Линии общения
* линия контакта;
* линия отвлечения;
* линия воздействия.
[1,с.62,2012].
Контакт
Контакт - минимально необходимое условие общения, коммуникативная связь, позволяющая реализовать общение на самом поверхностном уровне. Может обеспечиваться как в знаковой (звуковой) форме, так и с использованием незнаковых (невербальных) средств. <..> Критерием установления контакта является наличие обратной связи, то есть взаимообусловленный и взаимопонятийный (релевантно интерпретируемый) обмен дйствиями[А.А Бодалев, c.67].
Главная линия - линия контакта. Контакт - это возможность взаимного обмена информацией. Контакт - это желание воспринимать друг друга. Контакт - это допущение о том, что общение полезнее игнорирования. Линия контакта начинается раньше всех, она заканчивается позже всех.
Но человек может сам произвольно и преждевременно разорвать контакт, поэтому обратная связь необходима нам для коррекции поведения другого или других. Наша линия контакта - это линия двусторонняя линия воздействия.
Литература:
1. НЛП-технологии: Разговорный гипноз. М.: Эксмо, 2012.
Контакт
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kontakt
Контакт - установление связи. Когда есть контакт, ранее разделенные люди становятся ближе, становятся более «вместе». Контакт - это когда вы слышите и чувствуете человека, а человек слышит и чувствует вас. Контакт помогает не только передавать информацию без потерь, но и эффективно влиять.
Установлению контакта способствуют:
• Привлечение и захват внимания,
• Подстройки (дают ощущение «свой», ощущение доверия и безопасности),
• Расслабленность - снимает напряжение, создает легкую атмосферу.
• Использование левой - личной зоны
• Вчувствование,
• Вызов интереса: подарки, возможность заработать и другой подкуп,
• Синтонное общение: восхищение, комплименты, благодарность
• Касания (на фоне благодарности, по разрешенным зонам), якорение касаниями.
Контакт чаще всего необходим в таких ситуациях, как:
• публичное выступление,
• воспитание детей. См. Как наладить контакт с ребенком
• критика (обустройство разборки), Теплый контакт - условие конструктивной критики
• обращение.
Отвлечение - действие дающее иное направление.
Линия отвлечения - воздействие на "внутреннего контролера" собеседника. "Внутренний контролер" - это непроизвольная реакция отказа на прямое предложение или просьбу. Все мы бессознательно стремимся к сохранению статус-кво. Чтобы ничего не менялось. Чтобы всё было знакомо. Чтобы были гарантии того, что завтра будет похоже на вчера. Потому что к тому, что есть,мы уже привыкли. Поэтому реакция на перемены настороженная. Причем всё это идет мимо сознания и разума, то есть бессознательно. Поэтому, даже когда мы предлагаем человеку действительно ценную сделку,точку зрения или информацию, нам приходится вводить линию отвлечения. Словом надежно нейтрализовать сознание до тех пор, пока мы не закончим все необходимые нам внушения.
Статус-кво (лат. status quo, буквально — положение, в котором), термин, применяемый для обозначения какого-либо существующего или существовавшего на определенный момент фактического или психического положения.
Литература:
1. НЛП-технологии: Разговорный гипноз. М.: Эксмо, 2012.
Отвлечение, переключение внимания
Материал Отвлечение – (En.: Distraction):
1. Гипнотическое состояние заключается в абстрагировании от определенной части реальности, и поэтому его следует расценивать как развитие феномена отвлечения.
Простая рассеянность, если она направляется оператором, может способствовать появлению новых возможностей в психофизиологическом плане, но возникает вопрос, правомерно ли в этом случае пользоваться термином «гипноз». Нечто подобное происходило с маленьким Робертом; в этом примере Эриксон сопровождал своего трехлетнего сына в отвлекающей психологической работе, позволяя ему забыть о боли (Haley, 1973/1984).
2. Кроме того, если пациента что-то неожиданно отвлекает, то при умелом использовании это обстоятельство может способствовать гипнотической индукции, поскольку фиксирует внимание и депотенциализирует сознание. Это удачный момент для того, чтобы бессознательное прислушалось к тому, что отказывался слышать пациент. Чтобы утилизировать отвлечение, достаточно просто сказать пациенту: «Сейчас имеет значение только работа вашего бессознательного...» (Erickson & coll., 1976).
3. В момент реориентации тоже используется отвлечение, чтобы пациент смог хорошо различать транс и состояние бодрствования (Erickson & coll., 1976). С помощью отвлечения пациент как бы теряет нить воспоминаний о том, что происходило в трансе.
Воздействие
Воздействие - в психологии целенаправленный перенос движения и информации от одного участка взаимодействия к другому.
Выделяют: 1) воздействия непосредственные - контактные, когда движение и заключенная в нем информация передается в форме импульса; 2) воздействие опосредованные - дистантные, когда информация и закодированный в ней импульс передается в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих восприемника воздействия относительно смысла и значения этих сигналов (В.Б. Шапарь, с.71-72).
Линия воздействия.
Когда есть контакт и сознание собеседника отвлечено, может появиться линия воздействия.
По этой линии мы внушаем: подбрасываем нужные нам отношения, идеи, подходящие нам интерпретации, побуждения и мотивации. Понятно, что подавляющее большинство внушений - косвенные. Мы воздействуем только там, где нам не сопротивляются. Линия воздействия фрагментарна. Большая часть наших слов либо достоверна, либо непроверяема.
