Солдат Макс Манус

          ***
Промёрзло всё. Терпкий вкус
И сумрачны дальнейшего исхода
Жизненные нити...

          ***
Служение высоким идеалам
Во имя добродетелей земных.
Всё это не пройдёт бесследно
И не закончит путь.

          ***
Рождённые герои!
И время, подходящее пришло.
Война, война у нашего порога!
Не постучится в дом,
   взорвёт и изничтожит! -
Всё, бывшее так дорого
И некогда любимое так нами всеми...

          ***
Пытки и страданья!
         Плена пелена...
Не поглотят родную душу,
Коль служим мы единой цели
 Праведной,
    во имя воцарения Добра.

          ***
Сколько пыток, истязаний
Нам предстоит снести,
Дабы не возвенчала жизнь
Конец рождённого пути.

          ***
И сломлены мечты, потеряны истоки,
Уничтожены. Нет рядом ни друзей,
Родных, любви той близкой нет.

          ***
Однако, не напрасны были все тревоги,
Она к тебе с любовью, нежностью придёт...



Макс Манус (Maximo Guillermo Manus, 1914-1996) - один из самых известных борцов движения Сопротивления в Норвегии.
Отец Макса, урождённый Юхан Магнуссен, родился в Бергене. После нескольких лет жизни в испаноговорящих странах он сменил имя на Хуан Манус (Juan Manus). Затем он переехал в Копенгаген, где женился на датчанке Герде Киёруп. Всего у них родилось четверо детей. После развода родителей Макс с сестрой переехали в Осло, где Макс получил школьное образование. Спустя несколько лет он с отцом и сестрой уехал на Кубу (там после он стал называть себя Максимо Гиллермо Манусом).
В молодости Манус был моряком, плавал в разные страны и уже в конце тридцатых вернулся в Норвегию. По некоторым данным, он участвовал в советско-финской войне. Вернулся в Осло в апреле 1940 г. перед самым началом немецкой оккупации. После начала войны стал одним из первых активных участников Сопротивления: занимался подпольной работой: издавал нелегальные газеты, печатал листовки, изготавливал самодельное оружие. Вместе с друзьями готовил покушение на Гиммлера и Геббельса перед их визитом в Норвегию. Попал под подозрение у гестапо, которое в январе 1941 года попыталось его арестовать. Макс Манус чудом ушел от преследователей, выпрыгнув в окно, и переправился в Швецию.
Далее через территорию СССР он попал в Турцию, нанялся там на грузовое судно, шедшее в США. Обогнув на нем мыс Доброй Надежды, спустя семь месяцев Манус добрался до Штатов и Канады, где попал в военный тренировочный лагерь, готовивший диверсантов. Учебу он продолжил уже в Великобритании, где закончил диверсионную школу, примкнул к "Компани Линге" (Norwegian Independent Company No. 1) и в марте 1943 года был сброшен над территорией Норвегии вместе с группой товарищей. Молодые патриоты готовили акты саботажа – изготавливали магнитные мины и управляемые торпеды собственной конструкции. За несколько месяцев им удалось устроить взрывы и потопить несколько немецких военных кораблей, стоявших в гавани Осло. На их счету - потопленный корабль "Донау", взорванные помещения архива с делами на нескольких тысяч соотечественников, подлежавших трудовой повинности.
Ближайшими соратниками Мануса были, в частности, Грегерс Грам и Гуннар Сёнстебю. Несколько человек из группы Мануса были схвачены, подвергнуты пыткам и расстреляны. Грам, попав в руки немцев, покончил жизнь самоубийством, чтобы не выдать товарищей.
Войну Манус закончил, сидя в автомобиле, который вез по улицам ликующего Осло вернувшегося домой короля Хокона. После войны Манус стал телохранителем Хокона и кронпринца Улава, отца нынешнего короля. Также он занимался предпринимательской деятельностью. Вместе с Софусом Клаусеном они основали фирму "Clausen og Manus". В 1952 году фирма разделилась. Основанное Манусом акционерное общество Max Manus AS существует до сих пор, занимаясь мультимедийными технологиями.
Ещё в годы войны Манус встретил "Тиккен" (полное имя - Ida Nikoline «Tikken» Lie Lindebr;kke), которая в 1947 году стала его супругой. Несмотря на то, что у Мануса в последующие годы были проблемы с алкоголем, они были вместе до самой его смерти.

В 2008 году на экраны Норвегии вышел фильм "Max Manus", посвящённый жизни героя. Фильм имел огромный успех как в Норвегии, так и за рубежом, и стал одним из самых успешных проектов в истории норвежского кинематографа.


Рецензии