Трудно быть Богом?
Владимир Сорочкин «Солнце запуталось…»
http://stihi.ru/2017/01/06/1161
Солнце запуталось в сетке ветвей.
День закатился под шкаф.
Бабочка спит на подушке твоей,
Крылышки сна расплескав.
Плющ зацепился за створку окна,
Тени склонились к ручью…
Вряд ли ты сможешь остаться одна
В этом притихшем раю.
Чтобы услышать, как щёлкает дрозд
Песню свою без обид,
Ты поскорей возвращайся со звёзд,
С непостижимых орбит.
К дальним светилам, окутанным тьмой,
К безднам, горящим во мгле,
Я бы и сам полетел за тобой,
Но – мне милей на земле.
Здесь ожидают тебя дотемна
Тропка с осколками луж,
Бабочка, свет в перекрестье окна,
Ветром колеблемый плющ. (с)
Очень хорошо. Это классика. Звучит, как песня. Чувствуется дух настоящего времени. И ни одного лишнего слова. Такая поэзия мне по душе весьма. Написано ярко, образно, романтично и легко. Хотя лёгкость эта просто кажущаяся. Ведь не секрет, что труднее всего писать именно короткой строкой. Понравились и точные разнородные рифмы шкаф/расплескав, окна/дотемна. Впрочем, и точные однородные типа обид/орбит тоже вполне себе. Высший балл, конечно. И первое место вне всяких сомнений.
красота какая!
через дыры в стенке бумажной
светит Млечный Путь.
это я вилкой проделал однажды (с)
(Исса)
Владимир Сорочкин «Какой портной…»
http://stihi.ru/2013/08/03/307
Какой портной в пресветлой горенке
Под шорох ветра и планет
Смог без сучка и без задоринки
Сшить воедино этот свет,
Соединить сиянье месяца
И синеву звенящей мглы...
Посмотришь – жизнь твоя поместится
На острие его иглы. (с)
Очень кратко и по существу. Красота и гармония всего в двух катренах. И так бывает. Наверное, этот портной – для ангелов. Ангел, как бесконечно малая величина может поместиться в любои бесконечно малом пространстве. Таким образом, на острие иглы поместится и целая жизнь. Достаточно непрерывности пространства. А что ещё для души надо? Интересный момент. Любой Мефистофель нервно курит в сторонке...
Владимир Сорочкин «Я жил не так…»
Я жил не так, но я не мог иначе,
Пусть это счастья мне не принесло,
И признаюсь, что больше на удачу
Я полагался, чем на ремесло. –
И были дни, когда на всю катушку,
В который раз потворствуя другим,
Сама судьба с меня снимала стружку,
Но – жив курилка! – цел и невредим...
Я жил не так... И милые мне лица
Я оставлял за дымкой заревой,
И только осень вскидывала листья
Над обращённой к небу головой. –
Я жил не так... И ночи смоляные
В своей глуши мне предлагали кров,
И все свои сокровища земные
Я променял на горечь этих слов...
Я не назвал бы прошлое вольготным,
Но нет другого русла у реки.
И всё же счастье – пусть и мимолётным,
Но было – нам с тобою вопреки.
Вот это настоящая поэзия. И добротная философская лирика в итоге. Ну... за счастье! Как любил говаривать Менандр: "Как великолепен человек, если это человек настоящий". Техника здесь на высоте, порадовали разнородные рифмы: иначе/на удачу, принесло/ремесло, другим/невредим, заревой/головой, у реки/вопреки. Высший балл и удачи в конкурсе.
Андрей Моисеев «Завтра...» http://www.stihi.ru/2015/01/27/294
Душно в палате. Бессонница до утра
не отпускает и не даёт забыться.
Спит на посту дежурная медсестра.
Это его последняя ночь в больнице.
Кончится завтра скудный больничный быт,
строгий режим, назойливый кафель белый,
эта еда, которой по горло сыт,
этот пейзаж оконный остекленелый.
Осточертела клетка – пора в полёт,
в серый январь, где голые стынут рощи,
в новую жизнь – туда, где никто не ждёт,
где будет всё на порядок сложней – и проще.
Завтра. Всё будет завтра. Поди проверь –
небо в алмазах, или же просто в звёздах?..
Сумка с вещами. Дверь. И ещё раз дверь –
и непривычно свежий морозный воздух.
И ничего не хочется говорить.
Всё позади – процедуры и перевязки…
Он у ворот остановится закурить.
Снег будет падать на спинку его коляски.
Я бы сказал, что это классика, Андрей. Как говорится, на все времена и сроки. Сильная вещь...
Тем паче, человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность.
Ведь буквально рядом с нами происходят довольно страшные вещи…
Что же касается самой техники исполнения стихотворения, то она на высоте, а конечные рифмы смотрятся, как стихотворение в стихотворении... точнее, как самостоятельный однословный многорифм:
до утра
забыться.
