Что растёт? Итоги конкурса
всех, кому будет интересно прочесть итоговый разбор и узнать имена победителей.
Начнём с того, что поблагодарим редакторов странички за тщательный и довольно строгий предконкурсный
отбор, за предлагаемые корректировки и улучшения.
Просим не огорчаться авторов, чьи стихи не попадают
в список конкурсных, это не значит, что они плохие, чаще всего они - не наш формат.
В активе - 23 работы, надо сказать, что в этот раз (сравниваем с конкурсом поучалок) все они по-своему интересны,
негатива с недоумением не вызывают - а это уже огромный плюс.
Итак, тема "Что растёт?" призывала рассказать о первых путешествиях малышей в мир фауны, о первых знакомствах
с тем или иным растением, мы просили не забывать об игровых сюжетах, быть логичными, не лгать, не надумывать
ерунды.
На первом этапе каждый стишок получит краткое редакторское резюме.
________________________________________
№1 - Грибной разговор
На одной лесной опушке
Волновались три волнушки:
- Нас с опятами опять
Не приходят собирать!
Грустный груздь сказал сморчку:
- Я все время начеку…
Подберёзовики ждут:
- Вдруг увидят, подберут?
Бровь нахмурил боровик:
- Не заметит нас грибник…
Без дождя мы от земли
На вершок не подросли.
Тут по шляпкам: Тук-тук-тук, -
Вдруг раздался робкий стук.
- Кто там?
- Дождик!
- Дождь! Ура!
Поливай нас до утра!
Ты же знаешь, под дождем
Очень быстро мы растем!
- - - - - - -
Интересная история, и в развитии своём, и в подаче хороша, персонажи грибного царства - все с характерами;
важность, необходимость дождя подчёркнута, любому ребёнку будет понятно.
Автору не откажешь ни в логике, ни в умении выстроить сюжет.
Нет надобности говорить о рифмах, размерах - всё исключительно хорошо. Нет сомнений, что нас снова упрекнут
в том, что одни длинные стихи попадают на конкурс, а другие - нет, дело не столько в длине, сколько в уместности её,
бывает, что можно полстихотворения вычеркнуть и оно только выиграет, а бывает, что каждая строка ценна и незаменима,
как здесь.
________________________________________
№2 - Одуванчик
Посмотрите-ка вокруг -
Желтым стал зеленый луг!
На лугу и там и тут
Одуванчики цветут.
Одуванчик золотой
Нам кивает головой.
Вот так чудо: до чего ж
Он на солнышко похож!
- - - - - - -
Милый персонаж, картинка светлая, добрая, ощущение от стишка - одуванчиковое;
лёгкость, ненавязчивость - это в плюс. Вне конкурсной конкуренции, то есть, сам по себе,
он неплох, но нам есть с чем сравнивать, потому пока ещё непонятно - в плюс ли простота подачи?
Жаль, что до одной из самых любимых ребячьих задач не дошли - сдуть с одуванчика всю красоту и понаблюдать
за ней.
________________________________________
№3 - Грибная зарядка
Утро. Лес. Глубокий вдо-о-ох,
Так, ещё раз, сколько смо-о-ог.
По тропинке через чащу.
Дышим глубже,
чаще,
чаще!
Слева гриб. Наклон, вприсядку,
Вот лисички, вот маслятки.
Быстрый спуск под косогор -
Рядом с ёлкой мухомор.
Мимо, шагом... звонкий крик:
- Ой, смотрите, боровик!
Два побольше под осиной -
Вот и полная корзина!
- - - - - - -
Задорно исполнено, весело, очень по-детски. Сбор грибов и впрямь похож на зарядку, мухоморы нужно обходить стороной,
а полная корзинка, как итог, как награда за терпение и старательность.
Что тут ещё добавить? Рифмы, размер, развитие - всё в полном порядке.
________________________________________
№4 - Апельсин
Апельсин приплыл к Алёнке
Из заморских стран далёких.
