А моя хата - не с краю!
«Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
первый, самый благородный, - размышление;
второй, самый легкий, - подражание;
третий, самый горький, - опыт".
( Конфуций, древнекитайский мыслитель,
основатель этико-политического учения,
ставившего в основу социального устройства
нравственное самосовершенствование и
соблюдение норм этикета).
Сесть за рабочий стол компьютера в шесть часов поутру, в летний день,
следующий за тем, в который россияне отметили скорбную дату 70-летия
с начала войны, меня подвиг именно он – опыт. А в основе его – как раз и есть мой жизненный путь. Вот такой круговорот понятий.
Кстати, о понятиях. С ними, известно, определяются сразу. Итак…
«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, понятие, охватывающее социально-эконо-
мические отношения общества, отношения в сфере культуры, духовной жизни и т.д., в отличие от властно-политических отношений системы госу- дарственной власти. При всей тесной взаимосвязи с этой системой граждан- ское общество первично по отношению к ней, предполагает наличие у участ- ников общественных отношений прав, свобод и обязанностей,гарантирую- ющих их автономную жизнедеятельность.» (Популярный юридический энциклопедический словарь. Научное изд-во «БСЭ», Москва, 2002г.).
Далее, дабы потенциальный читатель не заскучал, изложу статью в популярной форме: тоталитаризм власти ведет к экономическому застою и ограничению прав и свобод граждан.
И снова возвращаюсь к Конфуцию… Однажды Конфуций проезжал непо-
далеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонив-
шись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания.
А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее:
- Вы так убиваетесь – похоже, скорбите не впервой? – Так оно и есть, - отве-
тила женщина. – Когда-то от костей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
- Отчего же вы не покините эти места? – спросил Конфуций.
- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
- Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. – Жестокая власть свирепее тигра.
Прочтя эти строки впервые, я тоже задумалась на мгновение, а в чем же их смысл… И тут же поняла: власти оставили человеку право выбора - жить или умереть – тем самым дав свободу и человеку и животному.
Это ли не мудрость?! Причем, известная еще со времен великого мыслите-
ля, а он жил в период около 551-479г.г. до н.э.!
Так отчего же мы, современники покорения Космоса, так темны и невеже-
ственны в своем упорном желании «твердой руки» в управлении великой
страной с гордым именем Россия? – Или мало в нашем Отечестве умных и порядочных людей? Или слишком много наши предки освоили земель и соединили народов? Или мы плохо чтим память павших за нашу свободу отцов и дедов? Полагаю, каждый – или почти каждый! – в ответ на мою тираду возмущенно воскликнет: «Нет!..» И я с ним радостно соглашусь!
Да, когда враг или гость на пороге, ни в храбрости, ни в великодушии, со-
ответственно, нашему народу не откажешь!
Так отчего же нет порядка в стране? Отчего мы все ждем пресловутого
некрасовского барина, который, авось, скоро приедет и нас таки «рассудит»?
Отчего, когда по соседству творится буквально «черт знает что», мы «стесни-
тельно», а, по чести, равнодушно отворачиваем голову: меня это не касается?
Подчеркиваю, меня! - При этом не забывая дружно обсудить и всеобщий и соседский беспорядок.
Не рабская ли психология страха каждого отдельного индивидуума всему виной (как бы чего не вышло?), не забытая нашими генами со времен крепостного права, памятная с периода сталинских репрессий?
Старые люди, или старейшины, как их называют на Востоке, говаривали:
«Раньше народ беднее был, но дружнее… Последним делились. На работу и с работы - с песней... Дом соседу поставить - вместе, да за сабантуй! Веселее, радостнее жили!..»
Да и как не согласиться? – То ли теперь веселье из сада по соседству, где
молодежь «тусуется», льется? Или из другого соседского двора, в котором душевнобольная женщина, периодически зачем-то отправляемая соответст-вующим медучреждением недолеченной домой, месяцами мается полуго-
лодная и никем не приглянутая? Или из моего собственного дома, где я, не- когда, по недомыслию врачей, потерявшая десятимесячную замечательно
здоровую доченьку, затем мужа, гибель которого никто и не расследовал, теперь теряю взрослого, красивого, грамотного, но с надорванной тепереш-
ним безвременьем психикой, сына?!