медсестра.
в больнице.
быт
белый
сыт,
остекленелый
в полёт,
где рощи,
не ждёт,
и проще
проверь –
в звёздах?..
дверь –
воздух...
То есть, в данном стихотворении рифмы действительно играют роль своеобразного нерва.
Но в последнем катрене этот нерв неожиданно и драматично рассыпается на конечные финальные строки:
И ничего не хочется говорить.
Всё позади – процедуры и перевязки…
Он у ворот остановится закурить.
Снег будет падать на спинку его коляски.
Значит, жизнь продолжается, несмотря ни на что... Ведь, самое главное, Он ЖИВОЙ... живой!
Однако, никогда и нигде человеческая жизнь не ценилась и не ценится в этом жестоком мире:
«…Внимайте без зависти
Сей повести душ.
В глазные оазисы –
Песчаная сушь.
…Без имени – канувший!
Не сыщете! Взят.
Пустыни беспамятны, -
В них тысячи спят!..» (с)
М. Цветаева
Вот такая вот поэтическая перекличка получилась в итоге. Между жизнью и смертью так сказать...
Если, конечно, я всё правильно понял.
Валерий Кулешов. Слово за Валерия Кулешова http://www.pz.tula.ru/2017_1/2017_1.pdf
«Слово идет от сердца,
что не устало гореть.
Будет чем мне согреться,
да и других согреть» (с)
Слово, творящее суть нашего бытия…
В очередной раз перечитывая поэтический цикл «PERSONALIA» Валерия Кулешова, чувствуется, что написаны все стихотворения очень лирично с глубоким философским и жизненным смыслом:
«Устроена жизнь сурово,
и не отводи глаза,
ведь после тебя —
лишь слово,
которое ты сказал» (с)
И, правда, сколько всего мы вовремя не замечаем в нашей поспешной жизни.
Автор вполне сознательно использует Слово, как выразительное стилистическое средство для придания каждому предложению особого, только ему одному присущего смысла; максимально усиливая общую выразительность авторского замысла:
«Я не знаю, что там — впереди,
может быть, воцарение стужи.
Все равно, чтоб оттаяли души,
ты поплачь у меня на груди» (с)
Душа — это и есть то, чем мы обладаем, и то, чем мы являемся. Очень пронзительно и точно передано чувство острого ощущения будущего, которое неизменно преследует каждого из нас в реальной жизни. Это и есть настоящая современная российская поэзия во всех её сложностях и противоречиях. Ради этого стоит жить и творить:
«Я и живу,
покуда выхаживаю
в слове посеянный свет» (с)
Это и есть несущий истинный Свет в нашу великую русскую культуру, о которой ещё П. А. Вяземский сказал, что она есть «исповедь народа, его душа и быт родной».
Чувствуется, что Валерий очень серьёзно берётся за те темы, которые требуют наличия способности к сопереживаниям его лирических героев.
Я могу пожелать ему только удачи в конкурсе на соискание всероссийской литературной премии «Левша» им. Н. С. Лескова. Спасибо за строки!
Гольгертс «Плети постоянства» http://www.stihi.ru/2012/06/03/2807
Как лист увядший падает на душу
Надменной догмой в танце колдовском!
Где чистый ядом жадности надушен,
А грешный отмывается песком.
Цурэн Правдивый, плети постоянства,
Как приговор за что-то, а не для.
Тебя, иссиня-бледного от пьянства,
Тошнит за борт большого корабля.
Во гневе падших Арканар разрушен.
Внутри печали - суета сует.
Вы примечали суть, а тайны нет!
Поэт озябший, проклиная сушу,
Выкрикивал прощальный свой сонет:
"Как лист увядший падает на душу"
Уникальному во всех отношениях автору присущи три весьма ценных качества современного во всех отношениях поэта: панторифмическая внимательность, смысловая сосредоточенность и фантастическое стремление к очень точной аллитерации. Каждый катрен льётся у него так естественно, словно это целая песня. Написано очень красиво, лирично и проникновенно с глубоким философским и жизненным смыслом.
"Как лист увядший падает на душу
Надменной догмой в танце колдовском!
Где чистый ядом жадности надушен,
А грешный отмывается песком." (с)
Автор использует инверсию, как выразительное стилистическое средство, для придания каждому предложению особого, только ему одному присущего смысла, максимально усиливая общую выразительность замысла. Нельзя не отметить и нетипичную концевую рифмовку – «на душу / надушен», «Арканар разрушен / проклиная сушу», и внутренние панторифмы – "увядший падает / ядом жадности", "Во гневе падших / Поэт озябший".
"Цурэн Правдивый, плети постоянства,
Как приговор за что-то, а не для.