Там он рос и днём, и ночью, -
Становился спелым, сочным -
Прятался в листве зелёной,
А теперь в руках Алёны
Рыжий-рыжий, сладкий-сладкий!
Как исчез во рту - загадка...
Мы потом с Алёнкой сами
Косточку в горшок посадим.
Пусть растёт в квартире нашей
И становится домашним!
- - - - - - -
Славная история одомашнивания заморского фрукта, жизненная, всамделишная.
сомнение вызывает начало, а именно - глагол "приплыл", он слишком буквально звучит, дети знают,
что такое "плавать", а тут требуется пояснение: как именно он приплыл. Можно легко перестроить
две первых строки, остальные ничего не потеряют, зато будет полная ясность и внятность.
________________________________________
№5 - Рыжий стишок
С ветки падал рыжий лист,
Морщил носик рыжий лис -
В рыжий день он шёл по следу,
А чьему - и сам не ведал.
Дивный рыжий аромат
Лиса вёл вперёд... назад...
Вдруг - грибочек-невеличка.
Рыжий лис нашел лисичку!
- - - - - - -
Хорошая какая идея - подружить эти два персонажа, игровой сюжет на родственности названий вполне получился,
очень часто лисички называют лисьими или лисичкиными грибами. И атмосфера стишка - рыжая, да.
Рыжий аромат - вот это вызывает некоторые сомнения, впрочем, метафоры ещё никто не отменял даже в детских стишках.
________________________________________
№6 - Лопух
Мы с братишкой в дождь попали,
Ничего, что зонт не взяли, -
Я сухой и брат мой сух -
Спрятал нас большой лопух!
- - - - - - -
Здорово и по-настоящему вкусно, пусть и о несъедобном лопухе речь идёт. Мало примет самого лопуха, кроме той, что листья его могут быть достаточно большими, но, вот, игровые моменты, логика и мастерская ёмкость - это большие плюсы. Стих - сам себе иллюстрация, а это важное и похвальное качество, тем более, если речь идёт о стишках для детей.
________________________________________
№7 - Ленивый арбуз
Лёг в пижаме на бахчу:
- На зарядку? Не хочу!
Был арбуз наш карапузом,
А сейчас он - дядька с пузом!
- - - - - - -
Ещё один пример качественной ёмкости, где каждое слово на своём месте, где вырисовывается картинка, где есть логическое развитие сюжета.
Пижама - полосатый окрас, от карапуза до дядьки с пузом - закономерный рост. Удовольствие от подобных стишков неподдельное и о поэтике
(заметьте - уже 7-я работа, а придирок к рифмам и размерам нет, вот, что значит качественный отбор) говорить не нужно, с нею всё в порядке.
________________________________________
№8 - Каштаны
По каштановой аллее
Всё сильнее и сильнее
Барабанит град колючий,
А над городом - ни тучки!
То каштановые детки
Прыгают на землю с веток.
Отойди в сторонку, чтобы
Град тебя не стукнул по лбу!
- - - - - - -
Неплохая зарисовка про каштаны. Нам кажется, что это стихотворение для детей чуть постарше, которые смогут понять метафоры и обороты,
которые уже знают, что град колючий, что он может барабанить, что каштаны падают, согласитесь, что между "упал каштан" и "каштановые детки прыгнули на землю" - есть разница, которую не каждое детское восприятие осилит и решит.
________________________________________
№9 - Посланец
Прилетел на парашюте,
Все подумали, он шутит.
Одуванчик не шутил:
В грядку с луком угодил.
Огляделся, укрепился
И уже роднёй разжился!
Никакой не иностранец –
Луга пёстрого посланец!
- - - - - - -
Здесь после "все подумали" лучше поставить двоеточие или тире. А две финальные строки кажутся лишними,
иностранец-посланец - смыслом рифма мало оправдана. Хорошо отражён момент того,
что из этого крошечного семени "на парашюте" одуванчики и вырастают, собственно, засоряют грядки довольно быстро, было бы лучше,
если б вместо "не иностранец" было что-нибудь о том, что лучше расти на лугу, одуванчик, а не на грядках.
