях. Вторая – лингвистика языков занимается изучением национального языка. Наше школьное печатное издание «Родник» делает выпуски подобного рода, например, «Язык – это средство познания народа в целом».
              Заглянем в четырехтомный «Словарь русского языка». В нём дано 8 значений слова «язык», среди них:  1. Орган в полости рта.  2. Этот орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи.  3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.  4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог.  5. Средство бессловесного общения.  6. Устар. Народ.
Шестое значение, устаревшее, означает народ. Как видим, для определения народа взят важнейший этнографический признак – его язык. Помните, у Пушкина:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

Итак, язык есть важнейшее средство общения. Какими же качествами должен обладать язык, чтобы стать именно таким?
Прежде всего язык должны знать все говорящие на нем. Понятность языка обеспечивает его роль в организации людей. Родившийся как продукт коллективного труда язык и сейчас призван объединять людей в трудовой деятельности, в области культуры и т. д.
Второе качество, от которого зависит общение, - язык должен охватывать всё, что окружает человека, включая и его внутренний мир. Это, однако, вовсе не означает, что язык должен в точности повторять структуру мира. У нас действительно есть «слова для всякой сути», как сказал А. Твардовский. Но и то, что не имеет однословного наименования, может быть с успехом выражено сочетаниями слов.
Гораздо важнее, что одно и то же понятие в языке может иметь, и очень часто имеет, несколько наименований. Более того, считается, чем богаче такие ряды слов – синонимов, тем богаче признается язык. В этом проявляется важное положение: язык отражает внешний мир, но не абсолютно адекватен ему.
Таким образом, язык можно определить как средство познания человеческой личности, а также как средство познания народа в целом.
Вот оно какое – чудо языка! Но это далеко не все. Каждый национальный язык есть еще кладовая народа, говорящего на нем, и его память.
Формирование русского языка проходило в сложных условиях: существовал язык светский – древнерусский, и церковно-славянский, на котором велась служба в церквах, печаталась духовная литература. А. С. Пушкин писал: «Убедились ли мы, что славенский (церковно-славянский) язык не есть язык русский и что мы не можем смешивать их своенравно, что если многие слова, многие обороты счастливо могут быть заимствованы из церковных книг, то из этого еще не следует, чтобы мы могли писать да лобжет мя лобзанием вместо целуй меня».
И все-таки роль заимствований в результате общения между народами нельзя сбрасывать со счетов. Заимствования являлись результатом важных событий. Одним из таких событий стало крещение на Руси в X – XI веках и принятие  христианства  византийского образца. Конечно же, это должно было отразиться в языке. И отразилось. Начнем хотя бы с того, что были нужны книги, в которых излагались бы церковные каноны. Такие книги появились, их переводили с греческого. Но в церкви служба шла на старославянском языке ( он же церковно-славянский). Поэтому переводы делались на старославянский.
А народ на Руси говорил на светском – древнерусском языке. Он использовался и для летописей, и для другой литературы. Существование параллельно двух языков не могло не сказаться и на влиянии старославянского на древнерусский. Вот почему в современном русском языке сохранилось много старославянских слов.
Заимствование греческих слов также часто шло через старославянский. Собственно, можно выделить два вида заимствования. Первый определяется как « чистое» заимствование. Это когда сохраняется звуковая оболочка языка-источника и значение слова в родном языке. Конечно, какие-то несущественные изменения в звуковом облике слова все равно происходят, поскольку звуковые системы языков разные.
Следует заметить, что было два периода в активности заимствования слов их греческого, что объясняется историческими фактами. Второе греческое влияние началось с 1453 года, когда турки захватили Константинополь и пришел конец Византийской империи. Книжники-греки перебрались в Московию и принялись за ревизию церковных книг. Вот здесь-то и началось новое заимствование греческих слов.
И дальнейшую историю нашей страны можно проследить по вспышкам иноязычных заимствований. Начал Петр I проводить свои реформы, строить флот – и в языке появились голландские, немецкие слова. Проявила русская аристократия интерес к Франции – вторглись французские заимствования. Не от войны с французами они шли в основном, а от культурных связей.
Любопытно, что заимствовалось у каждого народа все лучшее. Что, например, мы заимствовали из французского языка? Это слова, связанные с кухней (знаменитая французская кухня!), модой, одеждой, театром, балетом. У немцев заимствованы слова технического и военного толка, у итальянцев – слова музыкальные и кухонные.
Стоит вспомнить слова академика В. В. Виноградова: «Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и его великой и славной исторической судьбы».
Стоит вспомнить высказывания великих русских писателей:
Н. В. Гоголь: «Я до сих пор, как ни бьюсь, не могу обработать слог и язык свой, первые необходимые орудия всякого писателя».
И. С. Тургенев: «Я никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском языке… как это возможно писать на чужом языке, когда и на своем-то, на родном едва можно сладить с образами, мыслями и т. д.».
Л. Н. Толстой: «Выразить словом то, что понимаешь, так, чтобы другой тебя понял, как ты сам, - дело самое трудное; и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно».
И это выдающиеся писатели земли Русской! Казалось бы, кто, как не они, владеют русским языком? Но в их высказываниях мы слышим голос подлинных художников слова (2) 
               
