Кто Весело Смеётся - разбор от Г. Вороненко

Приветствую конкурсантов!  «Кто весело смеётся» - так называется конкурс и название призывает авторов написать смешно, доступно, чтобы детям было понятно, что смешно;, и, наконец, увлекательно, чтобы ни детям, ни взрослым не было скучно смеяться;).
Трудное задание, не правда ли? Судила по десятибалльной системе, учитывая всё вышеперечисленное.

1. Умный котик.
Неплохое стихотворение, размеренное, «размышлительное», соответствующее поставленной автором задаче. Третий катрен – «...знает этот кошкин род» - «этот», указательное слово, лишнее здесь, и непонятно: какой-такой этот? – египетский (о них говорилось в предыдущем катрене), или вообще о кошачьем роде?
Последний катрен – «...мне примкнуть к какой породе...» - ккакой – фонетика, «примкнуть» - в данном контексте не совсем верное слово, ситуативная ошибка: можно примкнуть, допустим, в политической ситуации к партии, в военной – к батальону (моя рота примкнула к дивизии Смирнова, например), но примыкать...к породе, согласитесь, нелепо звучит. Финальные две строчки хороши, тем не менее – неожиданны и вызывающи в определённом смысле.
7 баллов.

2. Дождик лучше.
Первый катрен: бабочки соседки – здесь или дефис нужен, или выделить в запятые.
«Там» (второй катрен) – указательное слово, лишнее, потому что строчкой выше уже сказано, что...летим на луг... – и так понятно, что все перечисленные растения растут на лугу; и звучит это лишне - именно из-за порядка слов, т.е. синтаксиса. С инверсией надо очень чутко обращаться, братцы...:)...переставишь слова и получишь, если не чушь, то её предчувствие.
Вобщем-то, идея славная: бабочки, раздираемые противоречиями, финал хороший, дивный финал: логичный, молниеносный во всех отношениях.
8 баллов.

3. Почему щуки не носят брюки
Чудесное стихотворение! Коротко, ясно, с замечательным чувством юмора, выразительной идеей. «Объяснительный» финал хорош – смысл «упакован» так...графически, что вопросов нет и щука без штанов смотрится легко и непринуждённо.
10 баллов.


    5.Подборка.  «Белочка», «Озорник», «Мышкетёры».
И Белочка, и Озорник – очень непосредствены, милы, игрива и достойна рифма – пушистая-душистый я. Мышкетёры – несколько слабее, но котята-мышкетёры – дивная идея, не получившая достойного развития; и слово «мышкетёры» - тоже впечатляет.
8 баллов.

6. Подборка.
«Сиамская модница» - очень слабо, синтаксис хромает: неловкое построение фраз, притянутых к смыслу выражений, которые детям точно не расшифровать.
...и передайте вы газели...и инверсия, и слово-затычка в одном футляре.
«Спящий котёнок» - неплохо, кроме достаточно неловкого предложения: ...а вырасту большая, вдруг стану я тигрицей?... – сразу возникает вопрос: почему «вдруг»?
«Медведь на рыбалке» -
...лосось, без соли и без перца, из речки! Свежий! Я – люблю!... – синтаксис, да еще сдобренный кучей восклицаний – неразбериха превратилась в эмоциональную неразбериху... – клюква, братцы.
Ну, и так далее. Количество, к сожалению, не оттенилось качеством ни разу. Я о поэтическом качестве, о смысле, о смысловых картинках, ассоциациях. Скучно.
Но, к моему большому удивлению, ритмический порядок в стихах несомненен, да и рифмы встречаются неплохие. Хорошая «песня без слов»...Мендельсон бы порадовался.
5 баллов.

8. Подборка.
Очень слабая подборка. С фантазией никак, отсюда и сюжеты обычные, неинтересные.
Вот, пожалуй, только в «Мишка- клянусь!» - оригинальная мысль, да и изложена неплохо.
«Киска Алиска» - просто образец заунывности, избитости...и сколько можно писать о курортных романах?  Если уж очень хочется, то так, чтобы фейерверк и мухи дохли...:)
И поймёт ли дитя, о чём там речь?
6 баллов. (исключительно за «Мишку»)

9. Секрет бабочки
Непонятно – у красотки есть секрет...ничего секретнее для кокетки нет... – буквально, жуткая тайна, короче..., и в следующей же строчке этот жутчайший превращается в ...маленькую тайну...? 
Понравилась мне последняя строчка, заключительная. Действительно, толстым червяком даже вспомнить себя противно;  отличная идея!
И здесь же, в финальной строке, укорочена стопа: этот динамический приём хорош тем, что оттачивает смысл, аккордово завершает сюжет.
8 баллов.

11. Корил крокодил крокодилицу.

