Метафора на страницах СтихоСлова
Л.Р. Безуглая* (Лилия Силина)
Одна из неотъемлемых черт поэзии – образность. Стихи не просто передают информацию, они рисуют образы, вызывая в воображении читателя переплетения смыслов, ассоциативные связи и сравнения, создавая новое видение предметов и явлений. Такие образы именуются в литературоведении и лингвистике термином «метафора».
Хочется поделиться своими мыслями о метафоре, используя в качестве примеров материал сайта «Стихослов», который отбирался в течение двух лет. Критерий отбора – яркое соответствие излагаемой концепции.
Метафора – не просто необычное, красивое сочетание слов. Что же это? Самое распространенное определение: метафора – это скрытое сравнение. В этой связи возникает вопрос: Что скрыто? – Скрыт сравнительный союз (словно, точно, как бы, будто, как) или прилагательное, причастие, глагол со значением сравнения (похожий, сравнимый, сравнить, казаться).
Есть и явное (эксплицитное) сравнение – содержащее эти элементы. Оно имеет право на существование в стихе, не умаляя его достоинств, внося лепту в формирование его образной составляющей. Яркими примерами эксплицитного сравнения являются такие строки:
Город, словно серый лазарет…
Saveliy
Сон, точно грифель, тонкий и ломкий…
Арома Булатова
Капли – будто бы запятые
В затемненном моем окне…
Ефим Хазанов
Скользили пальцы по ее спине,
как множество лодок по лунной реке…
Бусинка
Июль разомлел, как тело кумы…
Октавий Тантал
А водитель маршрутки похож на Кустурицу…
ThinRedLine
а хвост павлина, брошен как попало,
мне показался ветхою метлой.
Gray
Тем не менее, метафора считается более сильным образным средством, чем явное сравнение, поскольку принадлежит к скрытому, имплицитному слою смыслов стихотворения, действенность которого трудно переоценить.
В современной лингвистике принят когнитивный подход к метафоре. Его главное свойство – антропоцентричность, т.е. он предполагает акцентирование человека, субъекта – носителя смыслов и образов. Говоря о метафоре, мы говорим о процессах, которые происходят в сознании автора стихов и читателя / слушателя.
Единица сознания, мышления – концепт. Это так называемая ментальная репрезентация, квант сознания, которым оперирует человек в процессе мышления.
Концепт соотносится со словами определенного языка. Люди мыслят концептами – не зависимо от того, на каком языке они говорят.
Люди мыслят концептами, но в процессе общения вербализуют эти концепты – превращают их в слова. Не для всех концептов есть слова в отдельных языках, например, для концепта СУТКИ в русском языке есть слово, а в английском и немецкоми – нет.
Связанная конфигурация концептов в сознании человека называется пропозицией.
Понимание концепта как ментальной единицы необходимо для понимания метафоры как ментального процесса и как результата этого процесса, облаченного в словесную форму.
На основании переосмысляемой в сознании ментальной единицы можно выделить два вида метафоры – концептуальную и пропозициональную.
Пропозициональная метафора представляет собой имплицитный образно-пропозициональный смысл, сложное переосмысление пропозиции – положения дел, выражаемого высказыванием. Метафора этого типа соотносима с такой стилистической фигурой, как перифраз – смысл передается другими словами, но с образной составляющей, например:
сокращая взгляд губами…
Roman L.
+> приближаясь губами к лицу
Будет солнце объявлено в розыск
Конвертатор
+> Солнце не будет светить
Более подробно мы остановимся на концептуальной метафоре, которая представляет собой соотнесение двух концептов, попросту говоря, ассоциативное соположение их по определенному признаку. Наиболее популярные метафоры в индоевропейских языках – НЕЧТО есть ВОЙНА, ТЕАТР, СПОРТ, ДОРОГА и др. То есть какой-то концепт сравнивается с войной, театром, спортом, дорогой и т.п.
