Лит-крит мнение о стихе Мне семнадцать лет

Вступление

По просьбе автора сайта Игоря Дяченко я попытался составить критический разбор стихотворения "Мне семнадцать лет", которое этот автор дал мне в виде материала для такого разбора.
Уважая встречную просьбу автора стихотворения, я ограничился литературно-критическим мнением о стихотворении.
Надеюсь, что и господина Дяченко и автора стихотворения госпожу Фетисову-Мюллерсон это решение устроит.
Основной целью литературно-критического мнения является демонастрация и методика подхода к произведению в сжатой форме, которую можно применять для рецензий. На глубоко профессиональную критическую оценку с полным разбором всех деталей это мнение не претендует, и такой цели я себе не ставил.

***


http://stihi.ru/2012/05/20/18

Литературно-критическое мнение о произведении.

1. Жанр, форма, размер, лексика.

Представленное стихотворение, относящееся  по задумке автора  к жанру любовной лирики,  написано  просто  и понятно любому читателю, владеющему  разговорным русским языком.
Единственное затруднение может вызвать выражение «парад-алле». В остальном лексика общедоступна и полностью соответствует возрасту литературной героини стиха.
 
Стих состоит из 6 катренов,  каждый из которых имеет собственную смысловую нагрузку,  являсь при этом частью связного повествования.

Автор использовал четырёхстопный акаталектический ямб как стихотворный размер и выдерживает ритм на протяжении всего стихотворения. Стоит, правда, заметить, что в стихотворении много строк с псевдоударными слогами, что может вызвать у неискушённого читателя первичные затруднения с ритмичным прочтением.

2. Орфография и пунктуация.

В плане орфографии и пунктуации стихотворение соответствует правилам литературного русского  языка,  знаки препинания, несущие смысловую нагрузку, употреблены обоснованно.

3. Содержание

Стихотворение повествует о коротком моменте жизни юной девушки в весенний день.
Автор смог передать как атмосферу майского дня, так и чувства лирической героини . Особенно стоит выделить такие образы как «весёлый дождь» «зонтов японских разноцветный взлёт» , подаренную на  День Рождения книгу английского писателя-юмориста. Эти образы аутентично передают состояние души литературной героини, легкость, открытость миру и влюблённость в весну и жизнь.
Романтическая линия  находит своё логическое продолжение в 5-ом катрене, а использованный для этого образ веточки сирени полностью сочетается с простотой повествоания, исключая любой пафос и неуместность вычурных образов.
Последений катрен завершает стихотворение на той же лёгкой романтической ноте.

4. Смысловая составляющая

В целом, стихотворение несёт очень лёгкую и романтичную смысловую нагрузку, вызывает только позитивные эмоции, читается легко и непринуждённо. Любители драматургии и острых любовных перипетий могут сказать, что стихотворение ни о чём.  Для остальных читателей стихотворение даёт возможность без лишних преамбул посмотреть на мир глазами семнадцатилетней девушки, только начинающей свой осмысленный  жизненный путь, почувствовать её ощущение мира, её счастье от такого, в общем и целом, ординарного в  человеческой жизни события как поездка в трамвае поздней весной.  И, конечно же, от простого и поэтому ценного знака внимания со стороны незнакомого молодого человека.

5. Личное мнение и рекомендация.

С моей точки зрения, произведение является классическим примером романтического  стихотворения *, на ресурсе в сети, где оно было опубликовано,  раздел «любовная лирика» не имеет соответствующего подраздела.
Аутентичность, простота и позитивное содержание являются основными качествами этого произведения.
Я бы порекомендовал это стихотворение широкому кругу читателей, не выделяя  классических гендерных предпочтений.


* "произведение является классическим примером романтического стихотворения" не значит, что данное стихотворение написано в соответствии с актуальной для части современной русской поэзии традицией романтизма. Понятие "романтическое стихотворение" относится к атмосфере, созданной автором, и к моему впечатлению от этой атмосферы в стихотворении.

P.S. В разборе допущена одна УМЫШЛЕННАЯ ошибка. Я, конечно же знаю, какая :). Заметят это сразу и те, кто внимательно читает и разбирается в материи.