 Наконец мы подошли к третьей, высшей степени обобщения языка, которая принимает лишь типологически общее, универсальное значимое для всех языков или человеческого языка в целом. Именно на этой ступени абстракции лингвистике и удалось соединить изучение человека, пользующегося языком, с изучением свойств самого языка, что таким образом выливается в изучение «языковой способности человека» (3).
Учебная «лаборатория» служит моделью проявления языковой способности ученика, управляет процессом коммуникации. Наблюдая за лексическими рядами новых слов, традициями употребления старых, мы видим эволюционные изменения в общем строе языка, отмечаем особенности функционирования языковых единиц в современной  общественно-политической жизни, тяготеющих к имплицитным утверждениям, отвечающим некоторой прагматической задаче. У интернета – проводника и накопителя всех проявлений живого языка – есть причины «сомневаться» в смысловом назначении слова «голубой». А слово «брутальный» можно считать словом года («брутальный обед», «брутальный спортсмен», «брутальный исход выборов» – обороты речи телеведущих).
Модель человека вместе с его языком, строящаяся на взаимодействии двух областей – области принуждения, обязательного подчинения пользователя языку и области свободы говорящего – имеет обобщение в понятии «психосоциального выразителя» (enonceur psychosocial). Инициатива говорящих выливается в бессознательное коллективное творчество или в сознательное индивидуальное творчество «в случае неологических образований, поэтической деятельности и внесения планового начала в функционирование и развитие литературных языков»(4).
Признавая безусловную важность, полезность и своевременность подходов к пониманию языковой личности, я пытаюсь установить обобщённые характеристики, объясняющие языковое поведение и личности, и общества. Нельзя исключить культурную и духовную составляющую владения языком. Буслаев, оставаясь принципиально историческим в своём подходе к изучению языка и к его преподаванию, выдвинул понятие личности ученика в качестве объекта воздействия учителя в процессе преподавания родного языка. «Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни» – это один из принципов индивидуализированного образования. Нетрадиционный подход, являясь по сути позитивным определением, ведёт к непрерывному отказу от неподвижных,  оторвавшихся от человека логических норм. Неклассические приёмы воссоединяют внутренний мир человека с объективной картиной мира. Известна позиция одного из видных учёных: «Неклассическая наука гуманизирует познание, отнюдь не субъективируя его»(5). Теперь уже не гносеологический, а общекультурный напрашивается вывод: гуманизация познания делает исследование мира неотделимым от его эстетических идеалов. Язык любого народа - это его историческая память, воплощённая в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах. Культура языка, культура слова предстаёт как неразрывная связь многих и многих поколений. Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Подчёркивая одухотворённость русского языка, К. Д. Ушинский писал: "В языке своём народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка... Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и чувства"(6).  Что думают сегодняшние школьники о русском языке? Как воспринимают носителей других языков?  Как относятся к русскому языку представители иных культур?               
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЪЕДИНЯЕТ 
НАРОДЫ
;
 Россия – многонациональное государство. Народы, её составляющие, отличаются историческими традициями, культурой, укладом жизни. Крупнейшие по численности народы – это русские и татары (это я узнала из учебника географии). Большие народы и малые народности представляют человеческие общности – этносы. Согласно последней переписи населения, на территории России проживало 100 народов. В состав языковых семей входят различные языковые группы. В числе более чем 150 языков народов России есть и языки, распространённые за пределами нашей страны. Наиболее многоязычная республика России – Дагестан, но всё равно русский язык – один из главных языков нашей страны. Каждый человек, живущий в России, обязан говорить на русском языке, ведь русский язык – основной язык российского государства.  Большинство республик объявило свои национальные языки государственными, но русский язык объединяет народы России, поэтому его изучение как иностранного  не сводится к лингвистическому знакомству, он усваивается как средство общения и выражения мысли.  (Шакирова Гульнара, 8 «А»)


ДОБРОМ
              ПУСТЬ
                СЛОВО
                ОТЗОВЁТСЯ!
;
  Толерантность – основная гарантия мирного сосуществования народов в многонациональном государстве. Толерантность – нравственный аспект человеческих отношений. Общий смысл этого понятия включает в себя следующие термины: альтруизм (от лат. «другой») и гуманность (от лат. «человек»). Исходя из значения этих слов, мы определяем толерантность как ценностное отношение человека к людям иных культур (признание, принятие, понимание). Толерантность можно рассматривать как терпимость к инаковости другого человека. Культурный плюрализм ориентирует общество на гуманистические ценности. Международная интеграция порождает поликультурные сообщества, где не должно быть места бытовому расизму, ксенофобии, экстремизму. Воспитай в себе толерантную личность!
(Солотина Лера,9 «А»)

ЕСТЬ ЛИ
       БУДУЩЕЕ
                У РУССКОГО ЯЗЫКА
;
Я думаю, что у русского языка есть будущее. Он постоянно развивается, вбирает в себя слова из других языков. Люди должны обогащать свою речь, но при этом помнить и о языковых традициях. Возможно, в будущем на русском языке будут говорить все страны, все народы мира.
(Лунёва Алина, 7 «Б»)
;
Наш язык – это наше национальное богатство. Мы должны беречь его. Пока народ любит и ценит родной язык, у него самого есть и настоящее, и будущее.
(Пелевин Кирилл, 7 «А»)
;
Русский язык – третий по распространённости в мире язык. Много веков назад, наверное, все языки имели распространение слабое. Сегодня мы имеем время бесконечных передвижений, перемещений и свободного взаимопроникновения. В американских школах учат русский язык. В Россию приезжают иностранные туристы, владеющие русским языком. Многие иностранцы получили российское гражданство. Развитие отношений между государствами даёт возможность русскому языку развиваться и существовать ещё долгие века.
 (Камардин Антон, 7 «А»)
;
Я считаю, что у русского языка нет будущего, так как наша  страна занимает незавидное положение в мире по всем параметрам. Мне кажется, легче выучить английский или японский язык, потратить на это лет шесть или десять – и жить потом в Канаде или Японии, которые входят в десятку современных цивилизованных стран. Величие русского языка, многообразие его лексики скоро забудутся, так как язык находится не у великих людей и не у великой нации.
(Журавлёв Илья, 9 «А»)
;
 