________________________________________
№10 - Мы дачники
Мы едем на дачу,
на дачу,
на дачу,
везем мы лопаты
и ведра в придачу.
Сегодня мы с Димкой -
помощники папы -
и дружно копают
три наши лопаты.
Три грядки-соседки
появятся быстро,
петрушку посеем,
укроп и редиску.
Мы дачники с Димкой,
мы дачники с Димкой,
мы сами сажаем
себе витаминки!
- - - - - - -
Витаминки - это те, которые в баночках, так их называют и дети, и взрослые, а в овощах - витамины, так было бы логичнее,
а то получается, что драже сажаете.
Хорошая огородная история, задорная, повторения делают её похожей на песенку или речёвку.
________________________________________
№11 - Одуванчик
Листочек резной отыскать очень просто -
Похож на пилу он и кажется острым,
Но мы не боимся порезать наш пальчик -
Ведь это знакомый нам всем одуванчик!
Он самый весёлый цветочек на свете!
Увидев его, вспоминаем о лете:
Как солнышком тёплым в траве золотился,
Как в шарик воздушный потом превратился.
- - - - - - -
Славный портрет, славный же акцент - форма листочка. Сравнение с шариком воздушным несколько спорно, возможно,
было бы лучше подобрать иной эпитет - пушистый, например. За превращение из цветка в шарик - отдельная похвала.
________________________________________
№ 12 - Капризные огурцы
В огороде,
у оградки
Огурцы лежат на грядке...
Стонут:
- Не было б беды -
Жить не можем
без воды!..
Сколько их ни поливай,
Все кричат:
- Еще давай!..
Поливайте каждый день,
Лейте все,
кому не лень!..
Подрастем мы вот
немножко -
Выйдет
славная окрошка!
- - - - - - -
Доброе, логичное, правдивое, без лишней надуманности. Хорошее впечатление оставляет этот стишок.
Хочется ещё отметить звукопись в огоРОде, у огРАдки огУРцы лежат на гРЯдке - чеканно.
________________________________________
№13 - ***
В грунт открытый, на Николу,
Мы сажали огурцы.
А сестрёнки Тата, Оля
Посадили леденцы.
Будем ждать мы урожая,
Все прополем грядки:
- А конфеты вырастают? -
Нас спросила Татка.
- - - - - - -
Не все взрослые знают, что значит "на Николу", дети - тем более. Сама идея - забавная, очень по-детски посадить конфетки
в землю и ждать урожая, но хочется, чтобы исполнение соответствовало задумке.
А ещё маленький совет: замените "нас" на "вдруг".
________________________________________
№14 - Крапива
Посмотрите, что за диво!
Под окном растет крапива.
Мама говорит:
- Не тронь,
Вот укусит за ладонь!
Я к крапиве подошла,
Разговор с ней завела:
- Знаю, ты кусаешь,
Может быть, и лаешь?
- - - - - - -
Крапива дивом показалась - это немного странно, ничего примечательного на вид в растении нет,
"не тронь, вот укусит..." - вряд ли в разговоре прозвучало бы слово "вот", скорее - "она тебя укусит" или - раз уж с такой придумкой -
"как укусит", хотя, применительно к крапиве обычно говорят - ужалишься.
Интересна попытка диалога, детское мышление: раз кусается, то и лаять может, - это в плюс.
________________________________________
№15 - Нектарин
Брат я персику, но гладкий,
Ярко-розовый бочок.
А на вкус я очень сладкий -
Положи на язычок!
- - - - - - -
Не такой уж и популярный фрукт - нектарин. Истории или какого-то сюжета здесь нет, такой себе, простенький стишок,
вероятно, он бы неплохо смотрелся в серии из себе подобных - опознавательно-различательных.