Чудесная фонетика – такие речные (или болотные) эховые, глухие шумы. И «морковное мыло», кстати, в тон попало – ассоциативный ряд достойный! И каждая строчка – тональная бубнилка на одном звуке – идея на пять баллов. К тому же, вот такая сонорность полностью оправдывает и даже подтверждает некоторую хаотичность вкусовых ощущений крокодилицы и абстрактность картинки.
Зубастая такая идея – крокодил-поэт, да еще и гусиным пером бороздит, поди-ка)).
Единственное замечание к грамматической рифме «мечтательно-страдательный»..., ну это уже на...любителя. Здесь звучит нормально.
9 баллов.

13. С тобой, подруга.
Слов-затычек многовато...
...хорошо с тобой, Рыжуха,
Спрятав голову под ухо,
Так вот рядом полежать...  – «так вот», а – как?

...спокойно так...
...и то, что мы друг другу так нужны... – создаётся впечатление, что словечко «так» полюбилось автору, вот он и катает его от строки к строке, любуясь звучанием.
...в него я колыбельные шептала,
и то, что мы друг другу так нужны:  --- автор поставил расшифровывающее двоеточие, после него, надо понимать, мы сейчас и узнаем «как» они нужны друг другу. Узнаём, стало быть:
..Я от мышей спасу тебя, Джульетта,
А ты теплом поделишься за это... --- узнали? Ни черта мы не узнали. Потому что эти две части фразы несочетаемы по смыслу. Кроме того, предыдущая фраза о колыбельных тоже вполне самостоятельно вываливается из контекста поэтического.
5 баллов.

14. Убери свою игрушку!
«свой» - лишнее слово.
Несмотря на достаточно плоский сюжет, автор сумел-таки передать «вздыбленность» - динамику момента, за что ему, автору то есть, большущий плюс.
7 баллов.

16. Закадычные друзья.
Милое, славное стихотворение. Тёплое, сонное, доброе очень. Здесь важны крохотные, казалось бы, детали:
...Я – потише, ну и что ж? --- вот это маленькое  «ну и что ж» добавило независимости в целую строфу.
«лопушком» - читается не уменьшительным или ласковым словом для растения, а просто и качественно акцентирует чувство привязанности друг к другу. А последние две строчки «сделали» стихотворение, прямо вам скажу! – оттенив, отточив смысл, прибавив доверчивой динамики, усилив тепло...прямо батарея центрального отопления, а не строчкая;)!
10 баллов.

17. Котик читатет книгу.
Очень невнятно...ну, решил, ну, складывал, ну, змеёю....и такая глубочайшая резолюция о пути к знаниям;).
Размер – дактиль, строчка - ...книгу решил прочитать – «Кошкин дом»...
/--/--//-/      - прочи – татьКо – два ударных слога рядом, даже тире/пауза не помогает избежать «спотыкания».
4 балла.

18. Фотосессия.
Слова-затычки: ...целый день Хозяин мой всё глумился надо мной... не находите, что «всё» портит фразу, превращая её в неловкую конструкцию.
...глумился... слишком сильный глагол для данной ситуации.
...в снегу...? – НА снегу, пожалуй.
4 балла.

19. Сиамская красавица.
Хорошо. Информативно, а для детей – просто замечательно информативно. Легко и просто изложено, изящно-мрачно в финале. Занавес из тонкого чёрного шёлка. Почти восток).
10 баллов.

20. Ушко-подружка.
...для котёнка не нужны.. – неверная конструкция; котёнку не нужны, скорее.
Есть такие фразы, когда кроме недоумения ничего не происходит: и вроде бы всё верно, а такая скособоченная мысль, что хочется ей тут же вызвать скорую...
Котёнок уже давно спит и сны видит, поэтому не сразу понимаешь, что это именно он хотел пошутить, а еще с большим опозданием узнаёшь, что он – шалун, да еще так мал...Потом еще Бобик откуда-ни-возьмись. Секундой позже понимаешь, что это тот самый пёс, у которого уютное ухо...и т.д.
А в первом катрене всё было так гармонично, стройно и весело-сонно.
7 баллов.

21. День Сурка.

Мы не валяем дурака,
У нас, простите, День Сурка... – а чего прощать-то?:)

«хвои-хвори» - замечательно! Рифма идеальная.

«пони-понял» - из той же оперы – виртуозно.
И вообще весь каламбур хорош.

«Воет бабочка белугой
И от горя плачет...» - так воет или всё-таки плачет?  Две строчки друг друга просто убили яростным противоречием и, кстати, прелестную рифму «платье-плачет». (((

Сова – сове   ---- даа...очень мудрый совет: «...если хочешь похудеть, меньше на ночь кушай...». А совы разве «галдят»??:)))

Остальное – неплохо, но не так, чтобы очень ёмко и выразительно, каким должно быть по определению короткой формы).
8 баллов.

22. Средь кошек стану «Киссис мира».
М-да. Невзрачно как-то о красотке.
Второй катрен – Всё! – а что – всё? --- неубедительное слово, усиленное восклицанием.
«Киссис» - достойное изобретение!
6 баллов.