Рецензии
Виктор, а что такое "фактическая ошибка" ? Какие могут быть в стихе факты??? Объясните- тогда найду :)

Филипп Германикус   31.05.2012 09:13     Заявить о нарушении
Виктор, ну так это и есть ошибка :). Разумеется, пятистопный, это и была проверка на вшивость.
А что, есть другие неумышленные ошибки?
Вы не заметили, что это не разбор, а личное литературно-критическое мнение. Что кислого в этом простом и душевном стихе - загадка очень умных :_))

Филипп Германикус   31.05.2012 20:24   Заявить о нарушении
"Например, вы констатировали пятистопник, ан оно четырёхстопное. От то и есть фактическая ошибка." Виктор :))), Вы хотели сказать наоборот, что я констатировал. Перечитайте! Пять слогов ударных, пять!

Филипп Германикус   31.05.2012 20:26   Заявить о нарушении
Виктор, так укажите мне ошибку, связанную не с размером стиха, а иную. Пожалуйста!

Филипп Германикус   01.06.2012 13:46   Заявить о нарушении
Виктор, Вы путаете романтизм в литературе как направление, как явление европейской культуры конца 18-ого и начала 19-ого веков и романтическую поэзию, которая к этой эпохе никакого отношения не имеет. Одно относится к духу эпохи, другое к романтике :).
Поэтому не согласен никак. И считать тут нечего, романтичное оно, как романсы :)

Филипп Германикус   01.06.2012 19:32   Заявить о нарушении
Виктор, психоделическая искусство ( как музыка, к примеру) зачастую тоже не имеет отношения к психоделической революции. А с романтическими стихами и эпохой романтизма я уже предельно доступно всё рассказал. Тут дело в разных определениях, несмотря на один корень.

Филипп Германикус   01.06.2012 22:44   Заявить о нарушении
Нет, Виктор, тут дело в Вашем нежелании понимать, что романтический стих и романтизм как эпоха нимеют не больше чем общие корни. Романтичный человек, романтичное интерьер, романтичный сюжет, романтичный ... ещё с десяток разных романтичных вещей.
А всего-то, Виктор, надо знать родной язык или... заглянуть сюда: http://b23.ru/pe3n И никаких бурлений в ассфальте не будет :)))

Филипп Германикус   01.06.2012 23:51   Заявить о нарушении
Виктор, то есть, в стихотворении нет романтики? А есть сентиментальность? Весна, 17-летняя девушка, молодой мужчина, подарившей ей сирень - всё это сентиментальность, а не романтика? В таком случае ссылка была слабовата, Вы правы :). Чтобы не обижать Вас, а я этого искренне не хочу, не буду давать другую ссылку, но руки чешутся :)

Филипп Германикус   02.06.2012 00:57   Заявить о нарушении
Зера, я давно обратил на тебя внимание :). И всё прочитал. Вопрос: а где есть такое определение как "сентиментальное стихотворение". Филологическое определение, термин в поэзии??? Не нашёл я такого. Романтика бывает не только бушующим ветром в горах или у костра в походах. Романтика бывает и в трамвае весной. Просто надо сначала задать себе вопрос : для кого романтика? Для лит. героини этого стиха - самая что ни на есть романтика - весна, 17 лет, обратил внимание мужчина. Весь день романтичен, всё окружающее романтично. Какая тут сентиментальность? В чём сентиментальность ?
Сентиметальность по определению: "чувствительность или чрезмерная нежность в выражении чувств; слезливая растроганность, разнеженность."
excuse moi madames et monsieurs, но ГДЕ? Вы рассмотрели в этом стихе сентиментальность ? Хоть в обной строчке? Восторженность, присущая романтике, s'il vous plait - хоть отбавляй. А сентиментальности, пафоса, наигранности - non, ни униции.
Посему не вижу возможности согласиться с этим, ибо не наблюдается того, чего Вы хотели бы :)

Филипп Германикус   02.06.2012 01:54   Заявить о нарушении
Зера, лучший подарок - это ваучер :). Просто деньги - не принято, а вот ваучер на сумму для покупки чего-либо где-либо - надёжно. И главное - у того, кому подарили, останутся ТОЛЬКО приятные воспоминания. Но это не по-русски, я знаю. Русским надо обязательно подарит так, что дарящий был доволен, а об одарённом и не думают :). Поэтому дарят либо "большую хрень", либо книги на свой! вкус, либо ещё какую-нибудь вещь, которая с вероятностью 50%- 99% процентов не нужна. не нравится или не слишком желанна юбиляром.
Я люблю когда мне дарят возможность получить что-то желанное ( ваучер, деньги, билеты на мероприятие, которое мне будет интересно). И я предпочитаю, чтобы обо мне вспоминали как о человеке, подарившем ПРИЯТНОЕ. Если я знаю, что кто-то фанат этого Гарика Портера, то подарю, конечно же, книгу миссис Роулинг :).

