О Науке с Искусством, с Истоков к Пушкинским дням

К ПУШКИНСКОЙ дате, этюды в стиле ретро- цикл

О науке, с Искусством, с Истоков,
Рассказать я давно собирался,
Это Творчество, в нём словно кокон-
Значит, сам я в него и забрался.


О НАУКЕ С ИСКУССТВОМ, С ИСТОКОВ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛНАХ ПАМЯТИ К   ОСТРОВАМ   ТВОРЧЕСТВА И САМОПОЗНАНИЯ.


Открытие хочу я с гейзером сравнить,
Возник который под давленьем фактов,
Пойдёт к Природе от него златая нить,
Когда её не примут артефактом.

     Вот таким четверостишием хочу я забросить удочку в море читательского внимания с целью выловить самое ценное на сегодня- осознания того, как мы познаём этот мир, в котором мы оказались кто по любви, кто  по случайности, это уже не имеет значения, и кто решил, часто это происходит уже на исходе- оставить свой след- домом, деревом, внучатами,  которым захочется передать начатое тобой. Кто-то сочинял стихи, и приличные, кто-то сочинял мелодии- о, сколько прекрасных звучит теперь и на FМ. А я вот, уподобляюсь лягушке- путешественнице, ещё и открытия делал, настоящие, как в былые времена. Помните- «Эврика!» Помните- «А всё-таки она вертится!»  А лучи «Х», а флеминговая плесень?! Что-то в этом духе получалось и у меня, но не очень-то привечалось. Больше того, за открытия наказали: «Вернуться? На полставки». «Нет и не будет вакантной должности…», «Молдавии фенолы не угрожают», не ждали меня и ни в одном из научных центров Украины. Послал материалы, кривые в адрес очередного съезда микробиологов- глухо, как в танке (лето 1985г.) И тогда сел за рукопись- «О науке с искусством, с истоков, или путешествие на волнах памяти к островам творчества и самопознания, 10 этюдов в  стиле ретро».
     Сбоку от названия- АРХИПЕЛАГ ФЕНОЛЬНЫХ ПАРАДОКСОВ с островом Ани Лин, островок с номерами авторских, Остров Солнечного апрельского дня №8/76, Остров Синхронных автоколебаний, Остров Ассоциаций, Море искусств- АБВ, ГДе  ЖЗИКЛМ НОПРСТ? –У ФХЦЧШЩ ЭЮЯ. Далее- посвящение и текст:

ПОДАРИВШИМ МНЕ ЭТОТ МИР,
МОИМ РОДИТЕЛЯМ ПОСВЯЩАЮ.
(Ушли: отец в 1990, мать в 2003)

     В этюдах популярно излагается редкий для наших дней случай упорной погони за журавлём истины в науке, многолетний научный поиск в микробиологии, успех которого был предопределён отходом от привычной тропы тривиальных технических решений, использованием современной регистрирующей аппаратуры и одновременно простых технических средств эксперимента.
Полученный  в результате обильный фактический материал позволил выявить новые возожности находящихся в тени т.н. смешанных культур и на основе элементов нового знания создать несколько пионерских изобретений.
     Автор взял на себя смелость с привлечением собственных примеров доказать единство принципов и истоков, питающих творчество в науке и искусстве, единство эвристических приёмов, приводящих к созданию нового качество в этих извечно привлекающих человеческий ум сферах приложения труда, порой сливающихся одна с другой.
 Образная, богатая ассоциациями речь, построение этюдов в форме экскурсов в прошлое, пронизанных причудливо вьющейся, но единой сюжетной нитью, попытка проникнуть в суть некоторых явлений в науке и искусстве могут привлечь внимание не только специалистов, но всех, кого интересуют проблемы творчества и познания мира. Даже если цель, которую, в основном, преследовал автор- получить содействие в возобновлении и практической реализации перспективных и общественно полезных исследований  не будет достигнута, этюды могут привлечь внимание невероятностью описанных событий.
Автор.

                Э  Т  Ю  Д    В  В  О  Д  Н  Ы  Й

Кто не мечтает в этом мире?!
С гармонией жить, словно с милой...

В подражание
Даниилу Гранину.

Этюд вводный.

