О Науке с Искусством... к Пушкинским дням этюд тре

           К СТОЛЕТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С. ПУШКИНА. 


О НАУКЕ С ИСКУССТВОМ, С ИСТОКОВ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛНАХ ПАМЯТИ К ОСТРОВАМ ТВОРЧЕСТВА И САМОПОЗНАНИЯ.               

                Э  Т  Ю  Д    Т  Р  Е  Т  И  Й.

Ты раздвигаешь занавес веков,
Ты разрываешь груз земных оков,
Ты в космос вышел, вглубь Земли проник,
О, Человек! Насколько ж ты велик!

     На склон тысячелетия человек ступил глубоко познавшим мир, сумев разбудить и впрячь в колесницу  цивилизации могучие силы Природы. Бесстрашно шагая навстречу  неизведанному, срывая покровы тайн с явлений окружающего материального мир, человек замедляет в нерешительности шаг, когда нужно заглянуть… внутрь себя. Как это ни странно, до сегодняшнего дня много неясного в вопросе, каким образом человек реализует, или почему не реализует свои возможности способности, какова анатомия творчества человека,  созидающего шедевры искусства, открывающего законы Природы с тем, чтобы строить свои отношения с ней на самой гармоничной основе.
     Чем быстрее движемся мы по пути прогресса и цивилизации, тем отчётливее вырисовывается важная истина- человек остаётся пока самым загадочным для науки существом. «К всеобщему изумлению обнаружилось, что учёные до сих пор  не располагают точным и ясным определением, что такое человек»,- так очертили проблему в «Литературной газете» Е.Богат и Ю.Тимофеев  ещё в 1967 году (37). И уже в этом, в 1985 году в седьмом номере мы читаем, что остаётся загадкой работа мозга, что «ширится убеждение в необходимости комплексного изучения человека, включающего…взаимодействие науки и искусства в познании и развитии беспредельного мира человека, создание единой системы знания о нём» (из диалога д.ф.н. В. Загладина и члена-корреспондента АН СССР И. Фролова).
     Ясно, что каждый из нас с вами способен внести свою крупицу истины в решение затронутого и касающегося всех вопроса. А если каждый, то и я могу надеяться, что вы не найдёте предосудительной мою попытку. Ведь встретив камень или, чем-то похожий на метеорит, мы обязаны переслать его в специальную комиссию. А осколок истины? Вдруг где-то именно его так недостаёт? И потому вот так, на мой взгляд, мы познаём наш, возможно, уникальный мир.
     Обладая машиной, подобной ЭВМ, но только серого цвета, мы всю свою жизнь впитываем, как губка, информацию об окружающем нас мире, запоминаем  запахи и ощущения, образы, мелодии, вообще любые проявления и признаки интересующих нас объектов. И если имеется во внешнем мире гармония и если одни явления, свойства предметов причинно зависят от других, то и в человеческом мозге, порой неосознанно для нас самих, образуются адекватные внешнему миру связи т.е. связи между нейронами. Возможно, поэтому заряженный дневной дозой информации мозг ночью, пользуясь нашим недосмотром, производит свою неслышную работу, а по утрам будит нас открытиями.
     Скорее всего в любом ремесле, в любом роде человеческой деятельности находит своё проявление и отражение способность находить единственно правильные решения. Или линии, как у Нади Рушевой, Или рифмы, как у Ники Турбиной. Или мелодии, как у Р. Паулса. Подбирая нужные нам рифмы, мы как- бы автоматически останавливаемся на варианте, удовлетворяющим одновременно нескольким условиям, которые мы перед собой ставим, а значит и основному, к которому мы всегда стремимся- гармонии.
     Удачной и уместной представляется мне аналогия между процессом творческим и ферментативным, множество которых протекает ежесекундно в каждой из миллиардов клеток нашего организма, где тоже необходима настроенность, только уже пространственная, чтобы молекулы составили стройный ансамбль, с распадом которого прекращается самое уникальное и удивительное явление всех времён и пространств- ЖИЗНЬ.
     Живя в мире звуков и мелодий, иногда мы сами сочиняем (с кем такое не случалось?) и тогда мозг отсеивает (как- непонятно и нам самим), мелодии, которые выражали бы наше сиюминутное настроение и вместе с тем не походили на ранее услышанное. По-видимому, и художник не делает ни одного мазка, ни одного эскиза  без, пусть и непроизвольного, самовыражения. Глядя на мраморную глыбу, мы находим в случайно расположенных пятнах и скоплениях множество лиц и даже сценок, не отдавая себе отчёта в том, что именно так ведём себя и в науке, пытаясь по неуловимым пунктирным линиям нарисовать себе картину мира…
    Если быть откровенным, то признайтесь, каждый пробовал себя, сочинял- стихи ли, музыку, брался за кисть? Вот что получалось у меня…По ссылке на главной странице по мейлу.ру можно послушать мелодии, сочинённые в далёком 76-ом, в аранжировке летом 1995-го учителя средней школы №9 города Вязьмы Старовойтовой Тамары Владимировны. Прослушав их, в 95-ом педагоги музшколы отметили- в них запах того времени. А сколько ещё ждёт своего озвучания?! Из любопытного- порою, записав мелодию в тетрадь (пунктуально- дата, время) я добавлял- при переходе улицы. Так что "сочинительство" было опасным для жизни- шутка.

     Летом 1952 года стоял я рядом с  отцом на балконе и как-то сами собой сложились строчки, первые и неумелые, интересные лишь тем, что отражали то время-
Город мирными огнями светит,
Месяц ровный свет льёт с вышины,
И на этот город Трумэн метит
Атомными бомбами войны.