Русский язык! Прекрасный язык!
Люди на нём говорят.
Учить его трудно, но можно –
При должном усердии ребят. 
Много красивых (вообще)  языков,
Но русский – один лишь таков:
В нём наша сила,
В нём наша мощь,
Трудности вместе
Должны превозмочь!
Английский, Французский,
Китайский,
Индусский…
Но РУССКИЙ  –
 Всегда будет лучше!
В нём есть красота,
И грация есть,
И нежность, и ласка,
И память, и честь,
Любовь и надежда,
Вера и жизнь…
Ты вслушайся в слово,
Дружок, не ленись!
(Хаукина Оксана,7 А»)

;
Ты можешь уехать
В другую страну,
Потом поменять
 Ещё не одну.
Но в сердце Россию
Ты будешь любить:
Она дала силы
Источнику жить.
Ты будешь цепляться
За русский словарь
И скажешь не раз,
Что тебе очень жаль
Забытое слово,
Как мелкий сорняк.
А как сказать снова?
По-новому как?..
И мыслишь по-русски…
Один (средь людей).
А график транзитов
Тебя одолел!
Прибегни же к слову
На «лёгком» пути.
Русскому слову
Легко всё спасти.
И мама, и рама,
И русский букварь,
И русская драма,
И Даля словарь –
Всё живо в тебе.
Не растрачивай сил,
Их много напрасно
Ты положил.
Нет проще родного!
Нет лучше своей
Родины, дома
И добрых людей.
Конечно, отринешь
Призывы мои,
Как только покинешь
Пределы земли,
Что « так надоела»,
Где «так не везло»,
Где просто хотелось
Делать назло…
Кому и зачем?
Чтоб «быть
иль не быть»?
А стоило просто
На родине жить…
(Савельева Елена)








 

;
Я живу в Москве, учусь в одной из столичных школ, по национальности я – кореянка. Мои мама и папа, все дедушки и бабушки обеих линий –  корейцы. Связи с нашей исторической родиной давно потеряны. Никто из  родственников не знает корейского языка. Русский язык стал для нас родным языком. У меня нет другого языкового опыта, поэтому мне не с чем сравнить русский язык, увидеть какие-либо его отличительные особенности относительно других языков. Русский язык свободно вошёл в нашу жизнь, как естественный способ общения. (Ким Александра, 7 «Б»)
;
Я лезгин. Мои родители из Дагестана. Живём в Москве. С родителями я разговариваю по-русски, а они общаются с      нашими дагестанскими родственниками на родном языке. Я тоже стараюсь выучить язык моих родителей, но мне кажется, что это сделать труднее, чем научиться хорошему русскому языку. В Дагестан я езжу каждое лето. Кстати, в школу там дети ходят шесть дней в неделю. В Дагестане живёт много разных народов: и даргинцы, и лакцы, и лезгины, и аварцы. Многие из них знают русский язык. И  родной хорошо знают. А мне легче общаться со всеми на русском языке!
(Алиев Руслан, 7-а)
;
  Я грузинка, но я люблю сложный и красивый русский язык, считаю его вторым родным языком.  Русский язык открыл для меня многонациональный мир культуры, познакомил с великими мастерами Слова. Высказывание Льва Толстого применительно не только к русскому языку, но и к другим языкам мира. Вдумайтесь в глубокий смысл этого высказывания: «Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». Лев Толстой – гений мысли!!! Он открыл мне языковую сущность любого народа. А его имя открыл для меня русский язык. (Соселия Марьям, 7-б класс)
 

Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всём их структурном многообразии - к этому должен стремиться каждый носитель языка. В наши дни активно формируется экология культуры или, шире, духовная экология. Она связана с сохранением накопленных ценностей. "Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной осёдлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной дисциплины..." (7)
  «Познавательная самостоятельность» (8) входит в комплекс личностных свойств человека и проявляется в процессе учения, самообразования, в непосредственном интересе подростка и юноши к науке, в потребности приобретать знания и активно их применять. Психологическим стимулятором для оценки художественного произведения является развитие оценочного отношения к себе и окружающим. "Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной", – так считал академик Д. С. Лихачёв. Эти слова близки словесникам, воспитывающим у подрастающего поколения чувство любви к родному краю, к малой родине, славной своим прошлым, своей природой и красотой.
Трудно переоценить роль любого творческого центра, который открывает в каждом его дарование. «Наиболее художественно одарённые школьники обгоняют по уровню литературного развития своих сверстников» (9). Несколько слов о так называемой актуальной одарённости. В процессе учебной деятельности некоторые дети проявляют собственную активность, своего рода готовность к выполнению задач познавательного характера. Психологические механизмы саморазвития личности – это основа формирования и реализации индивидуального дарования. Дети с актуальной одарённостью сами инициируют формы деятельности. Инструментальный аспект их одарённости проявляется в быстром освоении деятельности и высокой успешности её завершения. Мотивационный аспект поведения можно описать следующими признаками: повышенная познавательная потребность, которая проявляется в неуёмной любознательности, а также в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. В познавательной деятельности мы наблюдаем одарённость в области гуманитарных наук. В практической – организационную. В художественно-эстетической – литературно-поэтическую. В коммуникативной – лидерскую. Высший уровень выполнения любой деятельности свидетельствует о творческой одарённости ребёнка. Показатели психического развития говорят об актуальной одарённости – высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Американский учитель и психолог Е. П. Торранс сделал вывод из своей практики: успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет высокий «коэффициент интеллекта (IQ)»(10). Для реализации личности в творчестве важно сочетание обоих уровней развития мышления: логического (конвергентного) и творческого. В описаниях концепций одарённости путаются даже профессионалы психологи. Поэтому не будем выходить за рамки литературного творчества.
Мальчики палки бросают на воду.
Я их руками ловлю.
Кто вам позволил портить природу,
Речку родную мою?..