Но самое распространенное сравнение – с человеком: НЕЧТО есть ЧЕЛОВЕК. Такая метафора называется олицетворением или персонификацией. Она очень легко конструируется: самый простой прием – сочитайте неодушивленные существительные с глаголами, которые имеют отношение только к человеку. Например, молчать может только человек, но если вы соедините этот глагол с любым предметным существительным, получится персонификация:
Молчат деревья / поля / луна / туман / горы и т.п.
Кроме глаголов, признаки, присущие человеку, могут выражать и другие части речи. Да и концепт ЧЕЛОВЕК может конкретизироваться: ЖЕНЩИНА, МУЖЧИНА, РЕБЕНОК и т.п.
Вот яркие примеры персонификаций, демонстрирующие эти положения:
Этот киевский дождь говорил о тебе.
Тамила Синеева
ДОЖДЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «говорить»
А по зонтам унылый дождь, не предвещающий грозы,
Стучит морзянкою: «спасите наши души!..»
Actor_nv
ДОЖДЬ есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «унылый», «стучит морзянкою»
Я золотому Сентябрю
пожму прохладную ладонь…
Saveliy
СЕНТЯБРЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «пожимать ладонь»
Ещё один закат шепнул:
прощай.
V. Zolin
ЗАКАТ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «шепнул»
В одеждах рваных, в шляпе скомороха
Любовь стояла долго у ворот.
irinagorban0504
ЛЮБОВЬ есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «в одеждах», «стояла у ворот»
Крутила Вьюга фуэте без счёта…
Богаченко Татьяна
ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА, признак – «крутить фуэте»
Влюбленный МАРТ – под окнами, с цветочками...
Зульнора
МАРТ есть МУЖЧИНА, признаки – «влюбленный», «с цветочками»
Пьяный октябрь снял эполеты…
Арома Булатова
ОКТЯБРЬ есть ВОЕННЫЙ, признаки – «пьяный», «эполеты»
Улыбчиво щурились окна на юг…
Whiskey
ОКНА есть ЛЮДИ, признаки – «улыбаться», «щуриться» (от солнца)
соборы тычут в небо готическим указательным пальцем.
Nekrofeet
СОБОРЫ есть ЛЮДИ, признак – «тычут пальцем»
Время плачущих крыш и озябших дворов.
Игорь Тамаев
КРЫШИ есть ЛЮДИ, признак – «плакать»,
ДВОРЫ есть ЛЮДИ, признак – «зябнуть»
Деревья ждут смертельной ласки
ночных беспутных холодов...
Бусинка
ДЕРЕВЬЯ есть ЖЕНЩИНЫ, признак – «ждут ласки»,
ХОЛОДА есть МУЖЧИНЫ – «беспутные», «ласкают»
Принято различать мертвые метафоры (стертые, угасшие, языковые, конвенциональные, лексические) и живые (креативные, творческие, инновативные, активно-образные). Мертвые метафоры являются элементами лексико-семантической системы языка и фиксируются в толковых словарях как переносные значения, например, «тормоз» – часть механизма / машины, и «тормоз» – препятствие или несообразительный человек. Живые метафоры – результат творческой, речемыслительной деятельности человека, поэта, автора художественного текста.
В терминах «живая – мертвая метафора» прослежтвается метафорическое сравнение метафоры с человеческим организмом, своего рода «метафора метафоры». Эту метафорическую связь прекрасно выразил В.Ю. Апресян в контексте более широкой метафоры ЯЗЫК есть СОДРУЖЕСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ: «Метафоры (как, впрочем, и всякая другая языковая единица) являютсмя в каком-то смысле живым организмом: старые метафоры отмирают, переставая осознаваться языком как таковые, и постоянно идет процесс создания новых метафор».
Живые метафоры оказывают больший воздействующий эффект, чем мертвые, поскольку привлекают внимание слушающего и обостряют его восприятие неожиданностью возникающих ассоциаций.
Однако, и мертвые метафоры способны украсить стихотворение, например:
– Жизнь течёт: семья, работа, дети?
