Социальные пространства поэтического эпинатизма
Современное искусство должно перестать заниматься самолюбованием, но поскольку официальная культура этого сделать не в состоянии, поскольку находится в плену самогипноза и коммерциализации, то это должны сделать мы создавая новые социальные культурные пространства, опираясь на самое демократическое средство современной коммуникации – интернет.
Представления о том, что искусство должно существовать ради искусства глубоко ошибочно, ибо чистое искусство напоминает язык на котором давно никто не говорит. Такой язык называют мёртвым. Поэтому хочется согласиться с Маяковским, который утверждал, что искусство должно опираться на решение социальных задач и в частности поэзия.
В связи с этим возникает вопрос. А какую задачу должна решать современная поэзия? В начале XX века на этот вопрос отвечали по разному.
Символисты придавали большое значение символу, акмеисты культуре как тождеству общечеловеческой памяти, футуристы новым формам, имажинитсы образу и т.д.
В XXI веке, когда противоречия между цивилизацией и природой обострились, с очевидностью главной задачей поэтического творчества становится формирование нового ценностного отношения человека к природе, возвращение к истинным ценностям и отказ от фальшивых ценностей, где истинные ценности – это есть духовные ценности, а фальшивые ценности – материальные ценности. Человек должен осознать, что он часть природы и перестать противопоставлять себя ей. Он должен вернуться к природе.
По сути речь идёт о том, что поэзия должна помочь человеку сформировать новое ценностное мышление. Современная поэзия должна усилить аксиологическую, иноформационную и творческую функции культуры. Поэзия должна научить человека восхищаться природой, почитать её, как это делали наши предки, но на новом современном уровне. А для этого необходимо научиться видеть красоту во всём, вот тогда действительно слова Достоевского станут пророческими и красота спасёт мир.
Возвышенное или романтическое восприятие окружающего мира, действительности не есть самоцель, а путь который поможет вернуться человеку к природе. Такова главная задача нового поэтического направления – эпинатизма.( от греческого epitrofi – возвращение и латинского natura – природа)
Возвращение к природе предполагает не отказ от завоеваний цивилизации и возвращение к каменному топору и звериным шкурам. Такое понимание вульгарно.
На самом деле возвращение к природе предполагает духовное возвращение, возвращение утраченной любви к природе и почитание природы, понимание того факта, что природные ресурсы не бесконечны и что надо научиться их использовать целесообразно.
Возвращение к природе, должно научить человека той мудрости, что он не царь её, но часть. Только тогда измениться отношение людей к флоре и фауне. Новые ценностные принципы, помогут человеку создавать безотходные производства, человек перестанет загрязнять водные ресурсы и воздух, истреблять животных и растения. Вот чему должно способствовать возвращение к природе.
Тремя основами эпинатизма являются природа, человек, общество. Человек должен научится любить природу, себя самого ибо он часть природы и общество ибо оно состоит из людей.
Природа – основа основ жизни на земле. Без чистого воздуха человек не сможет дышать и быть здоровым, без чистой воды человек не сможет пить и быть здоровым, без чистой земли человек не сможет есть и быть здоровым. Природа – это биосфера, которую надо беречь, как древо жизни, а берегут только то, чем восхищаются. Современное сознание восхищается золотом, поэтому бережёт золото, но золото ложная ценность, восхищаться нужно биосферой. Задача эпинатизма- научиться восхищаться биосферой.
Человек – часть природы. Следовательно он должен научиться восхищаться самим собой – ноосферой. Ибо как можно относиться по новому к природе не изменив отношение к себе. Человек – это биосфера в миниатюре. Поэтому человек должен заниматься экологией души. Он должен освободиться от вредных привычек, покончить с алкоголизмом, наркоманией, курением ибо тело храм души. Можно ли это сделать не восхищаясь собой? Нет.
Общество – это организованная разумная материя. Оно состоит из социальных групп и социальных институтов и этносов. Человек должен научиться восхищаться обществом, любить общество, что приведёт к исчезновению войн и мусора в городах, ибо человек восхищающийся обществом будет думать не только о себе как личности, но и как части целого – общества.
Восхищение обществом приведёт к гармонии между культурой и природой.
Ибо биосфера – это первая природа, а культура – это вторая природа.
Возвращение к природе - это есть возвращение и к первой природе и ко второй природе, соединение биосферы и культуры и получение ноосферы
Для того, чтобы решать такую задачу, поэтический эпинатизм должен опираться на социальный оптимизм, на веру в человека, природу и в Бога, творческим стержнем эпинатизма должна выступать идея созидания. Искусство призвано в первую очередь созидать, но не разрушать. При этом
созидать опираясь на диалектику, то есть созидательность должна быть преемственной, переход к новому не отрицая старого, но отбрасывая устаревшее. Чтобы восхищаться природой, поэзия должна научиться передавать не только основные цвета, но и оттенки смыслов окружающего мира и его краски. Объект поэтического творчества, должен определяться максимально возвышенно. Если героем стихотворного произведения выступает ландыш, то его нужно изобразить в идеале так, чтобы субъект читающий данный текст почувствовал даже запах.
Эпинатизм должен опираться на следующие принципы
1. Видеть романтику во всём.
2.Произведение должно основываться на квалитативном, т.е. образном мышлении.
3. Произведение должно быть эмоционально насыщенным.
4. Поэтизация доброго, светлого начала.
5. Широкое применение метафоры.
6. Одухотворение природы и культуры.
7. Устремлённость к творческой свободе и совершенству
8. Присутствие в произведении яркого или необычного образа
9.Стремление передать образу эмоционально точное значение
10.Отрицание культа техники и её эстетизации
11.Отрицание антропоморфности второй природы
12.Пафос синтеза биосферы и культуры
13.Бунт против техногенной цивилизации
14. Возвращение буквам смысловых значений использование живой азбуки
Как и любое поэтическое направление эпинатизм должен стремиться к новым горизонтам и потому должен смело экспериментировать с лексикой, стилистикой, формой и словом. Возникнув на основе наноромантики, эпинатизм в будущем может состояться как самостоятельное поэтическое направление.
Свидетельство о публикации №112050909180