Стихотворение на экологическую тему. Примитив, далёкий от поэзии? А детская искренность не в счёт?
Дополнительное образование – мощный источник для развития потенциала подрастающего поколения, от которого в ближайшем будущем зависит здоровье нации. Атмосфера творчества и красоты является одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности. Развивающая задача дополнительного образования – расширение диапазона средств для познания мира ребёнка. Модернизация российского образования направлена на то, чтобы школа стала важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений. Профессиональная компетенция учителя проявляется в его готовности осуществлять обучающую, воспитывающую, развивающую деятельность как творческую. Педагогическая наука не всегда может предложить готовые научно-методические разработки для ведения предметного кружка, творческого клуба и других структурных подразделений воспитательных систем, поэтому творчески работающий педагог самостоятельно занимается проектированием с учётом значимости самореализации ученика как активного субъекта воспитательного процесса. Содержание программы поэтического клуба «Родник», действующего в школе почти три года, направлено на:
- создание  условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям;
- профилактику ассоциативного поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения; творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
- укрепление физического и психического здоровья.
Цели и задачи  программы обеспечивают обучение, воспитание и развитие детей. Повторяемость программного содержания позволяет увидеть изменения, происходящие в интеллектуальном развитии от младшего до среднего звена. П. П. Блонский подметил, что в подростковом возрасте «заканчивается интеллектуальное развитие, уступая место специализации», а также подчеркнул, что именно в подростковом возрасте параллельно интеллектуальному созреванию идёт общественное созревание, формируется мировоззрение. Значимой деятельностью для подростка является общение. Мышление становится более систематичным, ещё в значительной мере конкретно, но уже выходит за пределы непосредственно воспринимаемого и ищет объяснение ему. Большое значение в этот период играет дальнейшее формирование  личности. Внеурочная познавательная деятельность должна способствовать реализации потребностей и специфических способностей подростков. Достоинством данной технологии является демократический (психосберегающий) стиль общения учитель-ученик, членов творческой группы между собой, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь. Работа в малых группах и индивидуальная форма творческой группы «Проба пера» способствует самовыражению и утверждению неповторимого «Я». Эта форма работы выявляет определённую направленность, которая станет основой для профессиональной ориентации, установки благоприятных межличностных отношений.
Итак, о чём дети пишут. Новые члены клуба начинают с  составления буриме. Опытные – с обработки летнего поэтического проекта «Ромашковая Русь». А далее – работа над творческими проектами по плану. Благодаря так называемым литературным проектам («Алёнушка», «Богатыри», «Похвальное слово Ярославне», «О бедном Герасиме замолвлю я слово…», «Страдания по Асе», «Как Алёша спас Чернушку», «Сказ о тульском левше», «О подвиге отрока киевлянина») удаётся привлечь к творческому сотрудничеству большое число учащихся среднего  и старшего звена.
 Коллективный творческий процесс создаёт особую атмосферу, в которой каждый ребёнок чувствует сопричастность к живому потоку жизни за художественными образами. Так расширяется диапазон средств  познания. Своё отношение к окружающему миру дети передают в рубриках: «По туристской тропе», «Берёзовый сок», «О чём шумит апрельский дождь», «Зимние этюды», «Отрадное», «Город Будущего». Своё «Я» проходит осмысление при создании поэтического автопортрета. Несколько работ было озвучено на Всероссийском конкурсе имени Николая Рубцова (а впоследствии напечатано).
Стихотворная ткань сама по себе имеет эстетическую ценность. Запавшая в память строчка обладает полезной активностью, она даёт толчок внутренней работе, связывая мысли и чувства, – так свершается нравственное развитие. Притягательная сила подлинной культуры вызывает в душе человека всё лучшее, глубокое, настоящее, что есть в ней. Исходя из непосредственного поэтического впечатления, члены клуба создают собственные стихи, насыщенные новым художественным содержанием.
При соотнесении книжной поэзии и народной песни видно, что история развития как устной, так и письменной поэзии есть история их творческого взаимовлияния. Не только многие поэты обращались к народнопоэтическим источникам, но и наблюдается обратное движение. В стремлении раскрыть потенциальные силы, которые таятся в народе, мы обратились к жанру былины.
 
МИКУЛА С ВОЛЬГОЙ  ДА ЗА ПОЛУЧКОЮ
Как бросил оратай-оратаюшко сошку да за ракитов куст,
Как земелька-то из омешиков да повыкатилась,
Так и поехал Микула Селянинович
Во товарищах с Вольгой Святославовичем
К городам да за получкою.

Приехали они,
Каждый на своём коне да на кобыле,
Что была ещё при силе,
В первый город, город Куровец,
Где не бывал Илья Муромец.
Мужички их встретили да не по-доброму.
Вольга Микулу поберёг,
Вольга Микулу поостерег.
На то дружинушка хоробрая,
Чтоб собирать получку добрую.
И мужички своё-то отдали.