– Как у всех... – и улыбаюсь мило.
Solveig
ЖИЗНЬ есть ВОДА, признак – «течет»
Дороги стелятся к ногам – пыль, сушь и дым…
Solveig
ДОРОГИ есть КОВРЫ, признак – «стелятся»
Но просыпаются
Безумные мечты.
KataStrofa
МЕЧТЫ есть ЛЮДИ, признаки – «просыпаются», «безумные»
Различие между мертвыми и живыми метафорами определяется осью «осознанный – неосознанный». Если живая метафора всегда осознается автором и читателем (пусть даже и не определяется до конца), в их сознании активируются и соотносятся соответствующие концепты и их признаки, то мертвая метафора проходит неосознанно.
В поэзии частотны случаи, когда мертвые метафоры ‘оживают’, что называется реанимацией или реконструкцией метафоры.
Когнитивный механизм ‘оживления’ стертой метафоры заключается в развитии метафорического сравнения, то есть в расширении ассоциативных связей, стоящих за метафорой. На языковом уровне данный процесс осуществляется двумя способами: экстенсивно и интенсивно.
Экстенсивный способ состоит в конкретизации метафорического признака или добавлении новых признаков. Стоит всего лишь добавить к одному из слов-членов стертой метафорической конструкции хотя бы одно зависимое слово, как метафора оживает – вызывает в нашем сознании соответствующий образ, например:
А жизнь уходит
рябью по воде.
кантемиров
ЖИЗНЬ есть ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, признак – «уходит»
С лица не пить,
а пить, так не напиться.
Дарина М.
ЛИЦО есть СОСУД, признаки – «пить», «напиться»
Давила
окурки,
курки
взводила
и мило
стреляла
глазками...
nk
ГЛАЗА есть ОРУЖИЕ, признак – «стрелять», «взводить курки»
Особый подвид экстенсивного способа – актуализация двух значений слова – прямого и переносного, метафорического. Двузначность обладает свойством создавать двуплановость, двухслойность смысла, в том числе и метафорического. Арома Булатова привлекает к созданию метафорического смысла два значения глагола «сохнуть»: прямое – «становиться сухим», и переносное – «страдать»:
Шкаф неприкаянный обликом странен,
Стулья иссохли (по ком?).
Кто из них временем более ранен,
Спорят полы с потолком.
Арома Булатова
СТУЛЬЯ есть ЛЮДИ, признак – «сохнуть, страдать»
Интенсивный способ реанимации мертвой метафоры состоит в углублении признака. Например, говоря «Идет дождь», мы ничего не представляем, кроме дождя. Но Тамара Тагеко интенсифицирует действие: «Дождь идет – бежит – убегает», и в сознании возникает сравнение дождя с человеком:
Дождь убегает по проспекту дальше..
Тамара Тагеко
ДОЖДЬ есть ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, признак – «убегает»:
Дождь идет – Дождь бежит – Дождь убегает
Исходный концепт, который является одним из ключевых в стихотворении и вписывается в понятийный ряд контекста, называют концептом-целью. Концепт, который привлекается по аналогии для создания метафорического смысла и, на первый взгляд, не вписывается в контекст (не релевантен), называется концептом-источником (соответственно, target – source (Дж. Лакофф, М. Джонсон), tenor – vehicle (А.А. Ричардс), principal subject – subsidiary subject (М. Блэк)), – основной и вспомогательный субъекты метафоры (Е.С. Кубрякова). Признак, объединяющий оба концепта, называется коннектором.
Концепт-цель, концепт-источник и коннектор могут быть выражены в тексте стихотворения эксплицитно – при помощи сообтветствующих слов, и имплицитно, т.е. скрыты между строк. В связи с этим можно выделить четыре модели метафорического смысла:
Э – Э – Э,
И – Э – Э,
Э – И – Э,
Э – Э – И,
где 1-й член – концепт-цель, 2-й член – концепт-источник, 3-й член – коннектор, Э – эксплицитный способ выражения, И – имплицитный способ выражения.
