Сентиментальное Чудовище. Il mostro sentimentale
Желтые огни свечей танцевали во тьме тарантеллу.
За женщиной шла служанка, на её лице был страх.
Они подошла к деревянному гробу, покрытому красным бархатом. Приоткрыв ткань, герцогиня
наклонилась к маленькому окошку, встроенному в крышку гроба, дохнула на стекло, и протерла его
белым платком. За стеклом было лицо юноши. забальзамированная кожа отражала мерцание свечей.
- Дай скрипку! - сказала сквозь зубы герцогиня, обратившись к своей служанке.
Девушка от неожиданности уронила четки на каменный пол, и дрожащей рукой протянула футляр со
скрипкой.
- Ступида, кретина... - прошептала знатная дама.
- Давай скрипку, дура, и пошла вон.
Несчастная девушка, с трудом сдерживая слезы, достала музыкальный инструмент из футляра,
и положила на гроб.
В тишине подземелья послышались шаги убегающей служанки, и шорох её платья.
- Здравствуй! - Ласковым и доверчивым голосом сказала герцогиня. - Я - Исабэль, ты можешь называть
меня просто Иса или нежно - Белла.
Женщина закрыла глаза, и холодными бледными пальцами, играя пиццикато на открытых струнах,
погрузилась в воспоминания.
Карнавал на вилле в пригороде Неаполя. Она приглашена на праздник. Её любовник - знатный
итальянский дворянин, устроил в честь неё бал. И ради посмешища пригласил нищих музыкантов с улиц
Неаполя - когда гости были пьяны, их вывели в шутовских костюмах. Они играли по очереди, и дворяне
каждый раз, когда прерывалась игра, кидали в них объедки со стола. Но вот, один из слуг вытолкнул
вперёд маленького мальчика. Все замолчали, сделав паузу, чтобы отдохнуть от истерического смеха.
Маленький музыкант заиграл тихую и проникновенную мелодию, которая словно возносилась к ярким
звёздам, горевшим над парком, где проходил бал. Все замерли. Даже самые пьяные господа прекратили
ласкать груди своих любовниц и обгладывать кости фазанов. Изабелла, итальянская герцогиня, отставив
бокал с красным вином, и положив палец на губы своего фаворита, внимательно слушала хрупкие звуки
тонких струн. Когда мальчик остановился и испуганным взором посмотрел на господ, ожидая
издевательства, один из гостей - кардинал Неаполя, заорал:
- Пресвятая Дева! Он будет играть на мессе, завтра же!
Изабелла медленно встала, и, подойдя к кардиналу, протянула свою руку для поцелуя. Все изумились,
но, чтобы не прогневать знатную даму и её друзей из Рима, священник с кривой улыбкой поцеловал руку
Изабеллы.
- Он мой! - Сказала она, и приказала своим слугам отвести ребёнка в свой дворец.
Бал ещё был в разгаре, но Изабелла, одев атласный плащ, ничего не сказав, покинула празднество.
Когда она прибыла в свою резиденцию, она всю ночь слушала игру маленького мальчика. А после она
спросила:
- Чья это музыка, которую ты так трогательно исполняешь?
- Это музыка ангелов, - не поднимая взгляда, ответил музыкант.
- Дитя, я хочу, чтобы эта музыка осталась в веках... Ты можешь записать её нотами?
- Нет, я умею только играть на скрипке. - Промолвил скрипач.
- Хорошо, не переживай. Здесь, в Неаполе, есть модный композитор, пишущий оперы. Он запишет всё,
что ты ему сыграешь.
К вечеру уже наступившего дня во дворец Изабеллы пришёл галантный синьор. Она оставила их в
музыкальной гостиной, и пошла гулять в сад. Тёплое вечернее итальянское солнце разогревало
распустившиеся бутоны багровых роз. Их аромат лёгкой дымкой кружился в воздухе. В исступлении
восторга Изабелла, сидевшая на мраморной скамье, достала флакон с прозрачной жидкостью с
изображением святого Николая Барийского, чудотворца. Это был страшный яд, модное увлечение
дворян, «Аква Тофана».