В другом граде, Ореховце,
Мужичьё  разбойничье не перевелось,
За топоры взялось.
Тут Вольга сам расстарался получку получить
И мужичьё заодно проучить,
Получку отдавать приучить.
Мужичьё разбежалося, ученье лютым показалося.

Не один город с хороброю дружинушкой
Славный Вольга Святославович разорил,
Народ по миру пустил.
И наехали они да на огород Крестьяновец.
Тут и додумался Микула Селянинович до мысли,
Что не по нём работа получку собирать
Да людей добрых обирать,
Его дело – землю пахать, крестьянствовать.

Едет Микула Селянинович да ко сошке своей,
А доехать не может. Не может время догнать
На кобыле своей,
Что жеребёночком дорого куплена была.
Птахам для гнёзд пригодилась ноздря богатыря.
Микула поистёр  сафьяновы сапожки,
А не видать сошки …
Вот кабы сошка – начал бы пахать,
Только б земелька по омешикам почиркивала,
А сошки не видать!
И доехал было оратай до ракитова куста,
Где его сошка была, да тут Вольга
С дружинушкой хороброю догоняют
Да опять за получкою сманивают,
Стоящим делом заманивают.
Оратай на своём стоит, его ли дело!
Да кобыла,
Что жеребёночком дорого куплена была,
Грянула вдруг оземь да околела.
Пропала кобыла без дела,
Пропал и оратаев труд без кобылы,
Валяться сошке за ракитовым кустом,
А Микуле сидеть под калиновым мостом.
Читайте дальше были.
Были о том, что могло быть потом.
26.09.2010
(КУЛИШ АННА)


СОЛНЫШКО КРАСНОЕ,
НЕБУШКО ЯСНОЕ
Солнышко красное, небушко ясное.
Ромашковое дитятко родилось.
Так на Руси белоголовых называть повелось.
А как стало дитятко растеть-муженеть,
Глазом в поле чистое смотреть,
А головёнкой уже задумываться:
- Отчего поля не сеяны?
- Отчего луга не кошены?
Стало дитятко ходить да покашивать
В поле чистое да некошеное.
Стало дитятко в силе прибавлять,
Стали люди силу похвалять,
Уважительно так называть…
От мала до велика величать:
- Солнышко красное, небушко ясное!
А земля – всем нам мать!
27.09.2010
(СЕЛИВЁРСТОВА  КСЕНИЯ)



КАК ЗАРОЖДАЕТСЯ СИЛУШКА
БОГАТЫРСКАЯ
А расскажу-ка я вам, ребятушки,
Как богатырская силушка
В земле русской зарождается.
Я буду рассказывать, а вы слушайте,
Что получается у ребятушек удалых
Из многих силушек малых
Да из вещей простых и не бывалых.

Дышит земля травами полынными,
Греет солнце тропочки былинные,
Дуют ветры с полюсов холодные,
Закаляют силы добрые.

Дышит земля травами полынными
Под ударами, да под копытными.
Греет солнце тропочки былинные,
Поминает были, да старинные.
Дуют ветры с полюсов холодные,
Закаляют силы добрые.

Рассказала я вам, ребятушки,
Как богатырская силушка
В русской земле зарождается.
Поверить иногда получается,
Да проверить не всегда случается,
Как богатырская силушка зарождается
У ребятушек удалых
Из многих силушек малых
Да из вещей простых и не бывалых.
23.09.2010
(АГАПОВА  АННА)

КОВЫЛЬ СТЕПНОЙ И ВЕТРЫ ВОЛЬНЫЕ
Ой, ой, да холмы! Царство ковыля.
Сколько, сколько седины... Как стара земля!
Ой, да степи привольные! Там гуляют ветры вольные.
Но не бывать земле делённой для ветров вольных.
Гуляют ветры меж холмами, играют ветры ковылями.
Слабо шумит ковыль, шумно летят ветра.
Устала седая голова.
Попросил ковыль степной: « Обходите стороной!..»
Но гуляют ветра. Что им седина?
Что ковыль-трава для ветров вольных?
Для ветров вольных царство ковыля.
23.09. 2010
(НИКОЛАЕВ ВЛАДИСЛАВ)

ИЛЬЯ- ГУСЛЯР
В старинном городе Нове-граде
Жил-был Илья-гусляр.
У Ильи имущества не было,
Одни были гусельки.
По пирам ходил Илья,
По пирам ходил
Да на гусельках играл.

Илью день не зовут на пир,
Другой не зовут.
Тут Илье да скучно стало.
И пошёл Илья к озеру,
Сел на камень и начал играть.
И как в озере вода взволновалася,
Тут-то Илья испугался
И ушёл от озера в свой город,
А из свово города
Да в другой город,
А из тово города да в Нове-град.
Много историй узнал Илья
По другим городам.
Стали снова звать
Илью-гусляра
В Нове-граде по пирам.
А как прежде у Ильи
Имущества не было,
Так и теперь не стало,
Одни были гусельки.
Ходил Илья по пирам,
Ходил Илья по пирам
Да на гусельках играл.
(РОМАНЕНКО ВАЛЕНТИНА)

СТРУНКО
В славном Струно-граде
Как был сам бедный гость Струнко.
Как прежде у Струнка добра не было,
Так и теперь он его не нажил.
По пирам ходил Струнко,
По пирам ходил
Да на струнах играл Струнко.
День прошёл, другой… третий идёт.
Не зовут Струнка на пир,
Не зовут Струнка на струнах поиграть.
Плакать похотелось Струнку,
Горькими слезами
Похотелось Струнку плакать,
И пошёл Струнко плакать к иве плакучей,
К иве плакучей пошёл Струнко плакать,
Будто иве самой своих слёз мало,
Будто иве чужих слёз недостало.
Пошёл Струнко к иве плакучей
Со слезой горючей.
- Ах, какой я невезучий! –
Сказал Струнко иве плакучей.\
-Ах, Струнко, Струнко,
Ты на струнах поиграй,
Для меня на струнах поиграй,
Пусть поплачут струны за меня,
Да и за тебя пусть поплачут струны,
А мы будем слушать, как плачут струны,
Да сам не наступай
На оборванные струны моей души,
Да сам подтяни оборванные струны свои.

