Радость, обернувшаяся трагедией

Небольшой рассказ Галины Щербаковой "Дом с витражными окнами" (http://lib.rus.ec/b/122507/read ) потряс меня до глубины души. Страшный рассказ о вечной проблеме отцов и детей, действие которого происходит на излете ХХ века. Беспокойные 90-е годы, перевернувшие наше сознание, посеяли смуту в душе, усугубив тем самым худшие человеческие качества.

Внуки приехали на похороны деда. Вроде бы и недалеко расположена дере-венька от столицы (всего-то 18 часов езды на поезде), а ребята  окунулись в другой мир, скучный и неинтересный, как казалось им. Давно, еще студентами, уехали отсюда дети деда, Надежда и Владимир, и отвыкли совершенно от родителей, став жителями столицы. Потому и родившимся своим детям они не смогли привить любовь к бабушке и дедушке.  В глубине стыдясь своих родителей, Надежда и Игорь лишь  ненадолго приезжали к ним. Зачастую эти приезды оборачивались пыткой для матери. Выросшие  дети поучали ее с отцом, как им надо жить, что делать... А те жили, как умели. Медленно, но верно шли они к своей цели  -  строили дом с витражом.  Строительство же уже шло почти тридцать лет...

Патологически честный глава семейства строил свой дом строго на те деньги, что имелись у него. Будучи колхозным счетоводом, он ни копейки не вял из общественного кармана. Потому-то пока строился дом, умерла его жена, выросли не только дети, но и внуки. Надя, одна из внучек, успела даже выйти замуж — ей-то и понадобилась отдельная от матери площадь...

Покойный успел перед смертью продать дом и, в ожидании переселения к детям, перешел жить во времянку, где он жил все годы строительства. Конечно, это и подкосило его. Ибо, новая хозяйка, продавщица Зоя, затеяла переделку покупки. И дед стал  невольным свидетелем разрушения своей мечты... В результате — инфаркт.

Эта смерть послужила началом новой трагедии — страшной, стыдной, мучительной. Отказавшись от поминок, что устроили соседские бабули, внуки занялись поиском денег, полученных дедом за дом. Галина Щербакова досконально описывает мысли и чувства своих молодых героев во время этой «операции». В них нет места для воспоминаний о дедушке с бабушкой. Одно желание — найти заветный сверток с деньгами. Но, тем не  менее, у каждого из «следопытов» на это желание наслаивается что-то свое, скрытое от других. Читать об этом противно, но еще омерзительнее конец повести.

Здесь как бы вступает в единоборство душевные порывы Оли, самой младшей из приехавших внуков, а потому еще не запятнанной жесткими  общественными правилами, с суровой правдой нашей жизни. Последняя, к сожалению, побеждает...

В связи с этим мне в голову пришло одно сравнение. Что если представить строительство дома со строительством... коммунизма. Ведь наши родители, деды и прадеды также строили прекрасное будущее под названием «коммунизм», отказывая, порой, себе в самом необходимом... Они с надеждой смотрели в завтра, но прекрасная цель все отодвигалась и отодвигалась, словно мираж. И вот, наконец, новое поколение последней четверти ХХ века окончательно разуверилось в реальности коммунистического будущего и решило хоть что-то поиметь с созданного их родителями. Начался дележ, при котором любовь и сочувствие абсолютно игнорировались. И горе тем чувствительным людям, которые не могли выбросить  из своей души эти качества. Им просто не находилось места в новой жизни.

У Щербаковой такими несчастными  являются Оля и ее бабушка,  которая так и не дождалась построенного дома.

Лично мне не хотелось бы, что бы читатель начал знакомство с творчеством Г. Щербаковой с этой страшной книги.

Я бы порекомендовала бы такому читателю прочитать сначала «Отчаянную осень» и «Роман и Юлька».


Рецензии