Лапша летела шпал...

ЛАПША ЛЕТЕЛА ШПАЛ...
Письмо Александру Минкину

9 июля 2004 года газета «Московский комсомолец» опубликовала статью «По шпалам, блин...» Александра Минкина, написанную в эпистолярной форме, – часть из серии «Писем президенту» этого автора. Речь в публикации шла о беспорядках в движении пригородных московских электричек. Газета «41» не раз писала на эту тему. Особенно страдал от железнодорожных сюрпризов наш сотрудник Володя Лебедев, ездивший из Клина. Вероятно даже, что его преждевременная смерть имела среди своих причин и дорожную нервотрёпку. Правда, наши публикации не адресовались так высоко – президенту. Но когда география упомянутых сюрпризов выходит за пределы своего города и беспорядок касается многих в стране, то адресация и должна быть, наверное, не только местной. Я к президенту никогда не обращался и решил написать о наболевшем Александру Минкину, пусть он это обобщает и транслирует, если сочтёт нужным, через свой сериал.


Уважаемый Александр Минкин,

истории порой имеют продолжение, и, возможно, Вы когда-либо вернётесь к теме письма президенту «По шпалам, блин...». То, что поведаю я, может оказаться при этом полезным.

Так вышло, что Ваши «шпалы» я прочитал, находясь в дороге, – ехал на похороны из Москвы в г. Рославль через Смоленск. В Смоленск приехал утром, взял билет на местный поезд, который должен был идти через час с небольшим. Сижу в зале ожидания, читаю Брайнина, 208 избранных страниц, удобное карманное издание. Объявляют посадку на мой поезд: платформа 4, путь 8, выход через туннель. Иду на платформу 4, на пути 8 стоит зелёный ящер. Глянул на вагоны – табличек, куда ползём, нет. Но сомневаться не приходилось, «ведь объявили же», сел в вагон. Только возобновил чтение – поезд тронулся. Я глянул на часы: 7.59. Но мой-то поезд должен отправиться в 8.10! Почувствовав неладное, спросил красивую соседку, разгадывавшую сканворд: «Простите, куда мы едем?» – «Я – в Вязьму». – «А я в Рославль... Вязьму я сегодня уже проехал... на поезде из Москвы». – «О, я однажды заехала именно в Рославль, – радостно сказала она, – а мне надо было в Вязьму...». Ошибка красавицы меня малость утешила, но не очень. К тому же, наши жизненные пути явно не совпадали, даже если бы совпали жизненные платформы, и даже если бы я помог ей разгадывать сканворды до порога её дома, и даже если бы немного увяз в этой Вязьме. Я схватил свои три поклажи и быстро направился к выходу, чтобы сойти на первой же остановке. А вагон уже оцепили две проверяльщицы билетов. Ничего не объясняя, я проскочил мимо них. Возможно, они подумали, что это удирает безбилетник... Стоп-кран дёргать я не стал.

Вышел на остановке, платформа где-то впереди, метрах в пятидесяти (странно, ведь садился я в Смоленске посреди платформы), идти на неё не резон, двигаться мне надо не вперёд, а назад. Встречная платформа ещё дальше. Пожалуй, на неё тоже не стоит идти, подумал я, ведь поезда ходят редко, а я проехал всего-то километров пять. Смоленск как на ладони, по холмам извивается 400-летняя крепостная стена, Успенский собор парит над градом, грады и веси рады и веселы, автор неизвестен – С.П.И.*, не спи!.. надо идти к вокзалу по шпалам, как ходит Минкин согласно расписаниям Минжд, и жизни быть радым. У Минкина шёл дождик, а у меня вон Ярило сияет. Правда, семенить с тремя увесистыми ношами нелегко, да ещё не только любуясь стеной и соборами, но и оглядываясь назад – а вдруг на тебя что-нибудь надвигается... Но вот надвигается не сзади, а спереди, прямо на меня летит поезд – судя по мелкости, какой-то местный... Ё-моё, да не рославльский ли это? Пожалуй, так, ведь жд-пути на Вязьму и Рославль только на карте образуют прямой угол, а сначала, в пределах Смоленска, идут вместе и лишь потом круто расходятся; мне надо было, сойдя, подождать на той куцей платформочке... ну почему это до меня только сейчас дошло?!.. Но – всё, одна ошибка умножилась другой, тут уж я сам виноват, придётся ударить шпалами по ротозейству, теперь только вперёд, полный вперёд... точней, назад!..

Собор становился всё красивее, вот он уже поравнялся со мной, а вот уже и остался позади. Смоленск – прекрасный город, думал я, а что касается ошибок, так ведь их совершают все, хотя лучше б этих свершений не было, совершенства в них мало... Вон в том же «МК», на одной полосе с Минкиным, Гавриил Попов команду «По порядку номеров рас-с-считайсь!» выполняет как-то странно: «Первая... Вторая... Третье...»** Или, ещё в «МК», в статье о Чехове: «памятник классика». Хорошо, хоть не так, как выразилась однажды одна моя знакомая надкультурная дама: «установлен памятник бюста Рокоссовского»...

