Мы с железным конем...

(Концепция программы производства российского трактора – автомобиля (РОТРАМ)),
которую автор всячески расписывает с 1992 года! Даже газета "Сельская жизнь"
ни в каком варианте не стала это печатать!

        Демографическая ситуация на селе в России, необходимость механизации работ на приусадебных и малых участках, где основная рабочая сила пожилые люди, требует производства в стране легкого и недорогого тягово-транспортного средства. Имеется мировой опыт использования автомобиля-трактора «Унимог» фирмы Даймлер-Бенц. Но он безумно дорог для нашей нищей страны, сложноват и великоват. Сколько-нибудь их будут закупать, а что-нибудь похоже на каком-нибудь заводе в нашей необьятной стане начнут делать. Ну, не пушки же и танки делать, например, на ВАЗе, который блестяще и уже не первый год загибается, на глазах всей страны? Эта его загибаловка подготовлена всей советской историей завода, получавшего по нормативу чистой продукции 400 рублей за один автомобиль, продававшийся потом государством  где-то за 7 тысяч. В таком государстве управлять совсем нетрудно. Управляй, да управляй!!! Таким образом, завод давно был обречен на техническое и технологическое отставание и неминуемую гибель при появлении даже частичной конкуренции со стороны Запада и даже Востока.  Если ВАЗ сегодня чудом и спасут, на нем никогда больше не будет работать сто тысяч! От силы пятьдесят. Куда девать остальных? В местную наркологичку? Великовато получится заведение, и  здание для него тоже будет, очень велико… Видно оно будет, издалека и позор будет большой и тоже он будет виден издалека. Нужно искать альтернативу. Попробуем ее сформулировать.
Не все журналы и газеты застойно - застольного периода оккупационной истории СССР были так уже тоскливы и блистали занудством. Был такой замечательный во всех отношениях журнал «Изобретатель и рационализатор» (ИР). Читался он почти всегда, как анекдоты от Юрия Никулина и Чарли Чаплина одновременно. Не счесть всех перлов этого журнала, но один из них глубоко запал в душу и потому стоит его вновь обнародовать и обсудить.
       Так ИР №5 за 1974 год, на 41 странице поведал историю одной российской деревни, в которую для реализации эпохальных планов сталинско-ленинского Бандит-бюро (Политбюро) прибыл очередной «знаток» сельского хозяйства с токарным или слесарным, а вернее револьверным уклоном. Уклон, в данном случае, опасный для партии и народа, но, как оказалось, смертельно опасный для деревенских сивок, бурок и вещих каурок. Но, вещих-то среди них, как раз и не оказалось, так как будь там,  хоть один из них вещий, то он подсказал бы, как быть, и все остальные,  дружно бы ринулись  из этой деревни, куда подальше, в предчувствии лютой беды.
И вот, новый председатель-многотысячник с револьвером возвестил мужикам, что сельский конь с его ненасытным пузом и клешнятыми копытами есть никто иной, как настоящий мироед, потому что жрёт-то он, де много, а работает мало. «А товарищи рабочие обещалися к осени дать 100 тысяч тракторов (Ильич ведь самолично, пообещал, чего сомневаться)». А потому, предложил народу новый местный сельский револьверный вождь: коней-мироедов надо расстрелять, и немедленно очистить место для обещанных тракторов и трактористов. Вывели сивок, бурок и прочих каурок за околицу и перестреляли.
Пассаж ИРа убивает! Это до такой степени ужаса, до какого животного страха за свою жизнь надо было довести сельского мужика, чтобы он отдал самое священное для него животное – коня или лошадь на такую расправу. Но отдал ведь, факт, вроде, не подлежит сомнению. Правда, сей факт, проник в печать, исключительно по недосмотру советской цензуры. Чем лишний раз подтверждается поговорка о том, что всё тайное рано или поздно становится явным. Всплыла и эта история с безвинно казненными лошадьми и многое другое еще всплывет.
Все акции оккупационного режима, который с 1918 года правил Россией и сопредельными территориями, на селе, в частности, сводились к одному: учинить превентивный погром мелкобуржуазной стихии, которая ежедневно и ежечасно рождает капитализм. И ни одному мудрецу Нового Сиона не приходило в голову, что под его топором падает мелкий товаропроизводитель, после гибели которого, торговля окончательно превращается в кривое зеркало потребностей и потребления. Только мелкий  производитель более или менее облагораживал торговлю, так как занимался торговлей от случая к случаю и не был тем искушенным проходимцем перекупщиком с южным видом, но без южного загара, который стал господином торговых площадей в СССР на десятилетия советской оккупации. Этот перекупщик, «украшающий» и поныне все города и веси нашей необъятной, родился в тот день, когда у мелкого российского производителя – крестьянина отняли и казнили лошадку, а самого этого мужика запугали, споили и загнали в изрядном числе «за можай».
В условиях российской природы без тягла крестьянин не только без рук, но он как бы и без ног. Расстояния большие, почва тяжелая и много чего нужно еще перечислить и все будет по справедливости.