И подтянул Струнко струны свои,
И посторонился оборванных струн души ивы,
И ударил по струнам Струнко ,
И ещё ударил Струнко по струнам,
И в третий раз ударил Струнко по струнам,
И запрыгали по струнам пальцы Струнко.
Приободрилась тут ива-дерево,
И самому Струнку стало веселее.
Веселее стало и Струнку, и иве плакучей
Без слезы горючей.
Не носите слёзы свои к чужим слезам,
Пусть поплачут струны, станет веселее вам.
28.09.2010.
(НЕФЁДОВ  НИКИТА)

СОЛОВКО
В славном Песне-граде
Как был сам бедный гость Соловко.
Как прежде у Соловка добра не было,
Так и теперь он его не нажил.
У Соловка голос был, что у соловушки.

Соловка день не зовут на почестен пир,
Другой день не зовут на почестен пир,
Да и на третий не зовут на почестен пир.
По том Соловко соскучился.

Как пошёл Соловко да в соловьиный сад
И стал перекликаться с Соловушкой,
И понравилось соловью соловково пение,
И перестал соловей сам петь,
А стал соловей да Соловка слушати,
А там и до торга дошло.

Поменялись голосами, поменялись и местами.
И стал Соловко жить в золочёной клети,
Да только в неволе-то не поётся…
А соловей?
А соловей промышляет меж людей:
На пир не зовут, а он – всё тут!
Пел, не пел, а крошки съел.
Потом растолстел и петь разучился,
Летать разучился!
Пошёл соловей к Соловку на поклон.
А что Соловко? – Рад он
Оставить клеть золотую, времечку немую.
И пусть не зовут на почестен пир,
Слушать Соловка станет весь мир,
И вы голос найдете.
Слаще волюшки нет ничего на свете!!!
28.09.2010.
(ПЕНЬКОВА  МАРИЯ)

СТИШКО
В славном Стихо-граде
Как был сам бедный гость Стишко.
Как прежде у Стишка добра не было,
Так и теперь он его не нажил.
У Стишка уста стихами сказывали,
Видно, боги так наказывали.

Стишка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир,
И третий не зовут на почестен пир.
По том Стишко соскучился.

Как пошёл Стишко к речке –говорушке,
Присел на горюч камень
И начал грусть свою речке изливать.
Говорил, говорил Стишко,
Да не разжалобил речку, а рассмешил
Речку-говорушку Стишко.
Зазвенела говорушка смехом,
Залилась надсмешными слезами
И перелилась чрез бреги свои высокие.
Подхватила Стишка речка,
Новым руслом понеслась пересмешница.

Стихо-град опечалился без говорушки,
Замаялся без речки.
Струги спускают стихоградцы,
За Стишком посылают, братцы!
Стишко возвернулся
В славный Стихо-град,
День – да на почестен пир,
Другой – да на почестен пир,
Третий день – да на почестен пир.
Растекаются стихами уста Стишка,
Все во граде знают, что воротился Стишко.
Стишко-то воротился-возвернулся,
Да речка-говорушка
Не смогла возвратно объявиться,
Не смогла с прежними берегами слиться.
Что вытекло, то вытекло… и нечему дивиться!
Стихо-граду есть чем похвалиться:
Затевай пиры да Стишка зови!!!
28.09.2010
(КНЯЗЕВ  АЛЕКСАНДР)
 

Как рождаются культурно-образовательные проекты? Вот один из примеров. В течение нескольких лет в России проводится конкурс «Глобальная энергия». Кроме номинаций технического плана, организаторами конкурса была  предложена и номинация литературная. «Роднику» удалось гармонично преломить идею энергетического конкурса через литературные подражания. Так возник проект «Энергия рифмы». На основе стихотворений А. Фета, Д. Мережковского, Н. Заболоцкого, И. Бунина ребята создали собственные поэтические шедевры. Так началась интеграция личности ребёнка в систему  отечественной культуры.


 
ЭНЕРГИЯ РИФМЫ
Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
(А. А. Фет)

***
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвёт и мечет, и воет в лесу.
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.

Энергия природы
Птички смолкли за окном,
Очень ярко солнце блещет,
Туча пасмурным крылом
В небе яростно трепещет.

Дождь касается земли,
С неба бросил он завесу,
Птички дрогнули в пыли
И помчались дружно к лесу.

По оврагам всё стекло.
Свежестью теперь так тянет!
- Время лета подошло!!! –
Дождь по грядкам барабанит.
(Светлана Зуева)

Весна – заводная пружина
Такой славный уголок!
Тут и там – скворешники.
Счастья нового залог –
Синие подснежники.

Заводись скорей, весна,
Чтобы дети топали
И медведи после сна
Глазками не хлопали…
Энергия жизни
Грозная туча, лес облетая,
Затуманила солнца красу –
И дождями обрушилась злая,
Напугала, что было в лесу.

