Указы Путина весёлые

Экономисты Центра развития Высшей школы экономики считают, что указы президента Владимира Путина невыполнимы. В ежемесячном бюллетене центра говорится, что невозможно увеличить производительность труда и инвестиции таким путем, каким хочет глава государства.

В частности, эксперты скептически относятся к тому, что к 2018 году удастся увеличить инвестиции до 27% ВВП, так как в 2011 году инвестиции составляли только 19,7%. Производительность труда Путин намерен увеличить в 1,5 раза в сравнении с 2011 годом, а условия ведения бизнеса улучшить настолько, чтобы в 2018 году Россия поднялась со 120-го места в рейтинге Всемирного банка на 20-е. Эксперты отмечают, что такого рывка в рейтинге не совершала ни одна крупная страна. По их мнению, «от указа веет воспоминанием о китайском великом скачке».

Директор Центра развития Наталья Акиндинова считает, что для увеличения производительности в 1,5 раза необходимо обеспечить ее рост на 7% в год. Это, по ее словам, невозможно при прогнозируемых темпах роста ВВП около 4% и стабильном уровне занятости. Акиндинова отмечает, что разогнать производительность труда может рост инвестиций, но источников для их увеличения по президентскому плану пока не видно. «Из 110 секторов российской промышленности всего около 10 растут хотя бы три месяца подряд, отток частного капитала из России продолжается», — пишет она.

Обещания от Путина — реализация от Медведева. Теперь ясно, почему до сих пор не было программы Путина: премьер Путин не мог дать задание президенту Медведеву.
 
В такой конфигурации неважно, в общем, насколько реальны задания главного начальника главному исполнителю и ответчику: судя по текстам указов, о реалистичности Владимир Путин не думал. Примерно такую модель действий нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман называет верой в фей, которые непременно явятся и исполнят желания. В русской же традиции приверженцы этой модели определяются проще — «обещалкины».
 
В экономической части мы видим набор благих пожеланий, оформленных не как помещичьи мечты про хрустальной мост, а в виде приказа исполнить и доложить о сделанном к такому-то сроку. Не хватает только упоминания про то, какая кара будет обрушена на исполнителей, если они провалят задание.

Авторы указов от имени Путина столь увлеклись идеей благовестности для народа, что написали и немало чудных абзацев. Вот там же, где про зарплаты и пенсии, дается и поручение ведомствам «увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей»…
 
Надо сказать, что все указы получились веселые.

Вот в документе «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» повелевается «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». Для этого, ясное дело, правительству указано обеспечить внесение в июле 2012 года в Думу проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» — и все будет хорошо. Чтобы стать вровень с Гарвардом надо, гласит указ, обеспечить повышение стипендий «…до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам…».
 
Предусмотрены и возможные упреки от критиканов в том, что не размер стипендии определяет место в рейтинге, что авторитет учебного заведения вычисляется прежде всего по рейтингу цитируемости работ его педагогов и студентов, опубликованных в зарубежных научных изданиях. Что ж, указ предусматривает «увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента». А правительство должно придумать, как это сделать.

Даже краткий перечень поручений президента правительству в виде подписанных им 7 мая указов говорит о том, что Путин детально запомнил все претензии экспертов к его экономической политике и все обозначенные аналитиками болевые точки российского хозяйства.
 
Затем поручил разбить претензии и точки на команды, по каждой команде подготовить указ с требованием правительству указанные задачи решить и доложить. Чтобы эксперты замолкли.
 
Но собственных оценок Путин не дает, выбор «развилок» на себя не берет. Зато резервирует за собой роль оценщика конечных результатов. На самом деле, кажется, эта роль должна принадлежать в демократической стране избирателям, которые и ставят итоговую оценку избранникам на очередных выборах. Получается, что у нас один избиратель – Владимир Путин, и его на всех хватит.
 
По большому же счету наблюдения за первыми действиями новоизбранного президента Путина говорят о том, что пока он просто не знает, что делать с этой страной. И пытается скрыть растерянность, выдавая приказы правительству сделать всем счастье к 2018 году – к новым выборам.

http://m.gazeta.ru/comments/2012/05/10_a_4577905.shtml


Рецензии