Рассмотрим данные модели на примерах.
1. Э – Э – Э
Первая модель представляет собой случай, когда все члены выражены эксплицитно, представлены в тексте соответствующими словами, вербализованы, ословлены.
Самый частотный способ экспликации – «существительное в творительном падеже + существительное в именительном падеже + глагол», в разной последовательности, возможно, с зависимыми словами, например:
Послушной собакой у ног
Лев, спящий под рокот прибоя,
Устало на лапы прилег.
Leonsija
ЛЕВ есть СОБАКА, признак – «послушная»
Скорым поездом мчатся мысли
По дороге раздумий вечных.
Алзан
МЫСЛИ есть ПОЕЗД, признак – «мчатся по дороге»,
РАЗДУМИЯ есть ДОРОГА, признак – «по ним мчатся мысли-поезда»
и огрызается смысл загнанным зверем…
Бусинка
СМЫСЛ есть ЗВЕРЬ, признак – «огрызается»
Память колет на запястье
Стрелками часов.
Ковыль
ПАМЯТЬ есть ЧАСЫ, признак – «стрелками на запястье»
Эта модель может быть представлена и способом «существительное в любом падеже + существительное в родительном падеже + глагол», в разной последовательности, возможно, с зависимыми словами, например:
Сожгу в костре закатного огня
Прошедший день…
Saveliy
ЗАКАТ есть КОСТЕР, признак – «сжигать»
Фонарей самарских огненные спицы
Вяжут млечную завесу из тумана.
Whiskey
ФОНАРИ есть СПИЦЫ, признаки – «вязать»,
ТУМАН есть ЗАВЕСА, признаки – «связана»
Каша пышных облаков
В плоской миске неба.
Leonsija
ОБЛАКА есть КАША, признак – «пышность», «в миске»,
НЕБО есть МИСКА, признак – «каша-облака»
Продуктивным способом вербализации этой модели является параллельное употребление двух существительных в любом падеже (приложение), в том числе, и через дефис. Коннектор-признак при этом может быть выражен разными частями речи, например:
тёплый щенок весна на нетвёрдых лапах
носом толкает солнечный колобок.
В.Василевич
ВЕСНА есть ЩЕНОК, признаки – «на нетвердых лапах», «носом толкает»
Но гордость, злая мамочка с ремнём,
тебя ко мне опять не подпускает.
Дарина М.
ГОРДОСТЬ есть ЗЛАЯ МАМОЧКА, признаки – «с ремнем», «к тебе не подпускает»
Под мелким бисером-дождём…
Saveliy
ДОЖДЬ есть БИСЕР, признак – «мелкий»
Реки-улицы тянутся узкими устьями
В направлении центра.
Thin_red_line
РЕКИ есть УЛИЦЫ, признак – «устья»
Встречаются и оригинальные способы экспликации данной модели:
Воздух спрессован в вату…
Тамара Тагеко
ВОЗДУХ есть ВАТА, признак «спрессован»
Льется чернильная ночь…
Roman L.
НОЧЬ есть ЧЕРНИЛО, признак «литься»
Бронетанковость лиц, суета от звонка до звонка.
Сергей Воронов
ЛИЦА есть ТАНКИ, признак – «имеют непробиваемую броню»
Сосульки-карамельки лижет ветер.
Николай Седой
СОСУЛЬКИ есть КАРАМЕЛЬКИ, признак – «лизать»,
ВЕТЕР есть ЧЕЛОВЕК, признак – «лижет карамельки»
Поскольку все три концептуальные составляющие метафоры выражены в этой модели явно, эксплицитно, она дает очень яркие, зримые образы.
2. И – Э – Э
Данная модель характеризуется имплицитно выраженным концептом-целью, а концепт-источник и коннектор-признак выражены экплицитно, явно. Она встречается реже других.
Белая вата на шелковой сини…
Октавий Тантал
ОБЛАКА есть ВАТА, признак – «белый цвет»
Обитель звезд обижена, объезжена.