Притаилась в гнезде своём птичка,
Еле-еле оттуда видна.
Эта птичка совсем невеличка…
Но в лесу же она не одна!

Пусть закончилась птиц перекличка,
Пока туча ходила черна, –
Запоёт эта смелая птичка!
Из гнезда уж дорога видна…
(Влад Николаев)

Не надо звуков
Дух божий веет над землёю.
Недвижен пруд, безмолвен лес;
Учись великому покою
У вечереющих небес.

Не надо звуков: тише, тише,
У молчаливых облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.
(Д. Мережковский)

Уступи мне, скворец, уголок
Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом
скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.

И свистит, и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клёны от сна,
Чтоб, как бабочки, листья
захлопали.
(Николай Заболоцкий)

Энергия весны
И нашла свой уголок
В новеньком скворечнике
Пара птиц. Любви залог –
Милые подснежники.

Очень ранняя весна!
Почки дали тополи,
Птицам-мамам не до сна,
У них тоже хлопоты.
(Анна Агапова)

Энергия добра
Добрый, дивный уголок.
Птицы все в скворешнике.
Мирной жизни вот залог –
Ранние подснежники.

Оживляет жизнь весна.
Не солдаты тополи.
Почки лопнули без сна.
Нет! Не пули хлопали!
(Антон Камардин)

Энергия отчаяния
Не нашёл мой скворец уголок,
Где ютился когда-то в скворечнике.
Перья крыльев терял он в залог –
Увидать голубые подснежники.
Обманула бродягу весна:
Позвала, но уж спилены тополи.
Продолжают метаться без сна
Стаи птиц, что жильё так
прохлопали…
(Руслан Алиев)
***
Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, –  шепчет мама, –
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, –

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз –
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз…
(Иван Бунин)


Энергия снов
Долгий-долгий зимний вечер.
Заскучала тишина.
Дико пляшут в плошках свечи,
Пляшут тени у окна.

Задувает свечи мама,
Уж успела задремать,
Длинной ночи маме мало:
На работу ей опять…

Разыгралась злая вьюга.
Что поделаешь со мной?!
Укрываюсь я с испуга
Одеялом – летний зной!

… И приснились мне берёзы
Рядом с полем, у межи,
И роняли они слёзы
Над посевом ранней ржи.

И полезному совету
Очень чутко я внимал
И с приятными мечтами
Просыпаться начинал.

Вместе чудно всё сливалось:
В окнах сказки зимних грёз,
Шум приснившихся колосьев,
Слёзы плачущих берёз…
(Александр Князев)

 
Нарушая привычный стереотип восприятия творчества поэта-классика, я даю учащимся возможность осознать «душевные порывы» без глянца, прочувствовать стихотворение как трепетное чудо поэзии. Анализ текста-образца позволяет детям усваивать не только языковые формы и конструкции, но и ход авторского изложения мыслей, необходимую и обусловленную темой понятийную систему и словарь, что, несомненно, обогащает жизненный и речевой опыт учащихся. Изучение лирики в школе составляет органическую часть воспитательного процесса, формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Для восприятия лирики «необходимы широкие знания, душевная чуткость, развитое воображение»(11).

ИЗ НОБЕЛЕВСКОЙ ЛЕКЦИИ  ИОСИФА  БРОДСКОГО:
«Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихотворение его переживет, пусть не надолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее. Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки - посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не  бывал, - и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом»( © The Nobel Foundation. 1987).
Нобелевская лекция Иосифа Бродского была размещена в одном из выпусков школьного поэтического альманаха «Родник», который является пространством для размещения творческих работ членов поэтического клуба, а также проектных работ непосредственного образовательного процесса. Ведущей темой выпуска №9 была определена теория стихосложения. Всего за три года существования обоих подразделений дополнительного образования (поэтического клуба и печатного издания с одноимённым названием) было издано 11 номеров альманаха. Поговорим о   жанровой  принадлежности школьного печатного издания «Родник».
АЛЬМАНАХ
1) Л. Тимофеев и Н. Венгров. Краткий словарь литературоведческих терминов.
Альманах ( от араб. al mana – время, мера) – так в XIV – XV вв. назывались сборники календарных таблиц с астрономическими вычислениями;  позже, с XVI в., их издавали ежегодно, дополняя различными справочными сведениями, маленькими  рассказами  стихами, шутками и т. п.
Впоследствии альманахом стали называть сборник литературно-художественных произведений различного содержания.
Из русских старинных альманахов известен литературно-художественный сборник «Полярная звезда», издававшийся в 1823 – 1825 гг. писателями-декабристами А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым; в этом альманахе принимали участие А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, И. А. Крылов и другие выдающиеся писатели того времени.
По инициативе А. М. Горького при советской власти стали издавать альманах, который именуют по текущему году Великой Октябрьской социалистической революции: «Год XXXI», «Год XXXIV».
2) Словарь иностранных слов
  Альманах ( нем. Almanach; исп. Almanaque < ap.) – 1) разнородная подборка новейших литературных произведений  разных авторов, иногда объединённых  одним направлением; 2) в старину (особенно в средние века)  –  календарь с разного рода сведениями и астрологическими предсказаниями.
3) С. И. Ожегов. Словарь русского языка.
Альманах, -а, м. Непериодический литературный сборник с произведениями разных писателей.// прил. альманашный, -ая, -ое (устар.)