Ну и где же нам теперь взять этого прежнего работягу-кормильца коня? Такого, который был бы, почти, что членом семьи и не походил бы на нынешних  разбалованных животных, с каковыми иногда и сладу-то нет.
Нужно прямо сказать – с конем расправились как с натуральным врагом. Нынешнее, ничтожное количество лошадей на селе, не в состоянии играть ту роль, которую играл в дореволюционной России сельский конек. И восстановить поголовье этих животных не так-то просто, тем более что нужны хорошие рабочие лошади, и всегда-то бывшие не столь уж частыми на селе. Этот беспородный конь, кормленый не всегда досыта, был изрядно расточителен, но живуч. Это и оправдывало его содержание.
Вряд ли нужно и дальше доказывать, что восстанавливать поголовье беспородной лошади не слишком выгодно и не менее долго, чем развести везде лошадей породистых. Наш век индустриализовал всё, хотим мы того или нет. Сейчас проще изготовить 1 млн. тракторов, чем развести такое же количество лошадей. Но на крестьянском дворе нужен не К-700, а малыш типа Т-25. А еще лучше бы вывести новую для нас породу автомобиль-трактор, по опыту фирмы «Даймлер-Бенц». В свое время весь мир изрядно недоумевал, разглядывая этого гадкого утенка в семействе сверкающих «Мерседесов». А сейчас «Унимоги» бегают по всей планете. К сожалению их больше видели в нашей стране только жители столиц, где эти проворные оранжевые машинки ремонтируют и подметают улицы, убирают снег, наносят дорожную разметку и делают массу других полезных дел. Делают они это потому, что в Германии есть фирма «Шмидт», которая производит для «Унимогов» море всяких навесных и прицепных орудий. Тут и косилки, и ямобуры, и дорожные щетки, и перечень орудий составляет более сотни наименований. Это всё просто невозможно здесь перечислить.
А теперь еще один экскурс в историю. Однажды в летний дождь на поле вблизи совхоза Хохловский в Омской области я увидел чудо-агрегат. По мокрой от дождя траве полз какой-то совершенно необычный автомобиль и косил траву, не спеша, но косил. Под брезентовым тентом сидел сельский умелец, счастливый обладатель этого технического чуда. В этом чуде я с трудом признал американский автомобиль времен войны марки «Бантам». Был такой родственник знаменитого «Виллиса», естественно более редкий и не совсем известного происхождения. И вспомнились мне вездеходы Горьковского или ныне Нижегородского автозавода ГАЗ – 69. Вот какой автомобиль позарез нужен в Российском селе! Рановато их сняли с производства, так как бездорожье и тотально техническое убожество еще лет 30 будет бичом нашей деревни, начиная от села Удское и заканчивая Кемью. Значит, сверкающие «Жигули» покупались на селе просто от безвыходности: ездить-то на чем-либо нужно! И цепляют к этим «Жигулям» до сих пор все немыслимые прицепы, городят на них багажники и переделывают двигатели на газ, на низкооктановый бензин и переделали бы на куриный помет, если бы такое было возможно, в теории хотя бы.
Почему так? Да потому, что наша бойкая отечественная промышленность всегда просто выполняла планы. Что ей запланировали, то  она и делала. Планировали бы ей паровозы, вместо «Жигулей», и сельская даль и сегодня бы оглашалась хриплыми паровозными гудками.
В ответ на эти фокусы развитого социализма селянин приноровился делать самодельные трактора и косилки. Бывают очень удачные экземпляры, но попадаются и чудовища. Главное «найти» где-то двигатель и ведущий мост. Остальное, можно взять, хоть от велосипеда! Все страшно дорого, неэкономично, ломалось регулярно и окупалось только потому, что все детали, как правило, были дармовые, то есть фактически ворованные. К тому же этот трактор работал как резервный с загрузкой всего лишь 200-250 часов за сезон. К слову, и бензин в него попадал по «левому» шлангу и все как-то сходилось к выгоде забитого коллективизациями, перестрелками и перестройками селянина.
Нынче бесхозной железки в поле уже не найдешь. Горючее любое стоит как ракетное топливо. Все страшно подорожало. И, говорят, надо снова звать лошадку. А лошадок–то, и нет. В 1985 году, году второго великого перелома, то есть горбачевской безалкогольной коллективизации, в пространстве СССР числились 5,8 млн. лошадей, в два раза почти меньше, чем в бесконечно урбанизированных США. Значит-таки, придется решать проблемы с железным конем, как в известной песне. Но в основной массе своей, как показано выше, кони либо богатырские – простому селянину недоступные, типа К-700, либо это колченогие самоделки. И получается, что песни отдельно и кони отдельно. А вот с этим пора закончить! ПОРА НАКОНЕЦ дать российскому мужику такого коня, восседая на котором можно петь любые песни, в том числе и об обходе всех полей с железным конем!
Сейчас в мучениях две силы, они просто на распутье. Одна – это наш сверхмогучий ВПК, вечно размышляющий, где бы еще пушек наклепать. И ВАЗ, с букетом своих проблем,  совершенно нагло не желающих так быстро рассасываться.