«Манна святого Николая...» - Про себя подумала герцогиня. - «В чей кубок упадут твои пять капель?».
Спрятав яд в ярко-красный бархатный мешочек, она укрыла его в декольте роскошного платья. Когда она
возвращалась к дому, навстречу к ней бежал неаполитанский композитор. Парик был сорван, им он отирал
пол со своего лба.
- Что случилось? - Вежливо спросила Изабелла.
- Госпожа... Госпожа! Этот мальчик - гений. Возможно, он и вправду слышит музыку архангелов...
Но это не важно. Вы, я и он, мы станем известными в мире - по всей Европе. - Голосом, прерывающимся
от волнения, говорил композитор.
- Вы и я? - Удивлённо спросила герцогиня.
- Простите, госпожа, только вы.
Изабелла засмеялась.
- Я не глупа, я понимаю. Столь драгоценному бриллианту нужен такой ювелир, как вы... Что в ваших
руках? Это ноты? Вы записали эти мелодии?
- О, да, герцогиня. Я напишу оперу и мессу, используя эти удивительные гармонии, и тающие на грани
ирреального мира модуляции мелодий. Все сборы от представления будут ваши.
- Ну что вы, - смущённо ответила Изабелла, - половина дохода принадлежит вам, вторую половину я
пожертвую монастырю в Палермо.
- Вы так благородны... вы так благородны... - Сказал Неапольский музыкант, отступая назад с поклонами.
Когда герцогиня проходила вестибюль, где в пространстве, прохладном от мрамора, были слышны её
шаги, она промолвила:
- Ну что ж, госпожа Тофана, я чувствую, ты скоро подаришь свой поцелуй новому любовнику.
Когда она поднялась в музыкальную гостиную, она погладила голову заснувшего мальчика.
Он очнулся, и, испугавшись неожиданного прикосновения, отпрянул.
- Моё дитя, не бойся, никто впредь не обидит тебя. На твои мелодии напишут прекрасную оперу и мессу.
Но, впрочем, это будет их последняя музыка. А может, мне заказать реквием?.. Это великолепная идея.
Но пусть будет месса, это более жизнерадостно. -
Женщина засмеялась как девочка, и позвала служанок.
- Дамы, - обратилась она к ним, - выделите лучшую комнату среди моих слуг для этого музыканта.
В моём оркестре он будет первой скрипкой. Скоро мы поедем в Рим, я представлю его в Ватикане во
славу моего древнего рода.
Прошло много лет. Всё чаще и чаще Изабеллу посещали меланхолия и страшные видения во снах.
Она была одинока. Красота юности оставила её. Она проклинала жизнь и Бога, который забирал у неё
красоту. Когда у неё случались приступы «чёрной желчи» и она била медными канделябрами зеркала,
служанки приводили к ней музыканта. Повзрослевший мальчик, уже юноша, играл всё те же
Божественные мелодии.
- Celeste, celeste, divinamente... - Шептали за дверью.
Герцогиня на время успокаивалась, но так как на следующий день ей становилось хуже, строго
запретила приглашать музыканта, и надеялась на лекарства модных аптекарей. Холодной змеёй в её
сознание вкрались слова: «Это он виноват, его музыка».
- Небо, я проклинаю тебя за твой дар! - Со скрежетом зубов промолвила Изабелла.
Достав зелье Теофании ди Адамо, она произнесла:
- О, верная Сицилийская подруга Тофана, в тебе ещё есть сила и мощь, восторжествуй же! И пусть мир
услышит последний твой реквием!
..........................
- Госпожа! - В комнату вошёл старик в старомодном парике и камзоле. - Ваш заказ готов.
Бальзамированное тело будет положено во гроб из дорогого красного дерева и укрыто в вашем склепе.
- Прекрасно... - Хриплым голосом ответила герцогиня.
..........................
Тонкие пальцы касались холодных струн. Она не знала, сколько прошло времени... Её от воспоминаний
пробудил голос служанки.
- Что ты делаешь здесь? Разве я не приказала тебе оставить меня!