23. Моль.
Живое, трепетное стихотворение. Очень изобразительно!
Одно замечание: «вприкуску» - чай вприкуску с сахаром, т.е. по кусочку, откусываешь, запиваешь...а у автора в одной строчке:...съев по кусочку вприкуску с жилеткой....?
9 баллов.

24. Пиф-паф.
Неплохо; создалось впечатление, правда, что мышки эти – далеко не плутишки, а гангстеры какие-то с пушкой, а ....не сдашь кормушку... вообще намекает на мышиную мафию, так что «плутишки» здесь явно стиллистическая ошибка.
8 баллов.

25. Мышка вызвала спецназ.
Задумано хорошо, но не хватает экспрессии, ярких красок, сочного финала, выразительных образов....немного, правда?
7 баллов.

30. Сдаюсь.
Хорошее стихотворение. Динамика есть, изобразительный ряд чудесный, но...
...прыгнул прямо на картину,
Кавардак устроив вмиг...   --- устроиввмиг – фонетика.  Получается, что кавардак устроил, прыгнув на картину. А до этого...чашку грохнул, на полу – лужа, это как бы разминка, что ли?
Финальные четыре строчки убили всё стихотворение. Ну, во-первых, прямую речь закавычивать надо бы, а то ведь непонятно, кто там...я попятился....вдруг.
...кто стоит сейчас косматый?...  --- как будто неясно, кто:)... и чего бы ему не «стоять», тем более «сейчас»?
6 баллов.

31. Подборка.
«Перед зеркалом» --- «я» - в трёх соседних строчках.
«ну», «вот»  - лишние слова. Последние две строчки – просто кладезь мудрости и оригинальности(((.   ... с огорченьем говорю... дальше прямая речь, так я полагаю. Ну, и где обозначения? Очень слабо, тускло, бесцветно.
«Бантик»  тоже слаб и невыразителен. Сожалею.
4 балла.

32. Подборка.
В этой подборке достаточно убедительно и интересно «Чудо-дерево» – детям, без сомнения, понравятся медведи на ветках. И «Медведь-рыбак» хорош реализмом и ясностью.
«Бабочки» и «Жокей» - вяло, невыразительно, слабо. Хотя ошибок нет, написано ровно и гладко.
7 баллов.

35. МаПенький.
Ну очень сладко...( Надо было в одно слово зафигачить и бабушку, и дедушку, и дяденек-тётенек, и котеньку туда же для полного счастья...
Нет, серьёзно, мёд по ушам течёт от изобилия розовых суффиксов.
5 баллов.

37. Подборка.
В «Львице», «Дети – наша опора» - размер нарушен, немудрено: логаэды писать очень сложно, точно следуя сочетанию размеров в параллельных строках. И нет возможности расслабляться на пиррихиях или спондеях.
«Ковбой» - тоже размер.
«Медвежья обида» - та же самая картина.
Кроме того, ...о том, что мы, медведи, косолапы, уже не избежать людской молвы... – конструкция фраз бессмысленна: ну о чём может быть людская молва, если медведи косолапы по факту рождения?:), тем более «уже» - располагает к чему-то, превышающему допустимые пределы терпимости.
И о ёлочных лапах выстроена безумная фраза: молчат, видите ли, люди, о растопыренных,  от самой головы, ёлочных лапах... Кто-нибудь может мне объяснить, что это значит?
3 балла.

38. Подборка.
И «Киса-актриса», и «Вот так фокус» - написаны ритмичной считалкой, живо, динамично.
«Вот так фокус» - воттак – фонетика; «ну и ну» лишнее здесь; иногда лучше повторить пару слов, или даже фразу целиком – получится гораздо поэтичнее, литературнее, то есть.
...небывалое враньё... – «небывалое», на мой взгляд, слишком сильное определение для простой ситуации.
7 баллов.


Всем автором спасибо за участие конкурса. Прошу прощения за резкость...
Хочу обратить ваше внимание еще раз на знаки препинания, на использование слов-затычек ----  и то, и другое очень важно в поэзии. Знаки препинания дают необходимые паузы, насыщают стихотворение дыханием. Лишние слова затыкают пробелы размера – стихотворение наполняется «мусором», фразы превращаются в грязные по звучанию, смыслу, да и вообще перестают существовать в гармоничном мире звуков, знаков, красок и прочей красоты. Более того, их не слышат:  фразы «глохнут» в неверном исполнении.
Представьте себе музыкальную фразу, сыгранную с соскальзыванием пальцев с клавиатуры, или со струн – слышите, как расслаивается звук? Как чистый тон превращается в...грязь?  Видите, как морщится слушателеь, да и сам музыкант?
То же самое происходит со звуком, переданным словом. Никакой разницы.
Успеха вам!


Рецензии
Галина, спасибо за грамотный, профессиональный, доброжелательный разбор.
Отличная работа!
Ещё раз, сердечное спасибо.

Дядя Игорь   28.05.2012 09:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.