4. Я легенда?
Как в любом техническом ВУЗе кроме основных, специальных предметов нам приходилось изучать и массу не относящихся к нашей профессии (Родину защищать) дисциплин. В том числе был такой предмет – «Технология металлов» и на первом курсе у нас ведущим специалистом в этой области был старший преподаватель кафедры полковник Антонов. Как человек и педагог он был опытный, строгий и очень требовательный. На всех его занятиях дисциплина, а отсюда и успеваемость у всех курсантов были на высоком уровне.
Перейдя на второй курс, мы с великим облегчением узнали, что полковник Антонов теперь является заместителем начальника училища по вооружению (зампотехом). Так получилось, что некоторое время по этому предмету из числа имеющихся корифеев в стенах родной альма-матер кандидата не нашлось.
И вот, однажды (месяца через три) нам объявили, что на эту должность был принят «пиджак» т.е. гражданский, преподаватель из какого-то института. Перед ним стояла трудновыполнимая задача – в кратчайшие сроки догнать программу обучения. Для этого командование пошло на то, чтобы ежедневно после ужина, в наше личное время в актовом зале учебного корпуса стахановскими темпами начитывать целому батальону (три сотни недовольных гавриков) курс пропущенных лекций. Личное время курсанта – один час в сутки после тяжелого дня, после ужина. И тут вместо телевизора и просто нормального общения – лекция! Нашему негодованию не было предела. И это было заметно уже на первой лекции.
Дело было толи поздней осенью, толи ранней зимой – за окнами темнело рано. За кафедрой с мелом в руках и пеной у рта срываясь на фальцет, пытаясь докричаться хоть до третьего ряда «слушателей» - несчастнейший человек в пиджаке. Напротив полный зал абсолютно безразличных к происходящим перед ними и недовольными ущемлением своих прав курсантов. Зал гудит монотонно, но достаточно громко, чтобы не слышать и не видеть ненавистного «пиджака». Каждый занят своим делом – от поспать до перекинуться в картишки. Преподаватель пребывал в полной уверенности, что на его лекцию добровольно пришли ЛЮДИ, нуждающиеся в знаниях его предмета, поэтому до определённого момента отказывался верить глазам своим. Когда надрывая связки, препод пытался докричаться хоть до середины зала, «улей» отвечал ему полной «взаимностью».
Сижу с братьями по оружию на галёрке и лишь иногда с трудом улавливаю обрывочно- бессвязные выкрики лектора, перекрываемые «творческим» гулом. Закрыв глаза можно с легкостью представить себя в толпе столичного вокзала в ожидании поезда домой, в отпуск. Товарищ в пиджаке в очередной раз решил поднапрячь горло и синея лицом, взвизгнул фальцетом. Мне стало немного жаль беднягу. Но даже в первых рядах – ноль внимания, фунт презрения. Это несколько смутило педагога, он сделал паузу и тут…в зале внезапно погас свет. Ослепли сразу все, даже те, кто спал! И… наконец-то! ТИШИНА гробовая. Так как я только тем и занимался, что отслеживал ситуацию, отреагировал мгновенно – в полной тишине и темноте достаточно громко предложил этому несчастному вернуться назад, к ЛЮДЯМ, в нормальную обстановку. Пока не надорвался. Зал этот выпад оценил по достоинству, и тут под громкое ржание толпы вновь дали свет и прозвенел звонок. Так состоялось наше первое знакомство. Впоследствии оказалось, что он – вполне достойный человек и вскоре у него наладилось общение с нашей гвардией.
Здесь надо сделать небольшую ремарку. Курсанту после сессии, так же как и его гражданскому брату положен отпуск. Но разница в том, что студенческое общежитие охраняется вахтёром или сторожем, а казарма с её имуществом, оружием и боеприпасами охраняется курсантами, которые досрочно сдали экзамены и уже отдохнули положенное время. Мне несколько раз удавалось в числе так называемых досрочников сдать сессию и отдохнуть два отпуска. Всё дело в том, что во время курсантских отпусков все офицеры либо тоже в отпуске, либо на сборах. А у нас - римские каникулы!
И вот, в составе группы досрочников (6 человек), захожу в преподавательскую для сдачи экзамена по технологии металлов. Первым подхожу к столу преподавателя, представляюсь как положено, а он и говорит: «Все тяните билеты и садитесь за свободные столы готовиться. Надеюсь, на лекциях были, разрешаю при подготовке пользоваться конспектами. А Вас, (т.е. меня) хотелось бы послушать без подготовки. Согласны?» А куда мне деваться?! Присаживаюсь, беру билет. «Первый вопрос, говорит, не по предмету – не Вы ли, уважаемый, в нашу первую встречу давали мне дельный совет?» Отвечаю – я! Ну, тогда продолжим. Первые два вопроса билета отвечаю слёта. Третий – проблема! Запомнил на всю жизнь – «виды сварочных швов и способы их…» Прошу наводящий вопрос. Получаю. И тут Остапа понесло! Доклад мой длился минут сорок из-за въедливости экзаменатора. Ответил на полтора десятка дополнительных вопросов, нарисовал по его требованию несколько эскизов и т.д. В результате – «Четыре балла Вас устроит?» «Лучше синий диплом и красная морда» - отвечаю. Он чиркнул в зачетке и сказал, что приятно удивлен моим ответом.
Вышел из учебного корпуса, стою курю в ожидании братьев по разуму. Выходят по одному, все довольные. Последний подходит – ржет. Что, спрашиваем, умом тронулся? Да нет, отвечает. Собираю конспект, зачетку, а кто-то из преподавателей задает нашему вопрос – как мол, твои чижики, усвоили материал? А наш и отвечает: «Нормально ответили все, но больше всего понравился ответ первого. На последний вопрос отвечал абсолютно неправильно, но до того убедительно! Если б сам не знал темы, я б ему поверил. Молодец!».
Это произошло в самом конце второго курса. Прошло несколько лет. К тому времени я проходил службу в Германии. Там в один прекрасный день встретил молодого лейтенанта, выпускника нашего училища. Само собой в конце рабочего дня привожу его к себе домой на рюмку чая. Надо отметить, что моя жена – прекрасная хозяйка, готовит отменно. Ну и засиделись мы допоздна. Переговорили о многом. Вспомнили всех и всё из жизни училища и тут он между прочим рассказывает мне мою же историю! Был, дескать в училище такой курсант, которого один преподаватель ставил всем в пример. Вот таким убедительным должен быть командир! Выпили и за это. Помню, подумалось тогда –«Я – легенда?»
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №112052307090
Людмила Ренжина 23.02.2018 01:23 Заявить о нарушении
Спасибо тебе за отзыв. За четверть века службы бывало всяко. Есть о чем поведать, да не всем это интересно.
Саня Македонец 30.03.2018 09:01 Заявить о нарушении
Людмила Ренжина 30.03.2018 14:41 Заявить о нарушении