Во время войны почему-то можно было на десятках заводов по одним и тем же чертежам делать автоматы и танки. А почему сейчас нельзя восстановить производство простейшего автомобиля типа ГАЗ-69 по чертежам нижегородцев с привлечением предприятий ВАЗовского комплекса? Только двигатель нужен дизель с воздушным охлаждением типа Д-224. Его можно дефорсировать до 20 квт. и приспособить для работы на низкосортных топливах, или подсолнечном масле или другом биотопливе, что не так уж и удивительно в наше просвещенное время. Машину так же придется снабдить инерционной системой запуска, то есть модернизированной заводной рукояткой (тогда не нужен аккумулятор). Машина в итоге будет весьма экономичной, простой и надёжной. А может быть взять за основу машинку Кинешемского агрегатного завода (есть у нас и такое чудо)? Это все вопросы не главные…
        Для максимального удешевления машинку можно выпускать в виде сборочного комплекта, что-то вроде конструктора для взрослых. За погожие зимние дни наш крестьянин, при подобающем настроении и небольшой помощи командированных ВАЗОвских спецов, не только эту машинку соберет, а хоть космический корабль сляпает. К примеру, в США продают в виде комплекта-конструктора автомобиль «Шевроле Корвет» образца 1956 года. У них это что-то вроде занятной и не дешевой игрушки для взрослых, так как автомобиль спортивный и дорогой.
         У нас другие проблемы. Спад производства достиг катастрофического уровня, дно спада неизвестно где, но все мечтают об него удариться и всплыть. Главное удариться надо не сильно!!! Вот и нужно, поэтому собрать тысячи увольняемых с ВАЗа, организовать из них минизаводы, выйдет около тысячи штук (по японской схеме «кэйрецу») и разбросать их по всей России собирать из машино-комплектов, заготовленных на ВАЗе РОТРАМы (Российские тракторы-автомобили). Крестьянам и всем желающим предлагать  взять под них кредиты, за полгода запустить производство и начать поставки. Действовать надо, как на войне, а то мы сейчас уже на грани то ли сдачи в плен, то ли удара о дно… Народ должен жить и жить должен прилично! Можно к этому делу подключить и Росагролизинг и Россельхозбанк, им как раз государство денег добавило и еще добавит.
Пусть для начала в каждом сельском дворе появится этот неказистый «козлик» «Унисмог», РОТРАМ...  Да как угодно называйте! Лишь бы был прицепчик на тонну груза, шлейф навесных орудий и радость крестьянину будет обеспечена надолго. Нет нужды даже описывать дизайн, есть кабина, нет кабины, должна быть гибкая, модульная система
Быть безлошадным  в российской деревне всего было горем. И вот сейчас счастье так близко, так возможно!!! Грянул кризис, и власть не знает, что ей делать!!! Позвали «Рено-Ниссан»!!! Но людей придется на ВАЗе сокращать! Но ВАЗ-то и так загибается и понятно, что надо делать. Сформировать на заводе бригады, послать квартирьеров в разные места, туда, где у них есть родня и знакомые, прикинуть в уйме-прорве каких заброшенных мастерских разместятся сборочные производства и вот вам… точки роста и оптимизма в безнадежной и беспросветной вчера еще вологодской или читинской глуши! Дальше можно будет это все совершенствовать. Но главное – начать!!!
          Финансирование программы возможно за счет создания специальной ассоциации производителей и потребителей  российского трактора-автомобиля «Ротрам», получения правительственных субсидий через какой-нибудь специальный фонд, а также на основе выпуска специального продовольственного займа по аналогии натурально-обеспеченного хлебного займа 1922 года. Снижение стоимости комплектующих возможно за счет предоставления специальных субсидий поставщикам комплектующих «Ротрам».
        Будете мечтать делать пушки и минометы и продавать их государству, значит, все закончится очень плохо!!! Надо модернизировать село, глубинку, двинуть промышленность в маленькие городки и поселки для оживления их. Время гигантских городов-заводов прошло, надо развивать все же малые производственные предприятия. Ну и став головным предприятием этой системы ВАЗ расширит линейку производимой продукции и денег заработает и реноме поднимет. Б.Грызлов сказал 14.10.09. на совещании в Ленобласти, что 32% продовольствия в стране импортное. А это по деньгам более 300 млрд. рублей! Если половину этих денег заработают свои российские мужики, с помощью ВАЗа, естественно, да разве это плохо будет? И это будет их стабильный заработок, на всю оставшуюся жизнь. Ну, так думайте, соображайте…
    Лагунов Владимир Борисович, к.т.н., профессор, изобретатель, писатель и летний дачник.



   Мой производственный стаж 52 года и я кое-что понимаю в том, о чем пишу.


Рецензии
бездорожье и тотально техническое убожество еще лет 30 будет бичом нашей деревни

С таким бюджетом, как сейчас, у органов местного самоуправления, дорог никогда не будет. Разруха кругом и никому дела нет.

Джон Магвайер   05.06.2012 23:56     Заявить о нарушении
А 23 трлн. втихую на ВПК слили...

Владимир Лагунов   06.06.2012 00:21   Заявить о нарушении