Ветер. Александр Вакулович

 Что ты шепчешь мне, ветер,
 в зелёных иголках сосновых?
 Что рисуете, тучи,
 в далёкой высокой тиши?
 Может быть, небеса
 зазывают попутчиков новых?
 Может, время пришло
 для смертельно уставшей души?
 Эх, взлететь бы туда!
 Только камнем - грехи, не пускают,
 холод давит на плечи
 намёрзшими глыбами льда.
 Только песня - звучит,
 только верится в то, что растают
 эти путы зимы.
 Вот, куплет допою и тогда
 оторвусь от земли
 и расправлю над ветками крылья,
 унесусь к горизонту, 
 где солнце ласкает прибой.
 Там лазурное море,
 волшебных даров изобилье,
 там лежат берега,
 где мы счастливы были с тобой.


Рецензии
Здравствуйте.

Стих написан 5-и стопн. анапестом. Длинные строки Вы записали в две строки. Воспринимаются короткие строки легче, только получилось, что все начетные строки в стихе нерифмованные.
Некоторые строки, например 2-я и 4-я, из-за этого выбиваются из метра – амфибрахий.
В такой разбивке – рифма через три строки воспринимается хуже, но не могу сказать, что совсем не улавливается.

Эх, взлететь бы туда!
Только камнем – грехи, не пускают

Камнем взлететь, конечно, можно, если кто-нибудь подбросит.))
Вначале прочитала – взлететь камнем.
Потом разобралась.
В конструкции « только камнем – грехи» выпадает слово, допустим «держат» или «тянут».

Только камнем (тянут) грехи, не пускают,

Не такой уж, по моему мнению, тяжкий (о)грех )), но, тем не менее, имеет место быть.

И еще в такой записи, без разделения на строфы, и разбивке в две строки - короткую часть продолжает длинная, и они закончены по смыслу.
Но вот в этом месте:

Только песня - звучит,
только верится в то, что растают
эти путы зимы.
Вот, куплет допою и тогда
оторвусь от земли
и расправлю над ветками крылья,

Из-за строчного переноса в этом фрагменте стихотворения из 2-ой строки в третью – четвертую строку хочется завершить по смыслу пятой и сделать паузу. И вот читается, во всяком случае, мною прочитывается, с ритмическим перебоем.
Не уверена, что понятно объяснила.))
Подождите еще рецензий.

По содержанию.
Что-то не очень понятно – лит.герой умереть хочет или снова ощутить полет в душе? ))

Может, время пришло
для смертельно уставшей души?

Далее ,вроде, проясняется, что в своих мечтах он хочет снова побывать в тех местах, где был счастлив.
С уважением,

Лена Летнова   21.05.2012 18:57     Заявить о нарушении
Лена, общее впечатление от рецензии - Вы очень добрый рецензент. Спасибо за понимание.
Стих действительно нужно преобразить графически, но как сочинитель начинающий побаиваюсь нестандартного построения строк. Разбил только на более короткие, нужно бы лестницей. Но окно редактирования на сайте позволяет делать это только пробелами - это не есть хорошо.
Строчные переносы, на мой скромный взгляд, часто идут только на пользу, если не увлекаться, конечно.
А мечты... Не только о местах, и о временах, когда был ЛГ молод, наивен, не холоден, скорее горяч, и глыбы льда на плечах намёрзли. Вот, приблизительно, так.
Ещё раз убеждаюсь, что стихи гораздо лучше воспринимаются на слух.
СПАСИБО Вам, Лена Летнова.
С уважением,
АВ

Александр Вакулов   22.05.2012 00:17   Заявить о нарушении
По поводу строчных и строфных переносов –не могу с Вами полностью согласиться. Иногда выглядят они в стихе просто ужасно, но не в случае с Вашим стихом.
Первый перенос «эти путы зимы» если уж не портит, то никак не работает на содержание(по моему субъективному мнению).
А вот второй (из строфы в строфу) « …и тогда… оторвусь от земли» - вполне достойно выглядит. После «тогда» пауза достаточно длительная, возникает эффект ожидания, как-бы подготовка читателя к дальнейшему развитию – эмоциональному «взлету» лит.героя.))
Очень даже неплохо.

