Ни словом единым жив человек
Но и техникой насущной,
и шоколадом необходимым пилотам жующим !!!
(с) Шмель Пилотов аль-Хаям , 2012.
Микс { из стенгазеты Индицских ВВС } :
из игры для ПК ОFP "Миротворец",
фото Т-50 (Су-50) из журнала ( возможно "Оружие России" ).
Инфо о МиГ-27 (не путать с Су-27, это бомбардировщик,
хотя немного и истребитель):
МиГ-27, сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой
стреловидности
История
В 1973г. впервые поднялся в воздух новый истребитель-бомбардировщик
МиГ-27. Серийное производство длилось 1973 по 1977г. Всего было выпущено
560 самолетов этого типа. Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 является
развитием серии ударных самолетов МиГ-23Б, МиГ-23БН, МиГ-23БМ, МиГ-23БК.
Назначение и конструктивные особенности
Назначение.
МиГ-27, сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик предназначен для
нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям.
Особенности.
На МиГ-27 улучшен обзор вперед-вниз, введено бронирование (в
частности, установлены накладные бронелисты в районе кабины летчика),
усилено ударное вооружение. Для улучшения проходимости по грунтовым
аэродромам увеличен размер колес шасси. На МиГ-27 применены нерегулируемые
боковые воздухозаборники.
Вооружение
- пушка ГШ-6-23 (30 мм, 260 патронов);
- до двух ракет класса воздух-поверхность типа Х-29;
- до четырех ракет класса воздух-поверхность типа Х-25;
- до двух ракет класса воздух-поверхность типа Х-23 с блоком управления
“Дельта-НМ”;
- до двух противорадиолокационных ракет Х-27ПС с блоком управления
“Вьюга”;
- до четырех ракет класса воздух-воздух Р-60 (Р-60М);
- до четырех блоков УБ-32 со 128 НАР С-5 (55 мм);
- до четырех блоков Б-8М с 80 НАР С-8 (80 мм);
- до четырех НАР С-24;
- до 22 бомб ОФАБ-100 (перегрузочный вариант);
- до девяти бомб ФАБ-250 (расположены под крылом по схеме тандем);
- до восьми бомб ФАБ-500 (при максимальной взлетной массе, под крылом по
схеме тандем);
- до четырех зажигательных баков ЗБ-500;
- до двух подвесных пушечных установок СП ПУ-22;
- до трех ПТБ емкостью по 800 л.
Оборудование
На МиГ-27, МиГ-27М, МиГ-27МЛ и МиГ-27Д установлен прицельно-навигационный
комплекс ПрНК-23 или ПрНК-23М, включающий автоматическую систему
управления САУ-1 или САУ-23Б и лазерный дальномер-целеуказатель "Клен".
Для управления УР класса "воздух-земля" имеется станция наведения
"Дельта-2НГ" (установлена на крыле) или "Дельта-НЗГ" (размещена в носовой
части, над оптическим окном лазерного дальномера). МиГ-27К оснащен
ПрНК-23К с оптоэлектронной системой "Кайра-1", включающей лазерный
дальномер-целеуказатель и телекамеру, БЦВМ "Орбина-20-23К", аппаратурой
РСБН "Радикал", ДИСС-7, автоматической системой управления САУ-23Б и
радиовысотомером АО-31. В кабине установлен ИЛС (на МиГ-27 других
модификаций не устанавливается). Система управления оружием обеспечивает
пуск УР со сложных видов маневров, а также применение управляемого оружия
в режиме программно корректируемою слежения, без визуального наблюдения
цели. Средства РЭБ позволяют обнаруживать РЛС наземного базирования и
производить постановку активных и пассивных помех. На крыле самолетов,
прошедших доработку, размещены контейнеры с ИК-ловушками.
Модификации самолёта
МиГ-27 - серийный истребитель-бомбардировщик для советских ВВС. Принят на
вооружение в феврале 1975 года. В 1973-1977 годах на Иркутском авиазаводе
изготовлено 360 самолётов.
МиГ-27Д ("изделие 32-27") - доработанный по типу МиГ-27М. В 1983-1989
годах на Иркутском авиазаводе и некоторых авиаремонтных было
переоборудовано 304 самолёта.