Семимильные шаги не удавались, пришлось идти семенильными. Стремясь извернуться от диктата шпал, я переходил на обочину, возвращался, пересёк несколько мостов, наткнулся на книжный магазин «Книгомания», купил в нём замечательный двухтомник «Из русской думы», сложенный и изрисованный Юрием Селивёрстовым, по почти бесплатной цене – 40 рублей.

...Часа через два я подошёл к вокзалу. Сразу к администратору (его окошко – в кассах, в том же подземном переходе): «Произошло то-то и то-то, как мне теперь побыстрее добраться до Рославля?» – «Поезд теперь пойдёт только поздно вечером... тот, что ходил в 16.45, отменён...». – «Приехать в Рославль в полночь? Это меня не устраивает. На погребение я опоздал, так хотя бы на поминки надо успеть. Возьмите билет, я пойду на автостанцию, наверняка автобусы ходят чаще». – «Билетов мы обратно не принимаем». – «Как так, я купил услугу, ею не воспользовался, причём по вашей вине...». – «Не имеем права, вот Правила...».

Беру в руки «Правила перевозок пассажиров (...) на федеральном железнодорожном транспорте» (утверждены приказом по МПС России от 26 июля 2002 г. №30, приказ подписан министром Г. М. Фадеевым). Читаю:

«...п.57. Возврат денег за неиспользованный пассажиром билет на поезд пригородного сообщения не производится. (...) Возврат денег за неиспользованный пассажиром по вине железной дороги (выделено мной. – А.Ш.) билет на поезд пригородного сообщения производится только в часы перерыва в движении таких поездов в порядке, установленном железной дорогой».

О, это мне подходит! Вина железной дороги очевидна, шёл я на посадку по рупору,  поезд на Вязьму почему-то задержался, он должен был отправиться по расписанию в 7.54, а не в 7.59, о задержке не сообщалось, вяземский пряник-сюрприз мне пришёлся не по нутру, и пришёл я пешком из вяземской сторонки именно «в часы перерыва в движении поездов». Остаётся выяснить, в каком таком «порядке, установленном железной дорогой»? Покажите мне документ, где этот порядок установлен! – говорю. Администратор не может понять, какой ещё мне документ нужен, других документов у этой милейшей женщины нет...

Далее выяснилось, что табличек о том, куда идёт поезд, на вагонах нет потому, что поезда часто меняют маршруты, сегодня поезд идёт в ту же Вязьму, а завтра его могут направить в Рославль... но на тепловозе-электровозе машинист на лобовом стекле табличку ставит!..  (Господи, мне, оказывается, надо было бежать впереди паровоза – дойти до конца платформы, слезть с неё, прошагать по булыгам и заглянуть в лоб машиниста!..) А вращающихся указателей на платформах нет потому, что Смоленск не Москва, это у вас там, в Москве, всё хорошо... Нет, говорю, у нас в Москве не очень всё хорошо, в Москве тоже кое-где имеется бардачок... кстати, вот как раз у меня есть об этом статейка, читайте! – достаю из сумки и протягиваю «МК» с Минкиным – «По шпалам, блин...». (Статья бегло прочитывается и возвращается.)

«Почему же вы не принимаете билет? Ведь, насколько мне известно, билеты всегда можно было сдать, даже если виновата не служба, а сам пассажир». – «На пригородных поездах свои правила, так как здесь возможно жульничество – повторная продажа одних и тех же билетов, если человек успеет вернуться назад...» (гм, выходит, я виноват тем, что успел вовремя вернуться назад; а с жульничеством почему-то борются за счёт пострадавшего!). – «Да, но мой поезд ещё не дошёл до Рославля, он в один-то конец идёт три часа!.. Вот что, подпишите-ка мне заявление, что вы, Надежда Александровна Гришанова, действуя строго по Правилам, в 10.20 утра отказались возвратить деньги за неиспользованный билет». – «Не подпишу. Правила устанавливала не я, а министр!.. но... у нас сейчас не министерство, а ОАО!» – «О, слухи, о которых пишет Минкин, подтвержаются!.. А ваше ОАО – оно во главе с тем же Фадеевым?» – «Да». – «Именно на него я и подам в суд! И можете быть уверены, голубушка, даже если вы не подпишете заявление, я добьюсь и возврата стоимости билета, и возмещения за моральный ущерб!» – сказал уверенно я, совсем не будучи уверенным, что стану мотаться по судам.

Собрался я было уйти, но милая женщина вдруг засуетилась. «Оставляйте билет, мы постараемся его продать, на обратном пути заглянете к нам...». – «Обратно я поеду не через Смоленск. Из Рославля идёт прямой автобус до Москвы». – «Ну хорошо, я отдам вам из своих денег!..» (стала открывать сейф с личными деньгами). – «Мне ваших личных денег не нужно. Мне нужны мои личные деньги, – я начал уже куражиться. – Отдайте билет!..» – «Нет-нет-нет, берите деньги!..»