________________________________________
№16 - Свистульки
У акации цветочки -
Словно жёлтенькие почки.
А потом из этих почек
Выйдут славные стручочки.
Ты погладь стручок по спинке
И раскрой на половинки,
Зёрна вынь, сложи опять -
Смог стручок свистулькой стать:
То дуделкой, то пищалкой -
Дуй, свисти, пищи - не жалко.
- - - - - - -
Здесь сюсюканье несколько оправдано, ибо плоды капусты и акации называются стручочками, но всё равно остаётся неприятный приторный
привкус после прочтения, уменьшительно-ласкательные суффиксы не украшают речь.
История достоверная, даже не история, а пособие, кто не делал такие пищалки в детстве?
________________________________________
№17 - Колючки (Репейник, Лопух)
Я – лопух, мои колючки –
Приставалы и липучки.
Уколю тебя, как ёж,
Если рядышком пройдёшь.
Так что, встретишь на пути,
Не касайся – обойди!
- - - - - - -
Да, и приставалы, и липучки - хорошие слова нашли, точные, а как противно колется старый репейник - просто жуть.
Замечательное "досье". Внятно, чисто, просто и доходчиво.
________________________________________
№18 - Вышла Маша в огород
Вышла Маша в огород,
В огороде - лук растёт.
И морковь косичкой машет.
Кто польёт морковку? Маша!
Это - толстый кабачок
Отлежал себе бочок.
Примостилась тыква с краю
И на солнце загорает.
Ой! А где у нас капуста?
Нет её! На грядке пусто -
Только сохнет кочерыжка.
Это кто у нас воришка?
А козёл из-за ограды:
- Бе-бе-бе, делиться надо!
Удержаться я не смог -
Очень сладкий был вилок!
- - - - - - -
Хорошо, что редакторов страницы не смутила длина стихотворения, совершенно замечательная огородная история в картинках,
тот случай, когда и эпитеты точны, и цвета сочные. Все овощи колоритные, разговорное "вилок" не портит картину,
да и персонаж козёл не кажется лишним.
________________________________________
№19 - Липа
Расцветает в роще липа -
Всюду сладкий аромат!
Как загруженные джипы,
Пчелы дружные гудят.
Мне не страшно любоваться,
Как работа их идет, -
Пчелам некогда кусаться,
Собирают пчелы мед.
Деловито облетают
Каждый желтенький цветок, -
Скоро-скоро будет к чаю
Вкусный липовый медок.
- - - - - - -
Сначала сравнение с джипами показалось тяжёлым, угловатым, но дети, в принципе, вполне представляют себе эти машины,
хорошо уточнение про то, что пчёлы, занятые работой, не кусаются. "Деловито" - взрослое слово, придётся вам его пояснять.
А вообще - яркая картинка.
________________________________________
№20 - Жёлудь
Возле дуба на тропинке
Толстый желудь греет спинку,
Ловит солнце на бока,
Важно смотрит в облака:
- Как дождем прольются тучи,
Корень я пущу могучий!
Чешет свой зеленый чуб:
- Я уже почти что дуб!
- - - - - - -
Какой интересный персонаж, ваш жёлудь. Все эпитеты и характер его иллюстрируют, и картинку создают, кажется, что даже
голос возможно представить. "Зелёный чуб" - прелесть.
________________________________________
№21 - Подснежник
На проталинке весной
Появился гость лесной.
Очень нежный, белоснежный
Свой цветок раскрыл подснежник.
Головой своей кивнул,
К небу листья протянул.
Снега он не испугался,
К солнцу вешнему пробрался.
Только помните, друзья,
Рвать его совсем нельзя!
Пусть подснежник молодой
Украшает край родной!
- - - - - - -
Белоснежный - подснежник - неинтересная рифма, как и кивнул-протянул,
испугался-пробрался, тот случай, когда рифмы обедняют картинку;
сам по себе стишок неплох, но, к счастью, нам есть
с чем сравнивать и на фоне прочих он проигрывает, можно было и в меньшее количество строк уложиться.