МиГ-27К ("изделие 32-26") - самолёт с лазерным дальнометрическим прицелом
"Кайра". Отличался сильно развитой оптикой в носовой части. Первый полёт
30 декабря 1974 года (лётчик-испытатель А.Г.Фастовец). С 1975 года
выпускался на Московском авиазаводе "Знамя Труда", в 1977-1982 годах - на
Иркутском. Всего изготовлено 197 самолётов. Принят на вооружение в 1980
году.
МиГ-27Л "Бахадур" ("изделие 32-29ЛК") - самолёт для ВВС Индии. Отличается
составом вооружения и системой госопознавания. Первый полёт 11 января 1986
года. Выпускался в 1986-1988 годах фирмой HAL в городе Насик из советских
деталей. Изготовлено 50 самолётов
МиГ-27М ("изделие 32-29") - модернизированный. Изменён состав оборудования
и вооружения. Выпускался в 1978-1983 годах на Иркутском авиазаводе и
Улан-Удинском вертолётном. Изготовлено 162 самолёта.
МиГ-27МЛ "Бахадур" - индийский МиГ-27М. Собирался из узлов местного
производства. В 1988-1996 годах изготовлено 150 самолётов.
Состояние
Истребители-бомбардировщики МиГ-27 всех модификаций сняты с вооружения
ВВС России. Часть машин передана в резерв и находятся на базах хранения в
состоянии, обеспечивающем, в случае необходимости, их боевое
использование. Самолеты этого типа имеются в составе ВВС ряда стран СНГ и ОДКБ(в
частности, Украины, Белоруссии и Казахстана, Индии и др.).
С сайта :
www.arms-expo.ru
Информация по Т-50 , статья из журнала "Оружие России" .
Т-50: Долгая дорога к 5-му поколению
Новейший истребитель пятого поколения, Т-50, ПАК ФА, "Огненная лисица" –
эти слова в наши дни не сходят с заголовков любого мало-мальски уважающего
себя издания. С одной стороны, Т-50 – жемчужина российской авиационной
промышленности, которой поют оды все кому не лень. С другой стороны,
существует еще целый сонм проблем и вопросов, которые предстоит решить
российским разработчикам, военным и всем тем, кому не безразлична судьба
российского истребителя. Свой "Взгляд со стороны" на эту тему предлагает
наш обозреватель Валерий Елисаветский.
Последний день МАКСа-2011 г. принес неприятную неожиданность. Во время
взлета прототипа истребителя 5 -го поколения Т-50 произошел помпаж правого
авиадвигателя. Летчик-испытатель самолета, Герой России Сергей Богдан на
скорости около 100 километров в час принял решение прекратить взлет,
произвел экстренное торможение. Т-50 остановился в пределах
взлетно-посадочной полосы. Ни летчик, ни самолет не пострадали.
Как заявил представитель дирекции авиасалона, «это нормальное явление,
когда самолет по сложным погодным условиям – большая влажность –
прекращает полет».
В свою очередь почетный президент авиасалона МАКС-2011, Герой России,
летчик-испытатель Магомед Толбоев подчеркнул, что произошла «небольшая
неисправность технического характера».
На самом деле это ЧП могло привести к печальным последствиям. Дело в том,
что помпа;ж (фр.pompage) — это срывной режим работы авиационного
турбореактивного двигателя, сопровождающийся хлопками в воздухозаборнике
из-за противотока газов, дымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги
и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель.
Воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, резко меняет
направление, и внутри турбины возникают турбулентные завихрения, а
давление на входе компрессора становится равным или бо;льшим, чем на его
выходе. В результате пламя может вылетать назад не только из сопла, но и
вперед из воздухозаборника самолета.
Кроме того, ощущения от вибраций, вызываемых помпажом, напоминают стук
молотка по железу. В результате может возникнуть пожар и сгореть сам
истребитель. Хорошо, что летчик вовремя среагировал на это опасное явление
и выключил двигатель. Но речь в этой статье пойдет не о доблести Сергея
Богдана, а о трудной дороге к 5-му поколению российской авиации.
Как все это начиналось?
Первые работы по боевому истребителю 5-го поколения на основе совместного
постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР начались в СССР в начале
1980 годов. Один из них, разрабатывался в ОКБ им. А.И. Микояна и получил
обозначение «Проект 1.42» или МФИ (многофункциональный фронтовой
истребитель). Второй родился в недрах ОКБ Сухого. Им стал Су-47 «Беркут» -
истребитель с обратной стреловидностью крыла. Но они оба не пошли в серию
по разным причинам.