Ракеты больно жалят пустоту.
Октавий Тантал
НЕБО есть ТЕРРИТОРИЯ-ОБИТЕЛЬ, признаки – «объезжать», «пустота»
Воспламеняют в небе шар язычники.
Solveig
СОЛНЦЕ есть ШАР, признак – «в небе»
Посыпав город всласть небесной манкой,
Бог на неделю кашу заварил.
Кассиопея
СНЕГ есть МАННАЯ КРУПА, признак – «сыпать»,
СУГРОБЫ есть МАННАЯ КАША, признак – «сварена»
Включила ночь на небосводе бра,
Спустившись долу до рожденья утра.
Но странен Бог – опять просыпал пудру
И предложил глупцам ее собрать...
Юлия Куликова
ЛУНА есть БРА, признак – «включать»,
ЗВЕЗДЫ есть ПУДРА, признак – «просыпать»
Растяпа клен роняет по одной
Свои перчатки рыжего окраса.
KataStrofa
ЛИСТЬЯ КЛЕНА есть ПЕРЧАТКИ, признак – «клен их роняет»,
КЛЕН есть ЧЕЛОВЕК, признаки – «растяпа», «роняет перчатки»
Наш мандариновый уют,
взрываясь пенистым цунами,
звенит осколками минут.
vera nik
ШАМПАНСКОЕ есть ЦУНАМИ, признак – «пенистое»,
УЮТ есть БОМБА, признаки – «взрываться», «осколки»
По такому принципу построены детские загадки, поэтому эта модель соответствует метафоре-загадке в работах Ю.И. Левина и В.П. Москвина.
3. Э – И – Э
Самая частотная метафорическая модель: концепт-цель и коннектор виражены эксплицитно, а концепт-источник – имплицитно, например:
Опять раплакался июль,
Опять земля дождем размыта…
Ефим Хазанов
ИЮЛЬ есть ЧЕЛОВЕК, признак – «плакать»,
ДОЖДЬ есть СЛЕЗЫ, признак – плакать»
И мокрым носом тычась безуспешно,
Весенний ветер тянет за плащи.
Тамара Тагеко
ВЕТЕР есть ПЕС, признаки – «тычась мокрым носом», «тянуть за плащ»
не дожидаясь единственного звонка,
выключить веру нажатием... а потом…
Sahara
ВЕРА есть ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ, признак – «ждать звонка», «выключить»
Выпью полстакана сумрачного марта…
кантемиров
МАРТ есть НАПИТОК, признаки – «пить», «полстакана»
В котёл с водою брось десяток звёзд…
anri4
ЗВЕЗДЫ есть ПИЩА, признак – «бросать в котел с водою»
Давай забредём в непогоду:
там ливни танцуют джигу
Бусинка
НЕПОГОДА есть ПОМЕЩЕНИЕ, признак – «забрести»,
ЛИВНИ есть ЛЮДИ, признак – «танцуют джигу»
часом ветер, бороздящий дали,
круто разворачивал штурвал,
мчался курсом, что укажет случай…
Gray
ВЕТЕР есть ПИЛОТ, признак – «разворачивать штурвал»
Старушками цветёт базар-вокзал
Конвертатор
СТАРУШКИ есть ЦВЕТЫ, признак – «цвести»
Унося тишину охапками…
Алика
ТИШИНА есть ЦВЕТЫ, признак – «охапками»
Так небо рвется где-то в клочья…
Ковыль
НЕБО есть ТКАНЬ, признак – «рваться в клочья»
я снова вхожу в одиночество,
где делать практически нечего.
Saveliy
ОДИНОЧЕСТВО есть ПОМЕЩЕНИЕ, признак – «входить»
Пей судьбу вёдрами!