Филипп Германикус   02.06.2012 02:02   Заявить о нарушении
Зера, ваучеры - талоны на покупку чего-либо. Приходишь в парфюмерный магазин и говоришь: Дайте мне на 50 евро ( 2000 рублей) ваучер. Даришь его, а одарённый выбирает себе вешь по вкусу. Ну, я же говорю, русско-советские обычаи - подарить, показать внимание и остаться в памяти как человек, подаривший хрень :). Падарок - это ДАР, а не хрень! Наши предки давали словам смысловые название. Именно ОДАРИТЬ, принести ДАРЫ, а не оказать внимание вешью, которую и заДАРма не надо. От всякой фигни остаётся намного более противненький осадок чем от денег ( у меня, во всяком случае). Потому что от фигни создаётся впечатление, что тебя и оценивают не в деньгах или в том, что тебе нравится, а в этой фигне.
НО! это не универсально, я уже сказал. Если точно знаешь, что хочет тот, кому дарищь - то дари. А вонючий одеколон, носки, которых у меня полный ящик или книгу, которая ужестоит на полке - не стоит. Сам ( а) "выполнила долг" сделал якобы приятное, а на деле - оставила след в памяти. Надолго, может быть. Поэтому всегда дарили ПОЛЕЗНЫЕ вещи или злато-серебро. И никто не чурался. Но совковый менталитет сидит глубоко, поэтому и ваучеры фальшивые и деньги "противненькие".
Задорнов - он хоть порой мелет чепуху, но его "большая хрень" как подарок - это квинэссенция, это в десятку!
Веточка сирени - это не подарок, а знак внимания, по идее -романтичный знак внимания.

А английский в порядке, жаль, что ты не заметила, на каком языке я пару фраз вставил :)
Настаивать без единого аргумента - ну-ну, сильно, Зера, прямо вышибает опоры :). У тебя сентиментальная слеза от ЭТОГО стиха??? Какая ты сентиментальная :). Да романтика чистой воды, немного клише, немного свежести, простота и лёгкий подъём чувств. А ты описала прямо такую супернежность с розовыми соплями.

Филипп Германикус   02.06.2012 02:49   Заявить о нарушении
Зера, знаешь, что я делаю, когда реальный мир начинается казаться сном? Я иду в тир, беру P8 ( стандартный пистолет Бундесвера) и за 10 секунд разряжаю обойму ( 15 патронов) в мишень :). Просыпаешься мгновенно, особенно от того, что понимаешь - любые срачки в сети - чёс, ерунда, потому что в реале есть миллионы людей, которые могут сделать такой разряд обоймы в мою голову ничуть не хуже, а может быть, и более метко чем я. И никакие слова, наезды в интернете не сравняться с одной пулей, попавшей между глаз. Как тебе такое?

Филипп Германикус   02.06.2012 03:03   Заявить о нарушении
Зера, так на ты или на ВЫ?? Давай, определяйся :).

Между подарком и взяткой существует разница. Взятки дают не только деньгами, но и... борзыми щенками :). Подарки - это дары по случаю, без каузальной выгоды. Тот, кто даёт подарки как взятки, явно родом из России :). Это печально ( не то, что родом из России, а то, что такое вообще в голову приходит - денежный подарок назвать взяткой).

Я понимаю по-испански, могу кое-что сказать. По-французски и говорю немного да и понимаю неплохо, но не люблю этот язык. По-английски понимаю на очень хорошем уровне и говорю весьма сносно. По-немецки говорю и понимаю чудеснененько. По-русски? Вот в этом тесте я не допустил ни одной ошибки и вошёл в число прекрасно владеющих этим языком людей. Вот тест : ( http://www.rb.ru/test/33/). Въ правилахъ русскаго правописанiя сiленъ :), погрешности можно отнести к невнимательности.
Мечтаю выучить сносно итальянский, но нет времени. Но несомненно лучше всего я владею говяжьим языком на вилке и собственным в ротовой полости :)))

Филипп Германикус   02.06.2012 03:39   Заявить о нарушении
Враги есть всегда, надо только быть внимательным. Реальный враг опасней ста виртуальных. Это где пастушеская идиллия ? В Германии? Хаха, ты не перепутала Германию с Сан Марино или Лихтенштейном ?