Обязательно доработайте.
________________________________________
№22 - Подорожник
Ты найдёшь его всегда
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!
- - - - - - -
Если поменять местами вторую и первую строки, уйдёт некоторая инверсионность, ощущение, что автор спешил,
обида от ранки? не очень верится, боль - да. Хороший совет, спору нет, только эпитет "крупные" мало что рассказывает, подумайте ещё.
________________________________________
№23 - Горох
Зелёный горох
Раскрывает ладошки:
- Берите, для всех
У меня есть горошки!
- - - - - - -
Хорошая зарисовка, опять такое ощущение, что в небольшом цикле, написанном в подобной манере, она бы ещё лучше смотрелась.
Картинка замечательная получилась, ёмко, правдиво, цельно и неожиданно.
________________________________________
Что ж, пора шагать дальше. Сразу скажем, что все двадцать три работы (с доработками и без) мы соберём в электронный буклет "Что растёт?
Собственно, такой жёсткий отбор на раннем этапе был проведён сознательно, чтобы сразу наметить материал для библиотеки,
молодцы, вы его прошли, стишки, действительно, приятно было читать и разбирать. Постараемся найти достойные иллюстрации.
А победители конкурса, между которыми будет разделён призовой фонд и которые отправятся в анонс на ГС, вот они:
№5 - Татьяна Гарг - http://www.stihi.ru/avtor/myboard
Рыжий стишок - (родство лиса и лисички) - 150 баллов
№20 - Татьяна Чудинова - http://www.stihi.ru/avtor/tatianachudin
Жёлудь (персонаж очаровательный) - 150 баллов
№23 - Дядя Игорь - http://www.stihi.ru/avtor/kidzz
Горох (щедрые ладошки у горошка) - 200 баллов
№17 - Фрида Полак - http://www.stihi.ru/avtor/fridapol
Колючки (колючий и приставучий, именно так) - 200 баллов
№12 - Николай Белозубов - http://www.stihi.ru/avtor/estetka9
Капризные огурцы (капризные, но правильные) - 300 баллов
№1 - Ольга Ашто - http://www.stihi.ru/avtor/sestri4ka
Грибной разговор - (отлично исполненный разговор) - 300 баллов
№18 - Ирина Михайловна - http://www.stihi.ru/avtor/iezhova
Вышла Маша в огород (не огород, а картинка просто) - 300 баллов
№6 - Наталья Капустюк - http://www.stihi.ru/avtor/netika
Лопух (непревзойдённая ёмкость и лаконичность) - 500 баллов
Спасибо, что не забываете про техническую сторону, про интересные рифмы, про игру и цельность, остаётесь логичными и уважаете маленького читателя,
работайте дальше, успехов Вам.
Успехов всем!
Редколлегия сайта "Книга Радуг"
_____________________________________________
Не забыли мы и про приз читательских симпатий, читатели оказались единодушны с нами и тоже выбрали стишок про Лопух, так что, автор получит ещё + 200 баллов.
Поздравляем!
Свидетельство о публикации №112051906656
Хочу сказать, что лопухи как раз очень вкусные!
Я уже три раза готовила из стеблей лопуха корейское блюдо.
Мне они в салате нравятся больше, чем крапива.(кстати, у него сьедобно всё и корни и зонт)
А вырастают они иногда выше человеческого роста.Диаметр шляпки тоже метр точно есть
В детстве в зарослях (лопушинных) мы играли в дом, где была и кухня, и спальня для кукол.
Там всё и оставляли, дождь не мочил.
С улыбкой
Натали
Здесь они ещё не доросли, и стволы тонкие, но представление уже есть
http://www.stihi.ru/2012/05/20/3716
Наталья Капустюк 21.05.2012 01:23 Заявить о нарушении
Поздравляю,
Ли
Книга Радуг 20.05.2012 14:31 Заявить о нарушении