из книги Вятка в легендах

Привольно раскинулся на семи холмах город Киров.
Много в нем прекрасных мест, архитектурных памятников.
В глубь веков уходят корнями истории создания некоторых из них.
Внук подрос и сейчас история интересует нас.
История возникновения отдельных зданий. Когда, почему именно на этом месте?
Кто причастен к отведению места, проектированию и строительству?
И первой в этом списке
               Часовня у Раздерихинского оврага
Старые люди говорят:
Мертвый у стола не стоит,есть не просит, но своё возьмёт.
Не потому ли поминальная часовня на краю Раздерихинского оврага
возродилась из небытия в третий раз? Она была построе по
истечении более столетия на месте побоища, в результате которого
смерть собрала богатый урожай за одну ночь. Более четырех тысяч убиенных
устюжан и вятичей были похоронены впоследствии в одной братской могиле.
 Вначале это была скромная деревянная часовенка.
От древности она обветшала и была снесена. На том же месте в 1875 году
появилась небольшая уже каменная часовня с выразительным силуэтом.
По композиции она повторяла отдельные фрагменты фасада
Александро-Невского собора.
Была так же разрушена в период с 1924 по 1926 гг.
Историки утверждают, что причиной побоища стало недоразумение
“своя своих не познаша”.
Дадим волю фантазии, поищем женщину, и подведем под историческое событие
фундамент в виде красивой легенды.
Так случилось, что в городе на Вятке сразу семь красавиц  подрастали
в семи семьях. Вместе играли  под наблюдением младших братьев,
вместе учились шить, вышивать, прясть и вязать.
В те времена приданое девушки начинали готовить рано.
Все были хороши, но выделялась среди них София.
И руки у неё были проворней, и походка статней, и голос.
Особенно выделялся голос – звонкий, нежный, переливчатый.
Даже в загрубевшем сердце воина её голос находил потаённые уголки.
И надо же было так случиться, что услышал её пение
сын новгородского боярина Нестер Никитин, проплывая на юркой ушкуйке
по Вятке-реке. А боярский род такой: что понравилось, то должно быть моё.
Уговорил он своего отца Анфала Никитина нанять устюжский отряд,
чтобы выкрасть девушку.
Среди горожан предателей не было. Зато у устюжан были родственники
из среды первых поселенцев, они и рассказали своим родичам о семи красавицах.
Девушки частенько собирались вместе посидеть за работой у одной из них.
В тот день они договорились провести вечер у Софии.
За работой и песнями девушки не обратили внимания на отчаянный лай пса,
сменившийся поскуливанием. Забеспокоился брат.
Через потайной лаз он вылез во двор, увидел крадущихся к дому людей
и поднял тревогу ударами молота о железный брус. Один из разбойников
подскочил и  ударил мальчика по голове.
Как черные демоны налетели разбойники на девушек, схватили и разбежались
группами в разные стороны,  но далеко уйти не смогли, со всех сторон 
сбежались защитники  города и началась сеча почти одновременно
в нескольких местах. В побоище был убит боярин, сложил голову и его сын.
Как только первые лучи солнца окрасили небосвод, участники побоища
услышали словно льющуюся с поднебесья песню. Песня казалась ангельской.
В ней говорилось о красоте окружающего мира, о том, что люди приходят
в него для радостей, что сила силу победит, но силой любви не добиться.
Пела София. Она призывала прекратить бойню, помолиться о погибших
и веселиться, радоваться жизни.
Так родился на Вяткие обычай поминовения погибших и праздник свистопляски.
Согласно источников побоище произошло в 1418 году.
Брат Софии выжил, и когда вошел в силу, ровно через восемьнадцать лет,
в 1436 году принял участие во взятии Великого Устюга на стороне Москвы.
Вятский полк в составе московского войска буквально снес с лица
Устюжской земли крупный центр -  город Гледен, да так, что он никогда
уже не был восстановлен, потому что многие из устюжан,
подкупленных когда-то боярином для кражи вятских красавиц,
оказались из этого города.
А поминальная часовня у Раздерихинского оврага на месте грандиозного
побоища была воссоздана вновь в 1999г.
в честь 625-летия Хлынов – Вятки – Кирова.


Рецензии