Филипп Германикус   02.06.2012 03:42   Заявить о нарушении
При разных обстоятельствах научился наречиях. Твой мэйл не пропустил мой антивирус и удалил его безвозвратно :((. Там было что-то тяжёлое, 14 мегов. Что это?

Филипп Германикус   02.06.2012 04:10   Заявить о нарушении
Да. И ответил. Завтра договорим. Я пошёл в люльку :)

Филипп Германикус   02.06.2012 04:36   Заявить о нарушении
Зера, добрый день. Довоенная ссылка - отлично, выдающаяся была певица. А концерт я смотрел совсем недавно, у родителей кажется.
Да, на фоне суперпафосных и грандиозных политических инсценировок 30-ых в СССР или в Германии такое исполнение ярко контрастным.

Нет, слизнуть и вдохновиться - разные вещи. Образы часто повторяются, тем более - в сентиментальной ( романтичной, любовной) поэзии. Или что - девчонки в 17 лет так уж отличаются друг от друга, а женщины, вспоминающие через пару десятков лет свои 17, разве не похожи друг на друга ?

Филипп Германикус   02.06.2012 17:26   Заявить о нарушении
Зера, в России у меня был только английский ( в спецшколе). В Германии -английский и ... русский. По нему я сдал экзамен сразу :)) на единицу ( это высший бал в Германии ) и концентрировался только на английском. Французский изучал постолько-поскольку, соседи всё же, язык сложен в плане написания, мне не нравится это вальяжно-сопливое произношение, не вижу в нём никакого шарма. Наверно, потому что контрастирует с чётким, логичным и богатейшим немецким. По количеству слов, особенно производных при дополнении приставок немецкий легко встанет в один ряд с русским.
Грамматика французского средней сложности, а учить можно и слова, не обязательно только обороты. По красоте звучания, с моей точки зрения, итальянскому нет равных, это настоящая песня :).

Филипп Германикус   02.06.2012 21:47   Заявить о нарушении
Зера, по пунктам.
1) В Германии легче изучать языки, так как система образования давно сложилась. В гимназиях действуют программы и предписания, составленные десятилетия назад. Есть свои нюансы, в основном из-за разных федеративных земель ( в каждой есть свои законы и предписания, похоже на штаты в США), образование является сферой влияние земельных министерств. Но центральное министерство образования ФРГ тоже имеет, что сказать :).
В средних школах ( ниже по статусу гимназий) уровень образования ниже, но сносный, для неплохого владения английским хватает.

В России развалили образование СССР, а новые системы не продуманы, молоды и часто контрпродуктивны. Уровень изучения языков в средних неспециализированных школах даже в столицах во времена СССР был низок. Без обид, но что говорить о провинциях Кавказа. Вот основная причина.
А общность английского с немецким играет куда меньшую роль. В сравнение с немецким, английский - как язык примитивных народов :), очень прост, поэтому и изучается легче.

2. Я попробую найти простой тестик на немецком, чтобы ты могла проверить, что ещё помнишь.

3. Да, человек, говорящий на немецком, легко поймёт идиш. По идее, большая часть словарного запаса идиш - искажённый немецкий. Есть ещё русские и украинские вкрапления. Идиш различен в Западной Европе или в Восточной. Человек, говорящий на идиш, тоже очень легко поймёт немецкий.

Филипп Германикус   02.06.2012 22:37   Заявить о нарушении
По поводу образования и всего остального в России. Вождь окружил себя такими министрами, что невольно задаёшься вопросом - он хочет окончательно добить Россию? Куда ни глянь - повсюду профаны, люди, которые абсолютно непригодны для своих постов. Есть и другое объяснение: усадив на кресла министров таких, с позволения сказать, работничков, Вождь чётко даёт понять - он решает и он правит, а они - проформа, навязанная демократией и системой, которую он ещё не решился вкатать котком в асфальт своего доминирующего присутствия. Джугашвили тоже не сразу подмял под себя страну, хотя его нити в сравнении с нитями Вождя были в самом начале не такие крепкие.

Филипп Германикус   02.06.2012 22:46   Заявить о нарушении
сорри, следует читать "вкатать кАтком" :))), очепятка.