Тебя, иссиня-бледного от пьянства,
Тошнит за борт большого корабля." (с)
Великолепная аллюзия, отсылающая взыскательного читателя к воображаемому Миру Полудня братьев Стругацких в их повести «Трудно быть богом», вы не находите?! И это всё – в довольно жёстких рамках сонета, что тоже весьма похвально само по себе.
"Во гневе падших Арканар разрушен.
Внутри печали – суета сует.
Вы примечали суть, а тайны нет!
Поэт озябший, проклиная сушу,
Выкрикивал прощальный свой сонет:
"Как лист увядший падает на душу" (с)
Очень интересные и богатые образные сравнения, смысловые кольца и аппликации; пронзительно и точно передано чувство одиночества, которое неизменно преследует каждого из нас. Это и есть настоящая современная российская поэзия во всех её новаторских сложностях и противоречиях.
И в качестве резюме: чувствуется, что Олег очень серьёзно берётся за те темы, которые требуют довольно высокой техники стиха, а ярко выраженное наличие у поэта способности к сопереживаниям его лирического героя дорогого стоит.
Я могу пожелать только удачи, ибо каждый талантливый во всех отношениях автор жаждет чисто человеческого и профессионального понимания его творчества на пути к своему совершенству. А за самый достоверный Цурэновский сонет - мой личный респект!
Гольгертс «Середина лета» http://www.stihi.ru/2013/05/20/6397
Подниму больную тему
совмещения простых желаний
с невозможным исполнением в реале.
У меня вошло в систему
наблюдение людей не в плане
гнева, но как тест бегущих по спирали.
Вот, казалось, что мне лето?
Буйство плоти с бронзовым загаром,
настежь дверь и всякое такое...
Водка залпом в прошлом где-то,
а теперь не нужно и задаром
приключений, раз колотится от кофе
зашнурованное сердце.
На проспекте крашенные птицы
обозначены сухим: "Ну что, поедем?"
Но "зелёных конвергенций
жаль" и удивлять я разучился.
Это значит, что забыл и вкус победы.
А у них тату наглядно-
эпатажны - очень впечатляет!
Середина лета, мучаясь от скуки,
с наступлением прохлады,
провожаясь, девушки гуляют
на груди зачем-то скрещивая руки.
Середина лета – это ещё не осень Патриарха. Жизнь продолжается, несмотря ни на что....
Мужская рифма отсутствует, всё держится исключительно на женской однородно-разнородной. Равномерно по всему тексту. Так и должно быть.
Треугольная схема рифмовки вполне соответствует заданной философской тематике.
Встречаются и внутренние панторифмы – совмещения/наблюдение, вот, казалось/водка залпом, это значит/обозначены, середина лета/на груди зачем-то...
Есть среди них и разносоставные, и разноударные. Похвально весьма!
Впрочем, сердце со шнуровкой тоже очень даже бесподобно. Видел кружки с зашнурованным сердцем и на молнии. И сумки – тоже. И расшнурованные, разумеется...
Чувствуется, что ЛГ свою цистерну водки выпил, и очень давно. Если не эшелон.
Вполне достаточно для полноты ощущений, как мне кажется.
Так что всё только начинается... и солнце ясное... и лёгкое дуновение...
Тут самое главное – всё хорошо в меру, как кофе...
Ибо все мы точно знаем, что Материя и Движение её – вечны, только меняют Форму.
Ну а Истина – не только в Форме, но и в Содержании.
Александр Савостьянов
Ну и в завершение – самая любимая рецензия на мои стихи:
«В гостях у Андрея Моисеева» (Большой Литературный Клуб) http://www.stihi.ru/rec.html?2015/05/17/12032
Александр Савостьянов «Чёрный Ворон» http://www.stihi.ru/2013/11/17/9653
«В 1949 году на станции Обязь заключенные восстали, разоружили охрану, побили всех и направили в сторону Воркуты освобождать каторжников-шахтеров. Восставшие прошли около 80 километров с боями, освобождая лагерь за лагерем. К ним примыкали все новые и новые силы из освобожденных лагерей, и, в конце концов, число восставших достигло более 70 тысяч… Были приняты меры. Самолетами высадили десант, "подтянули" минометы, артиллерию, и началось уничтожение этих заключенных с воздуха и земли. Две недели шли бои, пока всех их не уничтожили».
(Из статьи, подготовленной Ринатом Саитовым по материалам журнала "Ямальский Меридиан", газеты "Красный Север", документов из архива Окружного краеведческого музея ЯНАО http://www.yamal.org/501/doc/5.htm)
«Жаль, будет жестокая бойня...» – тревожно застыл караул.
«Хоть семьдесят тысяч!» – спокойно, как пепел из трубки стряхнул:
«Однако, всё это чревато... Смущает подобный масштаб!