КЕСТ
СУДЬБА есть ВОДА, признак – «пить»
Терпеливая осень
Красит листья усердно.
borbar
ОСЕНЬ есть МАЛЯР, признак – «красит»
А дальше смерть,
На крылья черные подхватит...
env2001
СМЕРТЬ есть ПТИЦА, признак – «крылья»
Шоссе вонзилось в горизонт…
Ярославский
ШОССЕ есть КОПЬЕ, признак – «вонзиться»
Тяжело выходить
Из молчания,
Незаметно
Завязли в нем.
KataStrofa
МОЛЧАНИЕ есть БОЛОТО, признаки – «выходить», «завязнуть»
Мгновеньем замерли песчинки
в приталенном стекле часов.
Платон
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ есть ЖЕНЩИНА, признак – «талия»
Порвано утро на полосы
чёрных дорожек.
Игорь Тамаев
УТРО есть БУМАГА, признак – «порвать на полосы»
Бросай в огонь скорей проблемы ветхие.
Мирия_С
ПРОБЛЕМЫ есть ДРОВА, признак – «ветхие», «бросать в огонь»
Шлёп... Падают слова сырым тестом
На противень традиционного монолога.
Так и выпекаются горячие тексты
О том, что она одна и снова продрогла.
Сергей Воронов
СЛОВА есть ТЕСТО, признак – «шлепаться на противень»,
ТЕКСТЫ есть ПИРОГИ, ВЫПЕЧКА, признаки – «выпекаются»
По рельсам сумерки скользят
Вдоль вспышек окон.
Tanya Garg
СУМЕРКИ есть ТРАМВАЙ, признак – «скольжение по рельсам», «вдоль окон»,
ОКНА есть ВСПЫШКИ, признак – «появляются внезапно и тут же исчезают»
Концепт-источник поставляет метафорическому образу признак, вербализованный коннектором. Признак всегда присущ концепту-источнику ингерентно, а к концепту-цели имеет опосредованное отношение, и именно эта мнимая нерелевантность играет решающую роль в формировании метафорического смысла.
4. Э – Э – И
Последняя метафорическая модель предполагает имплицитное выражение коннектора, сравниваемые концепты выражены эксплицитно, например:
Озера – зеркала кривые…
кантемиров
ОЗЕРА есть КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА, признак – «отражают криво»
Ворота – скрипач-самоучка.
Октавий Тантал
ВОРОТА есть СКРИПАЧ-САМОУЧКА, признак – «играет плохо» (скрипит)
Чулок змеится на полу нейлоновый…
Октавий Тантал
ЧУЛОК есть ЗМЕЯ, признак – «длинный», «черный»
Но кружевами ришелье
Встают берёзы на просвете.
Арома Булатова
БЕРЕЗЫ есть КРУЖЕВА, признак – «ажурные»
Листьев липы сердечки,
Листьев клёна ладони…
Leonsija
ЛИСТЬЯ ЛИПЫ есть СЕРДЕЧКИ, признак – «сердцеобразная форма»,
ЛИСТЬЯ КЛЕНА есть ЛАДОНИ, признак – «в форме ладони»
Очень часто метафорическим признаком выступает внешнее сходство сравниваемых сущностей, стоящих за концептами, именно поэтому вербализация коннектора является излишней, как в последних трех примерах.
Особой красотой обладает развернутая метафора, представляющая собой сочетание взаимосвязанных метафор с множеством признаков, например:
Яркой точкой на потухшем небосводе
вышла пленная луна назло погоде.
Располневшей, округлившейся в боках,
с крошкой-тучкой – как с младенцем, на руках,
проявилась на квадратике оконном,
под покровом ночи, что уж там, мадонной.
Кассиопея
ЛУНА есть МАДОННА, признак – «располневшая», «округлившаяся в боках», «с младенцем-тучкой на руках»,
ТУЧКА есть МЛАДЕНЕЦ, признак – «на руках Мадонны-Луны»,
ОКОННАЯ РАМА есть БАГЕТ, признак – «Мадонна с младенцем».