...И вспомнилось мне, как 17 лет назад моя юная дочь, студентка 1-го курса института, точно так же, отправившись навестить бабушку, вместо Рославля села в поезд на Вязьму, только не опомнилась сразу, как я, а доехала до конца, а потом возвращалась вечерним поездом, а в вагоне не было никого, и стали приставать к ней трое парней, и выскочила она на каком-то полустанке, и ночевала в поле... 17 лет минуло, сменился строй, сменилось государство, государственная монополия на железные дороги стала монополией частной, а долбоё..ства меньше, однако, не стало...

Александр, а не наклёвывается ли здесь ещё одна тема? Вот почему я попал впросак? Потому, что давненько не ездил по ж.д., отвык, потерял бдительность. А почему не ездил по ж.д.? Потому что ездил раньше на машине. Начиная с 1977 года по 2003. Первый вот год не езжу. Может быть, Вы уже догадываетесь, почему. Хотя и ездить стало препротивно из-за пробок, о которых Вы упомянули, и потребность в поездках с годами сокращается, – ведь раньше я катал в основном к родителям, они были живы, рулил за 600 км по нескольку раз в год, а теперь вот осталось посещать только кладбища да пронзительные для памяти сердца окрестности, один раз в год достаточно... но всё-таки и один раз в год посетить свою родину на машине, конечно, было бы удобней. И машина-то ведь исправна, пусть и 28-й год ей пошёл (она у меня одна, всё та же, 1977 года рождения). Но вот ведь какое дело: помимо обычных расходов (медсправка, замена аккумулятора, текущий ремонт, сборы-налоги, бензин-USD, штрафы-МРОТ и пр.), надо ещё две тыщи выложить за «автогражданку». Это если покупать страховку на полгода, а меньше срока нет. А у меня поездка-то разовая, 3-дневная, пробег 1500 км, он же и годовой... Золотым, однако, километр получается!.. Раньше я никогда не страховался, пять экваторов на кардан намотал – и ничего, ни разу о своём легкомыслии не пожалел.

Вот и хочу я спросить царя-батюшку, который правит страной: за что передо мной поставлен рублёвый шлагбаум? Ведь ты, президент, перед выборами обещал в открытом эфире скорректировать закон! Неужели мы смотрели по телеку продолжение фильма «Дайте мне рельсы, я на них лягу!», где в первой серии главным героем был некий остросюжетный обещатель, которого услужливые медиаторы-посредники называли «гарантом»? Неужели вешал гражданам на уши пиаровскую лапшу гарант нынешний? Тогда палиндром в заголовке моей статьи, придуманный зеленоградцем Игорем Быстровым, очень даже подходит. Месяц за месяцем летит – где она, коррекция закона? Почему нельзя сделать «автогражданку» на любой срок, даже на один-три дня – для таких, как я?..

Вы, Александр, сообщив, что перестали ездить на машине, не говорите, однако, почему. Пробки пробками, но, возможно, отчасти по той же причине, что и я. Так или иначе, я знаю, что такой я не один. У меня есть знакомые пенсионеры (один из них даже был директором знаменитого нашего зеленоградского секретного Научного Центра), которые летом живут в деревне или на даче. Им нужно проехать лишь один раз туда и один раз обратно – за весь год. Добираться общественным транспортом неудобно, ведь надо везти немало вещей, да ещё с пересадками. Эти люди издавна имеют автомобили, но теперь их транспорт обезрабочен, и они тоже возмущены.

Я уж не говорю о таких «мелочах», что обязаловка страхования – это попрание конституционных свобод; что увязывание страхования с техосмотром или соблюдением ПДД – это противная естеству попытка скрестить бульдога с носорогом; что дисциплинированные толковые водители, ездящие без аварий, своими страховыми взносами фактически оплачивают безалаберность дорожных хулиганов. Об этом в газете «Зеленоград сегодня» ещё год назад Сергей Дорошенко подробно и правильно написал. Но голос маленькой газеты не доходит до Кремля. Так, может, голос миллионнотиражного «МК» дойдёт? Очень твердокаменное это сооружение – стены Кремля, поставленные тем же Фёдором Конем, что возвёл крепостную стену в Смоленске, – но капля и камень точит.

Хотелось бы, чтоб и об автогражданке был задан нелицеприятный вопрос президенту.

P. S.
В упомянутом двухтомнике «Из русской думы» я прочитал: «Может быть, Россия и есть торжество «внутреннего человека», постоянный укор человеку «внешнему». В этом идиллическом императиве Александра Блока содержится много смыслов, но один из них я хотел бы приложить к моему письму: большая, внешняя, на показ, политика велика лишь тогда, когда она, исходя из того внутреннего человека, который, по Божественному замыслу, живёт в каждом из нас, обращена к тому, другому, человеку, который живёт внутри России.

Примечания:
* С.П.И. – «Слово о полку Игореве». «Грады и веси рады и веселы» – вольное изложение одного из заключительных аккордов этой древней поэмы (в оригинале: «Страны ради, гради весели»).
** Так в своей статье Гавриил Попов перечисляет проблемы, о которых он ведёт речь.

«41», 8 октября 2004 г.


Рецензии