Готовы сражаться солдаты?» –
«Так точно!» – ответил Генштаб.
И брат отрекался от брата, от матери – собственный сын...
В упор добивали снаряды фрагменты вокзальных руин...
Дымился в руке у дороги нательный расплавленный крест.
Одни умирали, как боги, других подзадоривал бес.
В атаку пошла десантура (что делать?) – в бессмысленный бой,
И жертвой орла диктатуры пал самый последний герой.
Где с ночью был день перемолот, расстрельный развеялся дым:
Кто был столь наивен и молод, тот стал безнадёжно седым.
…Смущает практичным предлогом опять поворот – не туда:
По сталинским «Мёртвым дорогам» летят по костям поезда…
Смывают дожди по карьерам истории нашей «прости»:
Скрывающим суть лицемерам покоя в душе не найти!
– Хоть семьдесят тысяч! – ОН молвил, как пепел из трубки стряхнул…
Все семьдесят.
Вздрогнув невольно,
Как мёртвый, застыл караул…
Здравствуйте, Александр.
Вообще-то Вы мое отношение к этому стихотворению знаете. Но давайте я попробую сформулировать, чем именно оно меня привлекает.
Есть такое расхожее выражение "Победителей не судят". Оно очень часто используется в тех случаях, когда нужно поглубже спрятать правда или вырвать неудобные страницы из учебника истории. "Чего былое ворошить?" - говорят "победители", засекречивая архивы и заметая следы былых преступлений.
Однако так, чтобы от былых злодейств совсем не осталось следов - бывает довольно редко. Как правило, спустя некоторое время правда начинает пробиваться, как трава сквозь асфальт. И вырастает порой до таких размеров, что целым народам приходится менять свое мировоззрение и отказываться от истин, которые казались незыблемыми.
Но таким росткам правды, даже пробившись, бывает трудно вырасти. Например, факт, послуживший поводом для Вашего стихотворения мог быть упомянут в научной статье в специализированном журнале - кто бы узнал о нем, кроме узкого круга историков, которых, в силу их осведомленности, такие вещи даже не удивляют?
И тут нужно вспомнить о том, что поэзия, помимо всего прочего - это рупор, который может привлечь к тому или иному явлению широкий круг людей. Даже сейчас, когда есть телевидение, пресса, киноискусство и множество других каналов передачи информации - у поэзии остается своя, специфическая ниша - особенно там, где нужно воздействовать на эмоции людей и их подсознательное стремление к справедливости. Вот именно это, как мне кажется, происходит с читателями Вашего стихотворения - и в этом его несомненная ценность, и историческая, и художественная.
На фоне сказанного как-то не очень уместно упоминать мелкие недочеты текста, но все же скажу, что слово "жаль" в первой строке мне решительно не нравится. На мой взгляд, это не та ситуация, когда "жаль". Но в остальном - очень сильная и точная работа.
Андрей Моисеев
Литературно-художественный журнал "Приокские зори" 2017 № 4 http://www.pz.tula.ru/2017_4/2017_4.pdf
О НОМИНАНТАХ НА «ЛЕВШУ» - 2017 http: //promegalit.ru/public/ 19811__o_nominantakh_na_levshu-2017.html
Содружество литературных проектов Русское поле. http://priokskie.ruspole.info/node/9066
Свидетельство о публикации №112060403414
http://my.matterport.com/show/?m=NeiMEZa9d93&mls=1
2. Катакомбы Ком эль-Шукафа (самое большое римское кладбище в Александрии, 1-2 век н.э.)
http://my.matterport.com/show/?m=ui3dfrQDqB2&mls=1
3. Скальный некрополь Бени-Хасан (6-30 династии, эпохи Древнего и Среднего царства)
http://my.matterport.com/show/?m=QaGBAsT6yg4&mls=1
4. Синагога Бен Эзра (старый Каир) – 882 год
http://my.matterport.com/show/?m=9sXzU9yY1gw&mls=1
5. Мечеть-медресе султана Баркука (исламский Каир, 1386 год)
http://my.matterport.com/show/?m=bN9MbB6cdzi&mls=1
6. Красный монастырь (один из самых известных христианских монастырей, 5 век н.э.)
http://my.matterport.com/show/?m=Yyw1F5eGxxZ&mls=1
7. Гробница царицы Мересанх III (некрополь Гиза) – 26 век до н.э.
http://my.matterport.com/show/?m=d42fuVA21To
8. Гробница Менны (Писец полей Владыки Обеих земель – Верхнего и Нижнего Египта,
XVIII династия, правление Тутмоса IV – Аменхотепа III)
http://my.matterport.com/show/?m=vLYoS66CWpk
Александр Савостьянов 20.02.2023 10:39 Заявить о нарушении
http://egyptopedia.info/
Александр Савостьянов 20.02.2023 10:39 Заявить о нарушении