И сколько бы власти не «латали» дорог, сколько бы фейерверков по поводу
и без не вспыхивало над нашими головами, с газетных полос взрывают душу
стариковские и детские, одинаковые в своем печальном сиротстве, глаза бро-
шенных на произвол судьбы россиян!
Что творится с нами? Куда мы идем в своем безумном походе за обогаще-
нием одних – и обнищанием других? Зачем создаем народные фронты -- и
«зависаем» поодиночке в социальных сетях, переставая общаться вживую?
Где мы ищем отдохновения неприкаянной душе: в храме, седая старушка
с тоненькой свечкой в руках и дюжий молодец с килограммовым крестом
на шее, рядом, - или в «полторахе» новомодной бурды и трехэтажном мате
вдогонку? И почему наше утро начинается с плохих новостей по телевизору,
день пролетает в суетной «бессознанке», а вечером мы «расслабляемся» под
гнетущую тишину покойницких сериала «След» или, в лучшем случае, воз-
мущенное верещанье теток-статисток из студии не более жизнеутверждаю-
щей передачи «Пусть говорят!»?!
Есть разные версии. Самая ходовая: нас, россиян, по слухам, должно оста-
ться не более 15 миллионов… и что уж тут поделаешь. Такой мы народ, видно, с особо трагической судьбой. Словом, жалеем себя.
Другая – так вообще «бомба»: все одно, помирать, аки грядет всеобщий конец. То есть махнули на себя рукой.
Не возьмусь быть провидицей, но мыслю, если так и дальше пойдет, своих
внуков мы подведем под черту – и тогда уж какая разница, от чего помирать?
Но теплится во мне, как во всякой любящей русской женщине-матери, кро-
хотная надежда и огромная вера в то, что Большая наша мать Земля еще по-
терпит нас, своих детей, если и мы проявим милосердие к ней. Если мы, земляне, по сути, братья, поднимем свои глаза к Небу – и отверзем души.
И да услышим мы тогда друг друга – и поймем, что рано нам бороздить просторы вселенские, если у одних из нас душа пустая, у других – задница
голая. Что прежде чем удостоимся мы чести быть приглашенными в великие
гости, обязаны над собою потрудиться.
Мать не ведает покоя, глядя, как многие ее дети толково идут по жизни, когда хотя бы один из них, слабый ли, роком обиженный, еле плетется в хвосте, брошенный всеми. - И полнится ее трепетное сердце несказанной радостью, когда семья, изрядно потрудившись, умытая и веселая, дружно
сидит за столом и сияет открытыми глазами и душами навстречу друг другу.
И вот что я думаю, утирая свои вдовьи слезы. Никто нам не поможет – ни
царь и не герой – если мы, каждый в отдельности гражданин России, он же
гражданин мира, не поймем, что равнодушие – тягчайшее преступление.
Если мы не протянем руку ближнему, торопясь урвать кусок пожирнее.
Никакая самая замечательная власть не даст лад в стране и в мире, если каждый отдельный человек будет брести в другую сторону. Тем паче, власть – это отражение нас самих. И «кого народ заслуживает, того и обслуживает».
…Что же делать? – скажет подуставший читатель. Возвращаясь к мудрости
«старика» Конфуция, замечу: «Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше
соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен». И, через неско-
лько строк: «Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя,
и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что
можно назвать учением о человеколюбии».
А для этого, смею думать, нам с вами, дорогие сограждане, начиная с меня,
надо всего лишь разбудить свое самосознание,то есть каждому в отдельнос-
ти понять самого себя, свое значение, роль в жизни и обществе. Общественное самосознание. Тогда родится новая Россия – гражданское общество. И в нем все матери будут счастливыми.
С почтением к читателям «10-го канала» и с предложением объединить
желания и силы отдельных граждан в некую Общественную палату с тем,
чтобы всем миром ратовать за свободы и права, а проще, помогать друг дру-
гу в беде, как встарь, создав, к примеру, станичные общественные советы,
инвалид 2 группы - ВАЛЕНТИНА ВЕРВЕКИНА.
23. 06.2011г.
P.S. Напечатано в районном издании с сокращениями (всех абзацев, касающихся рассуждений о власти). Автор.
P.P.S. Простите, не умею текст форматировать.
Свидетельство о публикации №112053001224