С уважением,

Лена Летнова   22.05.2012 22:15   Заявить о нарушении
Это о переносах в нормальной записи стиха.

Лена Летнова   22.05.2012 22:19   Заявить о нарушении
Согласен абсолютно, Лена. Переносы удачные случаются редко, и злоупотреблять ими не стоит. Очень рад, что отметили "...И тогда...", без ложной скромности мне самому нравится пауза в этом месте.
Признателен Вам за Ваш тактичный, подробный анализ. Впрочем, как любой критике, даже нелицеприятной.
С уважением,
АВ

Александр Вакулов   22.05.2012 22:59   Заявить о нарушении
Можно я немножко добавлю.
Первые восемь строчек, ассоциируются с журавлями, типа журавли улетают, туда где хорошо и блаженно, и зазывают "попутчиков" однако журавль, который остался на земле, говорит не могу, грехи не пускают. А вот как только растают, надо полагать грехи (эти путы зимы.) вот тогда конечно: расправлю крылья... итд" плагиат во всем; и в мысли, и в сюжете

Рашит Потайной   28.05.2012 11:54   Заявить о нарушении
Рашиту Потайному.
Сюжет вполне обычен, мысли тоже, все мечтают побывать в местах, которые им дороги, не все эти мечти осуществимы.
Обвинение в плагиате - вещь серьёзная, требует доказательсв.
В Вашем случае - Ваши личные "ассоциации".
Которые, извините, принять не могу.
С уважением,
АВ

Александр Вакулов   28.05.2012 12:33   Заявить о нарушении
У Вас в сти-нии речь идет о смерти, а не о курортном отдыхе
Что ты шепчешь мне ветер,
в зелёных иголках сосновых?
Что рисуете тучи,
в далёкой высокой тиши?
Может быть небеса
зазывают попутчиков новых?
Может время пришло
для смертельно уставшей души? -куда могут зазывать небеса?
как написали так и прочитали
а это у Гамзатова:
Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
.........................
По смыслу тоже самое, то же самое запрокидывание головы, и разговор о смерти с небесами, только окончание у Вас другое, более личное
Вообще плагиат на мой взгляд, ни только слово в слово, но и само построение сюжета, если такой сюжет уже был, тоже плагиат

Рашит Потайной   28.05.2012 17:01   Заявить о нарушении
А вообще, не берите в голову, просто мне не нравятся такие причитативы; хочу туда - а грехи не пускают, хочу сюда - а рожей не вышел. итд итп

Рашит Потайной   28.05.2012 17:26   Заявить о нарушении
Хочу перед Леночкой извиниться, за то что влез под её рецензию.
Извини, я больше не буду ч.с

Рашит Потайной   28.05.2012 18:01   Заявить о нарушении
В Википедии:
Что является плагиатом

Понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, соавторства и других подобных случаев сходства произведений. Во всяком случае, совпадение отдельных идей не является плагиатом, поскольку любые новые произведения в чём-то основаны на идеях, не принадлежащих автору. Между тем человек, дойдя своим умом до чего-нибудь, часто склонен считать себя «Колумбом» истины и, не желая знать о предшественниках, видит в любом повторении собственных мыслей посягательство на свои права.

