Максим Комаровских
«ВСЕ ЛЮДИ ИНТЕРЕСНЫ, ЭТО Я ЗНАЮ ПО СЕБЕ»
Максим Комаровских родился в 1966 году в Зеленограде, в семье учёных, жил и работал в 4-м районе. В 1980 году семья переехала в Ленинград. Там Максим поступил в университет, закончил физфак. Увлекался также философией, европейскими языками. Был бардом. Погиб в 1991 году.
Может, главное в моей жизни –
это знать друг о друге песню...
Максим Комаровских
Открыв папку с литературными упражнениями Максима Комаровских – после первых страниц с «Назидательными физико-диаматическими историями» и «Иными вещами», где «постоянная Планка» является партнёршей Планка, а Гайзенберг колеблется между двумя дамами («неопределённость»»!), а Спиноза, якобы, так прозван за то, что «как заноза, излагается сельскохозяйственным крестьянам про спин», а в стихах котлеты вперемешку с векторами – я подумал: обычный вундеркиндовский юморок, построенный примитивно, на игре слов, годится для стенгазет и капустников, может быть, для сборника «Физики шутят», не более – но при чём здесь литература?
Хотел уже захлопнуть папку, но тут сначала промелькнули грациозные строчки о пальмах:
Эти южные кокетки,
растопырив свои ветки,
потрясают веерами.
Затем заставило задуматься нечто более близкое языку родных осин:
Выйду я в поле, на воздух дали,
Вывешу строчки свои сушиться;
Ветер сорвёт, понесёт кружиться,
Вам занесёт их случайно в уши.
Люди, ещё вы их не видали –
Где-то запавшими в чьи-то души?
Написано в 1986 году, автору 20 лет. Надо читать дальше.
Дальше – больше.
Гениальничанье и пижонство всё больше уступают место глубокому чувству, а словесная игра перестаёт быть самодовлеющей. Но автора всё ещё качает: то к Высоцкому, то к Заболоцкому, то к Иртеньеву, а то и вовсе где-то между Есениным и Кольцовым (как Гайзенберг между дамами!). Но всё чётче и чётче вырисовывается свой
ПУТЬ
Я шёл путём,
И был он прям.
Но пересёк его забор.
А за забором – древний храм,
Стоящий меж ущелий гор.
Забор я обошёл вокруг
И путь свой дальше продолжал.
Его прервал зелёный луг.
Большой осёл на нём лежал.
Он молвил мне: «Твой путь не прям.
Ты огибаешь горизонт.
Ну отчего ты так упрям?
Твой путь давно определён.
Твой путь на самом деле – вниз.
В земле его ты завершишь.
К траве всем телом прислонись:
Ты ближе к цели, коль лежишь».
Так возникла тема смерти. Потом она будет много раз варьироваться и даже составит целый цикл «Улыбки смерти». Автору всего 21 год, время любви, но неутолимая жажда его как бы иная:
И я пошёл по руслам рек,
Ища, куда ушла вода.
.....
И я не знал, кого любить,
Когда вокруг – засохший вид...
Открывая 1978-й год не совсем безнадёжными строчками:
Если бы я знал, что вообще существует любовь,
Я бы, может, нашёл её где-то между мной и тобой
(2 января 1987)
– автор закрывает его страшно:
А прекрасней всего на рассвете
неподвижно лежать в промежутке любви,
и забыть про судьбу, и не знать о любви
в разноцветном красивом гробу.
(22 декабря 1987)
Если не знать судьбы автора этих стихов, то их можно принять несерьёзно. А получается – как у настоящих, крупных поэтов – провидение. Так и хочется предостеречь автора: разве тебе не известно сказанное Гейне, что тот, кто размышляет о смерти – уже наполовину мёртв? Или это попытка приговорить к высшей мере смысла каждый свой шаг? Значит, дальше будут новые экзистенциальные построения и приведение, наконец, своей доли к масштабу эсхатологических проблем?
Но мы не угадали. Листаем дальше: смертельный перевал пройден, мы – в цветущей долине. И возникает «её лицо (мне) – как избе крыльцо», а «её волосы – длинны, как полосы», а «её ножка – улице брошка». Великолепно! Вот-вот, кажется, «радостные грозы меж нас прольются». Но какое же странное название у этого прекрасного стихотворения: «Призывы к 1-му Мая...» Призывы, а не реальность! А как хотелось бы, чтобы оно называлось «Моя Суламифь».
Дальше в папке – долгий перерыв, до 1990 года. И появление уже совсем других красок и оттенков. Их диапазон – от солнечного луча до смирительной рубашки.
Появляется и горькая политическая ирония, даже гримаса. Но если стихотворение «Я вчера купил газету...», помимо смеха, обозначает нечто тревожное и важное в авторе (очень напоминающее поиск самостояния А. А. Зиновьевым в «Евангелии от Ивана»), то прозаический опус «Про Ленинград», увы, так же окололитературен, как и любые другие, чьему бы перу они ни принадлежали, вариации автоматического абсурда (см., например, т.н. реферат «А. С. Пушкин и его время» Г. Инденбаума и З. Хашимова в журнале «Артефакт», № 1 – приложении к газете «41». Довольно прочитать такое однажды, чтобы навсегда пропитаться неприязнью к подобного рода смехотворчеству).
Но это уже последние шаги поэта по земле. Спето мало, всё фрагментарно – покажем читателю лучшее, пусть он сам увидит в этом некую цельность.
А. Ш.
«41», № 7-8, февраль 1993 г., «Литературные страницы dixi», выпуск 7.
Свидетельство о публикации №112052100261