Этот трюк ему уж не удастся,
Вся история здесь говорит,
Как ни злобно будет он стараться,
Кто начнёт, в пожаре тот сгорит.

И много лет спустя-

Тайна.
Я люблю тебя тайно,
Глубину твоих глаз,
Твоей речи журчанье
Вспоминаю не раз.

А порою в смятеньи,
Почему-то везде
Хочу стать твоей тенью,
Отраженьем в воде.

Ветром губок коснуться,
Стать прохладой в пути,
А однажды проснуться…
Впрочем, будет…прости.
/1979/

Туман, что молоко,
В нём тонут даже звёзды,
Но мысли мчат легко
Меня в манящий мир.

Узнать, есть Разум там,
Есть винограда гроздья?
Царит там доброта,
Иль холод правит пир?
/Август 1983г., пос. Туркяны у моря, под Баку, где пять лет назад по поводу неудачи с закреплением темы диссерт. работы была написана научно-фант. Быль «Чудак-человек, или один в поле воин»/.

По осени природа волшебство,
Весною почки полны негой,
Такое август явит пиршество,
Что помним мы о нем до снега.

По осени приходит вдруг весна,
И зимним днём печаль растает,
И летней ночью мы грустим без сна-
Когда любовь врасплох застанет.
/31 дек.  1983г./

В мире, полном добра и света,
Случается до сих пор,
Ты ждёшь- не приходят ответы.
Ты есть- не видят в упор.

Трудно плыть одиноким в море,
Подобно волне в прибой,
Ты, с ветром отчаянно споря,
Ласкаешь берег любой.
/4 мая 1984г./

Смерч- это словно ад,
Созвучный  даже смерти,
Там, где вчера был сад,
Гуляет только ветер.

Лишь память сохранит,
Что здесь когда-то было.
Ведь память, что гранит,
С ней справиться не в силах.
/27 июня 1984г./

Мир добреет, стихают метели,
Покоряется песне любой,
Когда Вы, как и все Прометеи,
Зажигаете в людях Любовь.
/Из письма-отклика  на публикацию «Без страховки» в !Комсомольской правде» на имя Нар. Артистки РСФСР  А.Б. Пугачёвой/

Чтоб сплавить вчерашние будни
С днём сегодняшним, нужен шов,
Нужен здесь, откровенными будем,
Мастер фото- А. Кулешов.
Запись в книге отзывов выставки фоторабот А. Кулешова в изд-ве «Молодая гвардия», открытой в начале апреля 1983г. писателем В.Д. Захарченко.

Ирония, сатира, юмор-

Словно бы экзема,
Маски носит многие,
Та, чьё имя Дема,
Кто по мужу- Гогия.

Стало б лучше во сто крат,
Мне не жаль получку,
Чтоб согнулся бюрократ
В свою закорючку.

ВООБРАЖЕНИЕ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ.
Юмор для космонавтов.

     Противоречия явлений материального мира и парадоксы мы обнаруживаем, используя приборы и научную аппаратуру. Но иногда ценным подспорьем нам может стать…воображение.
     Известно, что в сотне-другой от каждого из нас находится пространство, в котором привычные понятия или поступки теряют или меняют свой смысл. На космическом корабле туда с десяток минут лёту, а вот на крыльях воображения попасть в космос можно мгновенно. Оказывается, просьба о  глотке воды понимается здесь буквально и тренированным движением посылаете вы этот глоток, обойдясь без стакана. И стакан и прочие кухонные принадлежности в космосе простая символика. Зато фраза о выеденном яйце теряет свой иронический оттенок, поскольку скорлупа превращается в угрожающий жизни фактор окружающей среды. Ещё здесь нельзя принять ванну, сыграть в билльард, или закружиться в вальсе. Зато без усилий можно стать Олегом Поповым. Иному изобретательному продавцу нельзя здесь взвесить по цене дорогих конфет кулёк из сверхплотной бумаги. Невесомость. Ничто не весит.
Кроме шуток, кроме слов. Не верите?- Проверьте  и сообщите, если я ошибаюсь.

КАК СДЕЛАТЬ СЛУЧАЙНОЕ НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ.
Советы начинающим.

     Яблоко, символ раздора, позволило И. Ньютону объединить Вселенную законом всемирного тяготения. Неаккуратность, проявленная студентом Фальбергом,  потёршим невымытым пальцем зачесавшуюся губу, привела к открытию сахарина, который в 400-500 раз слаще сахара. Случайные открытия стали закономерностью и хорошо известно, как они делаются. Прежде всего не следует быть слишком уж узким специалистом- лучше не знать, что всё уже открыто. Затем поищите собственную тропинку и обязательно найдёте на ней что-нибудь новенькое. Очень кстати будет, если вы пишете, сочиняете, фантазируете- эмоции и интуиция очень ценны в таком  деле. И, наконец, желательно стать долгожителем, чтобы довести своё открытие до ума. А поскольку сегодня ещё отсутствует достаточно надёжный способ  приказать себе долго жить, то вот и заключительный совет- начинайте утро с пробежки и зарядки. Но для России нужно и нечто большее, даже волшебное. Мой скромный опыт непризнания и нереализации Нового Знания говорит, что в России для этого надо жить Вечно!  Только последняя фраза добавлена 31 мая 2012 года, а все, что до этого и после, стало рукописью летом 1985 года.

Иллюстрация из инета. Рис. Нади рушевой.


Рецензии