Внушения наши идут пробросами: тут не вполне логичная связка, там не вполне обоснованное утверждение, тут говорим "возможно", а через пару предложений - "единственно возможно", тут слово в одном значении, там - в другом. Или, например, можно создать настроение одной историей, а потом перенести его (есть специальные методы) в другую. И всё это мельком. Пробросами. Без пауз. Продолжая говорить, не прекращая речевой поток, уносящий внимание подальше от "скользких мест".
Вторая особенность - все пробросы работают на одну цель, внушают одни и те же мысли. Пусть формулировки разнятся, но суть их - одна. Причём одновременно задействованы все три линии общения: и контакт, и отвлечение, и воздействие. В том то и суть единой структуры воздействия.
Литература:
1. НЛП-технологии: Разговорный гипноз. М.: Эксмо, 2012.
Виды и формы влияния
Материал Влияют на окружающих, на мир и себя - все и всегда, хотя по разному и в разных формах. Влияние может быть рациональное и нет, открытое и скрытое, намеренное и случайное...
Виды
По виду, различают влияние (воздействие):
• Воздействие на внешнее (физическое, материальное) и воздействие на внутреннее (психическое, психологическое)
Воздействие (влияние) на внешнее - воздействие на тело человека или объективную окружающую его ситуацию. Например, человека толкнули, он упал. Или - у человека украли кошелек, без денег его возможности уменьшились. Воздействие (влияние) на внутреннее - воздействие на разум или чувства человека, обращение к его сознанию или бессознательному.
• Личное (индивидуальное) и социальное
Социальное влияние - влияние, направленность и способ которого определяется встроенными в нас социальными автоматизмами реагирования, окружающими людьми, обществом в целом. Например, это может быть административное воздействие. Социальное влияние противопоставляют личному, индивидуальному влиянию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями. См.;
• Намеренное и случайное. См.;
Формы
По форме, обычно различают влияние:
• Прямое и непрямое, косвенное
Прямое воздействие - непосредственное, в лоб, когда мы влиянием сами. Непрямое, косвенное - воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, сбоку или после.
Открытое и скрытое
В открытом влиянии очевидно, кто влияет, как влияет и зачем. Открытое влияние - заметно. В скрытом влиянии что-то скрыто: то ли не виден автор влияния, то ли как он это делает, то ли трудно расшифровать, зачем. Открытое адресное коммуникативное влияние - обращение.
• По доброму и силовое
По-доброму - через побуждение и заинтересовывание. Силовое - через принуждение и заставление.
• Линейное и полевое
Пуля оказывает линейное воздействие. Газ в химической атаке - полевое воздействие.
По результатам
• Разрушительное и созидательное
Разрушательное влияние мешает, разваливает, уничтожает, портит, а если создает, то только проблемы. Созидательное влияние - улучшает жизнь, людей, ситуации, дает удачные решения.
Имея в виду результативность, можно также говорить о влиянии более и менее эффективном, грамотном и адресном.
Уровни и виды воздействия
Материал Уровень Лидерство Обучение Манипуляция
1. Мировозрение Духовное
Управляет через осознание собственной причастности и места в Мироздании.
Контролирует Картину Мира и ее оценку. Пробуждение
Побуждает осознать и трансформировать картину Мира и свое место в ней. Инициация
Повествует о Таинствах былого, настоящего и грядущего, пророчествует.
Использует фантазии о Высшей Силе.
2. Миссия Визионерское
Управляет воодушевляя наличием Дела, Миссии и Призвания. Контролирует степень приверженности. Визионерство
Вдохновляет на стремление к Выслему, осознание Смысла, постановку Цели жизни и проектирование Миссии. Воодушевление
Взывает к Цели, Долгу, Избранности и Предназначению.
Использует стремление к приданию жизни смысла.
3. Идентичность Харизматическое
Управляет воодушевляя собственным наличием.
Контролирует уровень энтузиазма и преданности Реинжиниринг
Конструирует и выстраивает новый образ Себя. Дизайн личностного совершенства. Взывание
Взывает к Роли и Общности, корням и истокам. Использует идеи Величия и страх неполноценности.
4. Убеждения Проповедническое
Управляет наставление и предоставлением новых убеждений. Контролирует лояльность. Наставничество
Способствует анализу и трансформации убеждений, побуждает к новым взглядам и развитию. Проповедь
Побуждает к переоценке убеждений и представлений.
Использует фантазии, страхи и надежды.
5. Ценности Идеологическое
Управляет внедрением ценностей и культуры.
Конторолирует выбор и направление к цели. Лайф-коучинг
Анализирует исследует и оптимизирует иерархию ценностей и стремлений. Внедрение
Привносит или снижает ценность и значимость целей и стремлений.
Использует образы.
6. Цели Делегирующее
Управляет через постановку целей.
Контролирует выбор и направление к цели. Коучинг
Оптимизирует структуру целей и отлаживает алгоритмы из постановки и достижения. Заражение
Повышает или обесценивает цели и их приоритетность.
Использует мечты.
7. Способности Наставническое
Управляет примером и развитием способностей и компетентности.
Контролирует результат. Тренинг
Встраивает, развивает и закрепляет умения и навыки, расширяет возможности. Внушение
Привносит и убирает из осознания способности и возможности. Использует сомнения и веру.
8. Поведение Директивное
Управляет приказами и инструкциями.
Контролирует каждый и шаг и этап. Инструктаж
Передает информацию и алгоритмы действий, сообщает знания. Побуждение
Подталкивает к действию.
Использует любопытство, желание похвалы и страх осуждения.
9. Окружение Авторитарное
Стремится контролировать и управлять всеми аспектами жизни. Опека
Создает благоприятный и безопасный контекст для изменений, поддерживает. Искушение
Создает контекст и обстоятельства.
Использует физические желания и страхи.
________________________________________
Свидетельство о публикации №112052304143