На самом деле, объектом плагиата является не идея, а её оформление, внешняя оболочка. Масса литературных произведений, не заключая в себе ничего нового по содержанию, имеет, тем не менее, своеобразную форму, новые оттенки выражения мыслей; лишь присвоение этой, глубоко индивидуальной стороны произведения, может быть названо плагиатом. Поэтому нельзя считать плагиатом ни заимствование фабулы (сюжет заимствован и во многих драмах Шекспира, и в сказках Алексея Николаевича Толстого), ни в пользовании готовыми типами (художественный приём, применённый Щедриным в его Ноздрёве и Молчалине), не говоря уже о новой обработке известных во всемирной литературе характеров (Дон-Жуан, Фауст).
Конечно, мне знакомо это стихотворение Гамзатова с детства, "запрокидывание головы, и разговор о смерти с небесами" - можно понимать и так...
Не буду брать в голову.
В любом случае - спасибо Вам.
С уважением,
АВ

Александр Вакулов   28.05.2012 18:02   Заявить о нарушении
Рашит, здравствуйте. Да я, в общем, не возражаю, если кто-то присоединяется к обсуждению.
Что стихов на подобную тему много существует, отрицать не буду. Не думаю, что можно вести речь о плагиате – умышленно Александр не использовал даже строк из какого-либо произведения. Во всяком случае, я таких стихов не знаю.
Стих Гамзатова и стих Александра о разном. О журавлях в стихе нет ни слова. Это Ваши ассоциации и Ваше восприятие (ну, имеете право). ))
«Может время пришло…и т.д.» - я это отметила в своей рецензии, а Александр уже изменил это место в стихе.

Что ты шепчешь мне ветер
В зеленых иголках сосновых?
Что рисуете тучи… - вот я понимаю так, что речь идет о каких-то подсказках свыше (шепчешь ветер) и знаках (рисуете тучи), которые лит.герой пытается разгадать.
Ну не рядом совсем со стихом о журавлях.))

Александру.

Поищите что-то вместо «смятенной» и «завершится»(инородно смотрится – канцелярит какой-то).
Предпоследняя строка – лучше, а то слишком уж сказочно было.))
Мне больше нравилось с «Эх, взлететь…»
Это - субъективно, исключительно на мое восприятие.

С уважением,

Лена Летнова   29.05.2012 21:34   Заявить о нарушении
Спасибо за совет, Лена, подумаю, поищу

Александр Вакулов   29.05.2012 23:30   Заявить о нарушении
Здравствуй Леночка!
Что ты шепчешь мне ветер
В зеленых иголках сосновых?
Что рисуете тучи… - вот я понимаю так, что речь идет о каких-то подсказках свыше (шепчешь ветер) и знаках (рисуете тучи), которые лит.герой пытается разгадать.
-------------------
Ты правильно рассуждаешь Леночка, Что ЛГ ищет подсказки или знаки, но ты не задаешься вопросом , а что ему нужно, что он хочет понять или увидеть? Я думаю ЛГ что-то волнует, и он думает о подведении итогов, и задается вопросом: А не пора ли готовится? может время пришло? В этих случаях обращаются либо к картам, либо к приметам, либо напрямую к небу. И не важно, журавли там летят или облака что-то рисуют. Тут самое главное пофантазировать, показать как ты будешь, если что уходить:Вот, куплет допою и тогда
оторвусь от земли
и расправлю над ветками крылья,
унесусь к горизонту,
А сейчас пока увы:
камнем - грехи, не пускают,
холод давит на плечи
намёрзшими глыбами льда.и пр. и пр.
Таким образом сама эта мысль, и способ её подачи, настолько штамп, что и говорить об этом нечего. А где свои мысли, свое видение, в конце концов своя философия. Своя мысль - это то, самое, что волнует Автора, а не как-бы волнует.Вот это - КАК БЫ, оно повсюду, оно неистребимо. Но, и звучит совсем иначе, если мысль родилась, а не перекочевала из давно забытых источников.в общем так: Я думаю такому стиху, с такой мыслью нужна более глубокая обработка