Таковы основные свойства и модели концептуальных метафорических смыслов. Я надеюсь, они могут помочь думающему автору в шлифовке образной составляющей стихотворения, в создании ярких, цельных и впечатляющих поэтических образов.
Метафоры конструировать легко, когда знаешь механизм. Но они не должны быть самоцелью. Метафорические смыслы должны быть оправданы стилистикой, поэтикой стиха, вписаны в чувственный и мысленный контекст, органично впаяны в словесное пространство. Вот тогда они прекрасны.
02.05.2012
* Лилия Ростиславовна Безуглая - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры немецкой филологии и перевода Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина
Свидетельство о публикации №112060302809
...самонадеянно хотела бы несколько ассоциативно возникших мыслей добавить Вам в копилку для дальнейшей - авось пригодятся - (диссертационной - зачёркнуто) академической обработки:
"соборы тычут в небо готическим указательным пальцем.
Nekrofeet
СОБОРЫ есть ЛЮДИ, признак – «тычут пальцем»"(с)
(рискну навскидку продолжить сию волшебно-спорную цитату, для чистоты эксперимента, не ознакомившись с первоисточником)
...
торты церквей - вкусны, скелеты колоколен - обглоданы,
а нестерпимый блеск безжалостно натянут на солнечные пяльца
...
вот ешё:
- песочные часы - оса...
хотя, Платону кажется, что дамой
они кривляются... НЕЕЕТ - жалят... и упрямо
шшшуршат о времени - переверниии через полчаса...
(речь, разумеется, НЕ о Платоне с его платонической любовью, а об авторе, цитируемом в Вашей, Лилия, статье)
...
теперь спрошу про выражение "Вера горами движет":
переосмыслив эту истину в - ВЕРОЙ ДВИЖУТ ГОРЫ, получаю образ двоякий
- для верующих - люди ВЕРОЙ движут горы;
- для атеистов - третий закон Ньютона
...
или - как?.. м.б.: для верующих - "два в одном"; а для атеистов - только "второе"?..
с Уважением,
Ольга.
Ольга Ленивос 30.06.2017 03:37 Заявить о нарушении
Относительно выражения "Вера горами движет". Понимаю его как "Верующие люди могут преодолеть любые препятствия". Это первая Ваша трактовка. В основе переосмысления лежит так называемая метафтонимия - смесь метафоры и метонимии. Если метафора - соотнесение по сходству, то метонимия - по смежности. Приблизительно так:
Вера +> Люди, обладающие верой.
ДВИГАТЬ ГОРЫ есть ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ.
Люди, обладающие верой, двигают горы. +> Люди, обладающие верой, способны преодолевать трудности.
Лилия Силина 30.06.2017 22:16 Заявить о нарушении
цитата которая мне показалась спорной - отсылает к штампу, растиражированному телевидением (вспомните - Андрей Геннадьевич Карлов - убит 19 декабря 2016 г., Анкара, Турция... вспомните и то, как проклятый всеми религиями террорист "тыкал в небо пальцем"), а волшебной она/цитата показалась мне потому, что Ваша, Лилия, статья опубликована сильно задолго до того, как эта ассоциативная связь стала "прочитываться"... скорее всего - на мой вкус - "некрофит", сочиняя образ, имел в виду поговорку "попасть пальцем в небо", т.к. сомневался есть ли Бог вообще... вся эта чехарда во времени, напоминающая лазанью, и заставляющая читателя воспринимать написанное каждый раз по разному в зависимости от момента прочтения... это всё заинтересовало меня своей банальностью и вызвало отклик в душЕ/сердце.
Ольга Ленивос 30.06.2017 22:39 Заявить о нарушении
И эта банальность относительна - один зевает от скуки, другой взвизгивает от восторга, услышав одну и ту же метафору.
Лилия Силина 01.07.2017 08:21 Заявить о нарушении
для меня отклик в душе/сердце - это обычно слёзы... когда - горькие, когда (жаль, что гораааздо реже) - летний дождь...
Ольга Ленивос 01.07.2017 11:24 Заявить о нарушении