Филипп Германикус   02.06.2012 22:48   Заявить о нарушении
Зера, я своё мнение по поводу темы Холокоста в российских школах сказал. Обязательно эту трагедию надо коротко и предельно ясно осветить. Потому что это лучший способ объяснить школьникам, с кем воевали их деды и прадеды. Не просто с врагами, а с теми, кто поставил целью очистить Европу от двух народов путём промышленного геноцида. Если не говорить об этом вообще - повторение светит уже скоро. Забвение - не меньшее преступление!
Это не значит, что преступления нацистов против других народов надо оттеснить трагедией евреев и цыган. Наоборот, только подчеркнуть.

У нас в школах изучают католическую и протестантскую религию. Атеисты или те, кто исповедует иную ( ислам, иудаизм, буддизм) действительно изучают основы этики и истории религий ( всех религий). Если кто-то спонсирует учителей, то может быть факультативом и изучение ислама. Но мусульмане не очень в этом заинтересованы, для этого есть мечети ( в больших городах, в деревнях, конечно же, никаких мечетей нет и быть не может).

Филипп Германикус   03.06.2012 00:23   Заявить о нарушении
Зера, я же написал русским языком: никакого предмета "Холокост" не нужно. На уроке истории надо осветить этот факт как одно из самых страшных ( если не самое вопиющее ) преступление нацистов. Не говорить о Холокосте вообще - намеренно искажать историю и просто недостойно страны-победителя.
Что касается Слова Божьего, то тут одним уроком или двумя не обойтись. Это целый предмет, который навязывать не надо.
Ты что, считаешь, что если школьники будут знать, что нацисты создали сеть лагерей, где проводили убийство евреев и цыган, то они пойдут убивать евреев и цыган??? То есть, повторят нацистов? Логики не вижу.
Нет тут никаких культурных или иных различий, есть либо знание истории и культура, либо незнание истории и полное бескультурье. Во всех странах, от Исландии до Австралии.

Филипп Германикус   03.06.2012 01:17   Заявить о нарушении
Зера, тогда, раз распрощались, то последний коммент.

В Бабьем Яре на памятнике было написано, что здесь были убиты "советские граждане". Да, это правда, но они были убиты не за это, не за советское гражданство, а за НАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТОЛЬКО. И геноцид - убийство по национальному, а не иному признаку. Если школьники не будут этого знать, то вырастут неучами и будут из поколения в поколение передавать этот "гнев", а если, не приведи Господи, где-нибудь начнётся геноцид над людьми славянского происхождения, то они тоже будут гневаться, что говорят "славян бьют", вместо того, чтобы говорить "кого-то там бьют"?!
Есть вещи, которые надо объяснять и разъяснять, независимо от реакции. И Холокост относится к таким вещам. От знаний ещё никто не начинал массовых убийств, серость, наветы и незнание всегда служили причинами всех геноцидов и этнических чисток!

Всё, закрываем лавочку,
Доброй ночи!

Филипп Германикус   03.06.2012 01:48   Заявить о нарушении
Нет, не будем ненамеренную исправлять, так как таковой не считаем :).

Филипп Германикус   03.06.2012 13:08   Заявить о нарушении
А вот это я могу легко сделать, без вопросов, Виктор, так как это соответствует действительности. К вечеру будет сноска.

Филипп Германикус   03.06.2012 14:57   Заявить о нарушении
Пожулайстейше, Виктор :)
А вот Зера просила, тут небольшой тест средней сложности.
(http://www.deutsch-lernen.com/virtual/test_kurz.htm ).
Кто ответит правильно хотя бы на 20 из 30 уже может сказать, что кое-что помнит или знает по-немецки.

Филипп Германикус   03.06.2012 15:32   Заявить о нарушении
Как и обещал, Виктор, сноска сделана.

Филипп Германикус   04.06.2012 00:19   Заявить о нарушении
Филипп,куда девались все мои комменты в этой ленте?!!

Зера Черкесова 2   09.06.2012 02:29   Заявить о нарушении
Ах да,Виктор все поудалял,ну спасибо.Виктор,для меня больше на стихи ру такого автора,как Лимитроф,больше не существует.И Алексея Зарина тоже.И Дарьи Вавиловой.Узнали цену друг другу.Адьё.Больше не увидите меня на своей территории.И ко мне не являйтесь.

Зера Черкесова 2   09.06.2012 02:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.