В частности, оба истребителя не были многофункциональными, т.е. не могли
поражать как воздушные, так и наземные цели. Они не могли базироваться и
взлетать с поврежденных аэродромов. Самолеты не обладали
сверхманевренностью и возможностью безопасно летать на малых скоростях и
больших углах атаки, способностью совершать длительный полет на
максимальной скорости, летать на сверхзвуке на максимальном режиме, не
обладали малой заметностью. Т.е. они не были в прямом смысле истребителями
5-го поколения.
Явление «Огненной Лисицы» или Т-50
Как утверждают в компании «Сухой», Т-50 был создан в рамках программы
"Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА). Говорят,
что этот термин придумал нынешний руководитель ОАК Михаил Погосян,
работавший в то время в ОКБ Сухого.
Разработка самолета началась в этом КБ в конце 1990-х годов. И получилось
так, что объявленный Минобороны в начале 2001 г. конкурс проектов по
программе ПАК ФА был выигран в 2002 году суховцами. Главным конструктором
самолета стал А.Давиденко. После полномасштабного проектирования и защиты
эскизного проекта в 2004 г. началась подготовка к его производству КнААПО
(Комсомольск-на-Амуре). Первый полет прототип Т-50-1 совершил 29 января
2010 г. на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре, а программа первого
этапа испытаний Т-50 началась в конце апреля 2010 г. в ЛИИ в подмосковном
Жуковском.
Вездесущие янки прозвали уже этот истребитель Fieryfox или «Огненная
лисица» в противовес уже летающему американскому истребителю 5-го
поколения F-35 Raptor («Хищник»). И русской лисице придется конкурировать
с американским хищником. Но сможет ли?
Проблемы, вопросы, предположения
Как считают и отечественные, и западные эксперты, сможет, если будет
выполнен ряд условий. Первое и самое главное – это найти средства, которые
будут отпущены на проект. Если верить наши военным, то они планируют
закупить 6 десятков истребителей Т-50 минимальной стоимостью 100 млн. дол.
каждый в течение 10 лет. А всего отечественные ВВС намерены приобрести 250
самолетов 5 -го поколения. Есть ли лишние 25 млрд долл. в российской
казне, я сильно сомневаюсь.
Второй не менее важный вопрос – это наличие нового перспективного
двигателя. Пока Т-50 летает на модификации АЛ-31 – двигателе четвертого
поколения АЛ-41Ф1 ("изделие-117"), пусть уж очень сильно модифицированном,
но разработанном минимум 20 лет назад. Двигатель для самолета 5 поколения
должен быть, даже, по словам самих двигателистов, минимум на 30% мощнее,
на 40% экономичнее, чем АЛ-41, и иметь гораздо больший ресурс работы.
Такие работы ведутся, но для того чтобы создать такой двигатель необходимо
7-8 лет каторжного труда, новые материалы и море керосина для испытаний.
Третье и немаловажное условие – это наличие современного
оптико-электронного комплекса. Да, он разрабатывается Уральским
оптико-механическим заводом (УОМЗ), предполагает наличие радиолокационной
станцией (РЛС) с активной фазированной решеткой (АФАР, позволяющей
обнаруживать и обстреливать на расстоянии 400 км 16 целей. К сожалению,
пока есть только макет этого комплекса. И доводка его до ума тоже займет
не один год.
Четвертая проблема, которую надо решить для получения полноценного
истребителя 5 поколения – это его вооружение: ракеты различного радиуса
действия и многое другое.
Конечно, есть и другие вопросы и проблемы с созданием истребителей 5-го
поколения, которые надо решить, но их надо решать и решать сейчас. Если мы
отстаем от американцев в создании таких боевых самолетов на два года, то
уже сегодня нам на пятки наступают китайцы и не надо их сбрасывать со
счетов. Иначе мы окажемся в хвосте мирового прогресса и потеряем статус
великой авиационной державы.
МОСКВА .
(с) ОРУЖИЕ РОССИИ , Валерий Елисаветский , 2011 г.
www.arms-expo.ru
Свидетельство о публикации №112051008428