Не рвётся связь времён,
Звучат лишь семена…
К созвездиям имён
Восходят семена.
              Д.А.   (Псевдоним, придуманный в детстве, как сокращённое Д.Арт.Ан. ьян, использован впервые, как Artan35@  использован в мейле).

     Жизнь каждого человека по сравнению с вечностью как капля воды в океане, но сегодня мы знаем и отличие- индивидуальность каждого из нас неповторима и уходит корнями вглубь тысячелетий. Признаться, как-то жутковато узнавать, что астрофизики могут зарегистрировать приборами свет звезды, отстоящей от нас миллионы световых лет.
Современная наука не исключает того, что каждый из нас, состоящий из бесчисленного множества удивительным образом связанных молекул, может нести в себе молекулу, или атом, которые принадлежали когда-то Архимеду, Леонардо да Винчи или Джордано Бруно.  Но что поражает ещё больше, так это не имеющая границ талантливость рода человеческого, создавшего гениальные на все времена произведения живописи, музыки, литературы. Сегодня человек так проник в тайны живой материи, что создаёт живые организмы и растения невиданных свойств и форм, интересовавших ранее разве лишь писателей-фантастов.
Что отличает творцов? Как становятся мастерами своего дела? Существует ли граница между наукой и искусством, или это две ветви одного дерева? Что есть вдохновение? А память?  А мозг?  Удастся ли когда-нибудь разгадать тайну скрытого в нём патента природы, сокровенного патента, позволяющего нам двигаться против течения Времени, или, наоборот, устремляться мыслью в будущее? Вопросы, много вопросов, которые никогда не перестанут волновать каждого, кто стремится к истокам сущего, кто понимает творчество как пружину, как потребность нового знания и умения, как способность плыть против течения, а порой и рисковать. Всем, вплоть до жизни. Ведь новое и риск так же неотделимы, как небо и земля у горизонта. А лишь за ним- неизведанное. И человек, не  оглядываясь , шёл за линией горизонта, а она заманивала его всё дальше и дальше… Иначе бы мы и сегодня смотрели на мир не из космоса, а из глубины пещер.
Такие мысли, наверное, появляются всегда и  всех, кто хочет поделиться с другими тем, что имеют, что умеют. Как-то любимый мой писатель В.Б. Шкловский образно заметил, что концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое. Вот и эти этюды, которые я хочу предложить вашему вниманию в качестве своих литературных опытов, будут увлекать вас в прошлое и возвращать в наши дни, как и принято в путешествиях на волнах памяти, К путешествиям готовятся- то же сделаем и мы.
     Представьте, что вы на берегу моря, слышите шум прибоя, крик чаек. Включите магнитофон с записями шума моря в исполнении чешских смычков, мелодий Е. Доги к к/ф  «Мой нежный и ласковый зверь», музыки Р. Паулса к теле-спектаклю «Театр», или  пушкинский вальс С. Прокофьева. Бросьте в камин или костёр дров, а можно для полноты иллюзии зажечь лучину. Потом представьте себе чашу стадиона, только что отшумевшего взятыми рекордами. Недавно эмоции выплескивались через край, а сейчас здесь тишина и никого вокруг. Вы один сидите где-то высоко на одной из трибун, а я внизу попытаюсь взять высоты, которые играючи преодолевали учёные из головановских этюдов.  Ассоциация эта взята из моего детства и в памяти услужливо возникает, как будто это было вчера, старый бакинский стадион «Динамо», на который мы, случалось, проникали одним мальчишкам известными лазейками и на месте которого уже давно шумит сквер, журчит фонтан, высится громада гостиницы. В своё время я действительно перепрыгивал через барьеры, когда никого не было вокруг. Сейчас всё должно повториться.
     Давайте, читатель, мысленно «сожмём» время от пирамиды Хеопса до кубика Рубика до одного часа и тогда окажется, что каждому из нас выделено в этом часе не более минуты. Что мы успеваем? Что успею я?
Высоты, которые брали Архимед, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, Антони ван Левенгук, Блез Паскаль, Майкл Фарадей, наш Михайло Ломоносов. Во многом не досягаемые.  Не будут ли выглядеть смешными и нелепыми мои попытки? Хватит ли сил, умения взлететь?

Иллюстрация из инета.

            


Рецензии