- Госпожа, госпожа! - Не говорила, но уже кричала пришедшая. - Тофана казнена! Её пытали по указанию
Ватикана. Она призналась в сотнях отравлений. Говорят, шестьсот знатных дворян Европы и известных
людей Италии, были отравлены её ядом. Среди постоянных клиентов её мастерства она назвала ваше
имя! Какой ужас! Она продавала свой яд во флаконах с изображением святого Николая! Никто долгое
время не мог обнаружить этот яд, так как он продавался как вода из города Бари, вода от мощей святого
Николая...
Изабелла ничего не ответила, но утробным голосом чревовещателя произнесла:
- Оставь меня.
Она открыла полое кольцо, которое некогда принадлежало Лукреции Борджиа. В виде пудры
там был малоизвестный быстродействующий яд палермской колдуньи. Смертельная доза для
одного человека... Она стала сыпать белый порошок в свои глаза и рот. Слёзы. Слёзы,
которые так давно не появлялись на её лице с белой пеной потекли из её глаз к губам,
на которых также выступила пена. Когда в склеп спустились солдаты, офицер,
имевший на руках ордер на арест, сказал:
- Мы не успели...
Он спросил сопровождающего их врача из Ватикана:
- Что с ней?
Тот наклонился к изуродованному лицу, и, почувствовав запах гиацинтов и серы, сказал:
- Очень редкий яд, последнее изобретение Тофаны - «пена Афродиты»...
-----------------------
Иллюстрация - Лукреция Борджиа.
Госпожа Тофана.
Династия отравительниц начинается с Туфании, родом, видимо, из Палермо. О ней
сохранилось очень мало сведений. Считается, что она держала косметическую лавку, где среди прочего
продавалась пудра на мышьяковой основе. Впрочем, особо догадливые покупатели, растворив пудру в
воде могли получить смертельный яд, тем более, что мышьяк — «наследственный порошок» в Италии
был хорошо знаком. Возможно, промышляла колдовством. Вице-король Фердинандо Альфа де Ривера
отправил её на костер.
Теофания ди Адамо (время деятельности ок. 1653-ок. 1719)
Самая известная представительница династии. Сведения о ней во многом противоречивы, однако все
источники сходятся в том, что она впервые изготовила знаменитую «аква Тофану» — яд без вкуса и
запаха, сделавший её знаменитой.
По одной из существующих версий, в 1659 г. Рим захлестнула волна отравлений, причем жертвами
неизменно становились мужчины — возлюбленные или мужья неких ветреных дам. Папа Александр VII
приказал начать расследование и вскоре инквизиция вышла на след некоей Джеронимы Спера, гадалки,
промышлявшей среди прочего торговлей приворотными зельями и ядом. Под пыткой Спера назвала имя
своей матери Теофании ди Адамо.
По другой версии, отравительница жила в Неаполе, и практически легально продавала за большие
деньги пузырьки с прозрачной жидкостью, называемой «манна Святого Николая Барийского» или
«неаполитанская вода». Изображение святого было и на самой бутылочке, что довольно долго сбивало
с толку сыщиков, заставляя думать, что речь идёт о некой реликвии. Однако же, лейб-медик Карла VI
Австрийского, исследовав жидкость, нашёл в ней мышьяк.
Ещё некоторое время казалось, что Тофане удастся избежать наказания, так как у неё было достаточно
влиятельных покровителей, но вмешался папа, и участь отравительницы была решена. Тофане в
последнюю минуту удалось скрыться в монастыре в Палермо, дававшем право убежища. Аббат и
епископ отказались её выдать, так как отношения между светской и духовной властями в тот момент
были достаточно враждебны. Однако, возмущение против отравительницы было столь велико, что
монастырь был взят в осаду, и в конечном итоге Тофана оказалась в руках правосудия.
Под пыткой она якобы призналась в 600 отравлениях, назвав среди своих жертв герцога Анжуйского,
и папу Климента XIV. В 1719 г. Тофана была казнена, вместе с ней окончила жизнь на эшафоте её дочь
Джеронима Спера и ещё 3 женщины, помогавших в её ремесле. Тело казнённой было заброшено в
монастырь, где она ранее скрывалась. Ещё 12 женщин-убийц были приговорены к пожизненному
заключению.
Свидетельство о публикации №112052907985