Так выглядят творческие задания для формулировки теоретических понятий:
1. Выделение общих и особенных признаков родственных понятий: журнал, альманах. Назовите общие структурные элементы. Назовите элементы, их отличающие.
2. Идентификация понятий. Проанализируйте несколько журналов и определите, по каким правилам они составлены.
3. Составление определений теоретических понятий. Выделите существенные признаки понятия «журнал» и составьте определение этого понятия.
4. Сравнение теоретических материалов с реальными печатными изданиями. Выделите структурные компоненты школьного поэтического альманаха и сравните с определением «альманах» в словарных статьях.
5. Планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов. Составьте план и проведите наблюдение: как соотносится состояние Человека и Природы? Проведите эксперимент над собой: улучшится ли  настроение от чтения приятных стихов в неблагоприятную погоду? Проведите измерения: в какой мере ваш любимый поэт прибегает к изображению природной стихии для выражения состояния лирического героя.
6. Составление аннотации. Составьте аннотацию к одному из выпусков школьного поэтического альманаха, отразите в ней оригинальную идею творческого коллектива.
7. Составление страницы энциклопедии. Составьте страницу энциклопедии «Поэтический альманах» с выделением его существенных признаков.
8. Систематизация теоретических закономерностей. Составьте систему изменения содержания альманахов в процессе творческой работы над ними.
9. Анализ эволюционного усложнения печатных изданий и изменения их существенных признаков. Докажите путём сопоставления существенных признаков, что школьное печатное издание «Родник» правомерно называется поэтическим альманахом.

Авторская страничка открывает всё новые имена: Анна Дроффэ (псевдоним), Екатерина Тихомирова (псевдоним), Татьяна Мишагина, Елена Савельева (псевдоним), Ирина Соколова (псевдоним), Е. В. (литературное имя), Людмила Борисовна (литературное имя). Взрослые пишут о любви, пишут искренне и посредством своих стихов приобщают своих воспитанников к общечеловеческим ценностям. Главным достижением современной текстологии является следующее: текст художественного произведения признаётся «фактом национальной культуры» (12). Авторский текст принадлежит не только автору, но и народу. Доступность текста приобретает общественное значение.
В год празднования 65-летия Победы нашего народа над фашизмом в альманахе появилась рубрика «Память против войны», где размещались стихи о великой беде и мужестве, о подвиге и смерти, о славе и памяти. Эти стихи вошли в восьмой  выпуск альманаха, который составлялся усилиями всей школы, многих семей и общественности. Документы, фото военных лет, воспоминания ветеранов – свидетельства страшной войны, свидетельства Великой Победы. Скорбь, гордость и слава, вместе испытанные, вместе пережитые, дадут Отчизне новых сынов, способных защитить её  независимость.
«Родник» сохранил все проекты выпусков, дневники. Кроме овладения навыками сочинительства, члены клуба получают специализацию в печатном деле. Ребята умеют сортировать страницы выходящего номера, многие научились брошюровать альманах, любят разносить «почту», читают свои сочинения перед  детской аудиторией.
Мы – участники великого непрерывно свершающегося процесса – постижения искусства. Наше читательское сознание и желание творить самим приводят к истине: мы – отдалённая надежда великих поэтов, потомками которых мы имеем счастье и ответственность быть. К слову сказать, великий Пушкин «к славе вообще равнодушен не был»(13) и, без сомнения, остро воспринимал всякое изменение в отношении к нему со стороны читателей; поэт возлагал немалые надежды на своих будущих читателей, мечтал о глубоком и полном понимании его творчества, чего нередко не хватало ему при жизни. Пушкин, обладавший удивительной способностью воспринимать чужие культуры изнутри, понятен каждому человеку в современном поликультурном обществе. Пушкин – наша национальная гордость, он «блестяще завершил работу своих предшественников по созданию общерусского литературного языка»(14). Мы же, повторюсь, подошли к третьей, высшей степени обобщения языка, которая принимает лишь типологически общее, значимое для всех языков или человеческого языка в целом. Именно на этой ступени абстракции посредством инструментария дополнительного образования наша школа пытается соединить изучение человека, пользующегося языком, с изучением свойств самого языка, что таким образом способствует формированию языковой личности.


(1) Ф. М. Достоевский «Идиот».
(2) Ю. А. Гвоздарёв «Язык есть исповедь народа».
(3) Ю. Н. Караулов «Русский язык и языковая личность». Москва. Изд. ЛКИ, 2007 г.
(4) Там же.
(5) Там же.
(6) Ушинский К. Д. «О первоначальном преподавании русского языка». - М.,1974.
. (7) Лихачёв Д. С. «Экология культуры». – Л. ,1985.
 (8) В. И. Зольникова «Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением».
(9) Н. Р. Бершадская, В.З. Халимова «Литературное творчество учащихся в школе». – М. «Просвещение», 1986.
(10) «Литература и библиотека в образовательном пространстве современной школы». – М. МИОО, 2008.
(11) В. П. Медведев «Изучение лирики в школе» - М.: «Просвещение», 1985.
 (12) С. А. Рейснер «Основы текстологии» - Л.: «Просвещение», 1978.
(13) Александр Пушкин «Сто стихотворений и десять писем» - М., «Молодая гвардия», 1987.
(14) А. М. Новикова «Русская поэзия 18 – первой половины 19 века и народная песня» - М.: «Просвещение», 1982.

( Из опыта работы Надежды Ефимовны Лаптиевой, учителя русского языка и литературы, руководителя поэтического кружка «Родник» и главного редактора школьного альманаха, ГОУ СОШ № 745 СВАО г. Москвы)


Рецензии