Рашит Потайной   30.05.2012 19:08   Заявить о нарушении
Рашиту Потайному и всем, принявшим участие.
Ваше последнее замечание - по-настоящему ценное. Вот он неизбежный компромисс, возникающий при создании чего-то нового. Совсем не хочется выворачивать себя наизнанку, с другой стороны - есть потребность поделиться настроением, я бы сказал, настроем, возникающим, формирующимся в некий момент. В этом случае был такой настрой, было такое небо (иллюстрация к стиху - посыл, такие вот сосны и небо были в тот момент, снял их на мобильный). Дальше - поиск формы и образов. Как получилось - вот мой уровень владения ремеслом и объём познанного (по мне - название страницы "стихоРЕМЕСЛЕННЫЙ цех" - очень удачное, подразумевает владение теорией и техникой). Такого вот спокойного и вдумчивого разбора очень не хватает авторам сайта, разумеется тем, кто хочет делать действительно хорошие вещи, если уж сравнивать написание стихов с ремеслом. И, безусловно, это только одна из многих граней.
Благодаря вашим замечаниям, надеюсь стих стал лучше, и лично моё отношение к публикациям - строже.
Спасибо Лена, спасибо, Рашит. Тимофею - отдельная благодарность, он меня привёл к вам. Заходите в гости, критикуйте, буду очень рад.
С уважением,
АВ

Александр Вакулов   30.05.2012 23:55   Заявить о нарушении
Куда Вы, Лена, хотите тем ещё 2 слога впихнуть (тянут), понять не могу...
По-моему там всё чётко по слогам.

Елена Кузьминова   07.07.2012 12:20   Заявить о нарушении
"в далёкой высокой" - неинтересно. "высокой" бы заменить чем-нибудь. и так понятно, что небеса высокие, а снег белый и т.п.

Елена Кузьминова   07.07.2012 12:31   Заявить о нарушении
"Только песня - звучит,
только верится в то, что растают
эти путы зимы.
Вот, куплет допою и тогда" - это уже конец стихотворения. Остальное просто выбростиь следует. Ну, и строчку последнюю конечно жн изменить. Сделать яркий неожиданный финал.

Елена Кузьминова   07.07.2012 12:33   Заявить о нарушении
По ритмике мне нравится. Всё звучит чётко, без перебоев. Оформите несколько иначе. Чётные строчки сдвинте немного вправо, получится лесенка. Отсутствие внутренних рифм не будет так бросаться в глаза.
С уважением, Елена.

Елена Кузьминова   07.07.2012 12:36   Заявить о нарушении
И ещё про камни забыла. Никуда они не летят. Камни - это тяжесть на душе. Путы на ногах и т.п. У меня не возникло других ощущений.

Елена Кузьминова   07.07.2012 12:38   Заявить о нарушении
Доброй вечер, Елена!
Спасибо за проявленный интерес и разбор.
"Высокий" - конечно же не буквально высокий, что-то возвышенное в духовном смысле, что поможет герою растопить внутренний и внешний холод.
В прочтении акцент должен падать как раз на это ключевое в строке слово, как бы переход от пейзажа к внутреннему миру, тянет его, приземлённого, к высоким чувствам.
"Вот, куплет допою и тогда" - это уже конец стихотворения" - здесь Вы правы в том смысле, что стих действительно был сработан не за один раз, катрен за катреном.
О лесенке разговор уже был и с Вашим мнением абсолютно согласен.
И остановиться можно было сразу же после первого.
Но всё же сангвиник где-то внутри автора победил меланхолика и получилось продолжение.
Отдельное спасибо, Елена, за плюсы в Вашей рецензии, за такт - моя Вам признательнось.
С уважением, Александр Вакулович.
С Иваном Купалой Вас! Папараць-кветку - Вам!

Александр Вакулов   08.07.2012 00:01   Заявить о нарушении
Спасибо, и Вас с праздником. Но высоту всё же замените... Ваша концепция не читается. Это упрощает картинку. Духовное величие можно обозначить другим словом. Поищите, не капризничайте. Будет только лучше. Сама, как Вы, реагирую болезненно, но 100 раз убеждалась, что свежим взглядом видно лучше. С добром.

Елена Кузьминова   08.07.2012 06:31   Заявить о нарушении
Будем искать, как говорил Семён Семёныч Горбунков )

Александр Вакулов   08.07.2012 09:24   Заявить о нарушении