Былина

                Россия, Русь! Храни себя, храни!
                Смотри опять в леса твои и долы
                Со всех сторон нагрянули они,
                Иных времён татары и монголы.
                Николай Рубцов

Опустилось небо тьмою тучною,
Зацепившись облаком за сосенку,
И пролился дождь слезой горючею
Да на нашу землю поздней осенью.

Надували ветры щёки холодом,
Ворошили травушку пожухлую,
И деревья сбрасывали золото
И, качаясь, филинами ухали.

Закружились листья хороводами
Меж стволов кленовых и берёзовых,
Оголяя ветви в непогоду и
Притворяясь сильно нетверёзыми.

Лишь дубы, как витязи могучие,
Долго-долго бились с ураганами
И пуляли жёлуди, и с тучами
Воевали словно с великанами.

Но, увы, не выдюжили натиска:
Сорвало с них латы проржавевшие,
И от Пскова до Семипалатинска
Стали наги все и безутешные…

И движенье соков тихо замерло,
Словно приступ острого безмыслия,
И стволы застыли строем лагерным,
Позабыв былое бескорыстие.

Невдомёк им то, что к небу тянутся,
Будто руки, ветви онемевшие,
Но мороз стянул их слоем глянцевым —
И во льду застыло войско пешее.

Нагоняя жуть антициклонами,
Подошли лихие сороковники,
И поникли кронами над склонами
Вязы, точно пленные полковники.

Дух крепчал, и лютыми морозами
Закалилась их кора шершавая,
И вцепились в землю корни грозные,
А иначе, знамо, оплошали бы.

Но зима, придумав кучу хитростей,
В неурочье оттепель устроила —
И деревья в девственной наивности
Сок погнали с силою утроенной.

Но обман хватал едва ожившее
И хлестал морозцем неожиданно,
Погубив вотще цветенье пышное
И, глумясь, прозябшее отщипывал.

И, казалось, нет нигде спасения
От лавины холода тоскливого —
Не дождаться солнышка весеннего
И галдёжа птичьего крикливого.

А под лето будто распогодилось,
И вернулась в лес надежда вешняя,
И душа деревьев перестроилась —
Всколыхнулась трепетно, сердешная.

Да снесло побеги ураганами,
А затем и засуха ударила,
И стволы прослыли бандюганами,
Так что стало хуже, чем с татарином.

Обнищала тяга сокогонная:
Дефицит стремления к Предвечному
Обусловлен стал нехваткой огненной
Восковых запасов для подсвечников.

Всей тревоги худосочья хлипкого
Ароматом сотового остова
Разогнал кошмар бы запах липовый
Преизбытком зова медоносного.

Но с яичной темперой рассорились
И не дружат липы с богомазами —
Поменяли память на зашоренность
И застыли, будучи не в разуме.

У коряг безжизненные рученьки
Сохранили почки потаённые —
Затаилась силушка могучая,
Да желанья нет расстаться с дрёмою…

03.08 — 03.09.11


Рецензии
Всегда робею в обществе рецензентов, отлично разбирающихся в теории литературного творчества. При этом вспоминаю одного своего товарища из молодости начала 60-х. Он "учился на поэта" в Литинституте и после выпуска признался, что на первом курсе у них было по 25 студентов "поэтов", "прозаиков" и "критиков-теоретиков". Выпустились после пяти лет 10 лириков, 10 "писателей" и 55 "критиков"...

На моё восприятие, Вы удачно применили здесь стиль (как бы он не назывался) с заявленной формой и содержанием. Вам удалось пространство между "...И такие лютые бывали времена...вся Земля Русская пуста становилась..." и некрасовским началом поэмы "Совресенники"...

"Я книгу взял, восстав от сна,
И прочитал я в ней:
"Бывали хуже времена,
Но не было подлей"..."

наполнить авторскими смыслами и ясной надеждой -
"Да, были проиграны Россией серьёзные сражения, но почти 11-вековая цивилизационная война "коллективного запада" с русским миром только приближается
к генеральной схватке". И у России очень хорошие шансы выстоять и сохранить себя.

Думаю, Запад никогда не согласится на существование суверенного Государства Российского. Пора нам понять, что мы - другие, а не пытаться лукавыми либеральными реверансами выпрашивать у Запада "билетик " в прицепной плацкартный вагон экспресса "Европа" где-то на верхней полке в крайнем купе...

Трагедия наша, вероятно, в том, что мы привыкли обличать самих себя. Точнее, нас приучили воспринимать себя "недоумками" с ужасной родословной и требуют от нас самобичевания и постоянного отказа от своего прошлого.
Нельзя этого делать с собственной историей. Не поступают так ни иудеи, ни мусульмане, ни китайцы. Осознать и покаяться - да, но не поливать грязью своё прошлое - любимое занятие русских либералов и "творческой богемы" в любые времена.

Моё предощущение - сегодня с христианством, с нравственными и социальными "ценностями" в западном мире не всё в порядке и отголоски этого обязательно накроют и Россию.
Смотрел по ТВ репортажи из Иерусалима о том, как полиция трепетно охраняет (!!!)всемирные "гей-парады"! Вызов уже брошен - агрессивное меньшинство диктует свою волю пассивному большинству!!!

Мой вывод, Алексей Владимирович: пора России в полный голос заявить о своих приоритетах в этом мире - что именно, какое государство, с какой идеологией мы хотим построить. Православие ожидают непростые времена. Помню, что у истоков
зарождения Государства Российского на Куликовом поле были Александр Пересвет и Андрей Ослябя - монахи Троице-Сергиевского монастыря.

Крепко зацепило меня,
ветерана одной "холодной войны"
и участника трёх военных конфликтов
мирного времени, Ваше произведение!

С почтением после прочтения,

Анатолий Евстафьев   06.03.2021 10:10     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогой Анатолий!
Сродность размышлений - великое благо!
Наша любовь "поливать грязью своё прошлое", да и не только прошлое, основано на нашей национальной идее: в конце концов, всё, что не вписывается в концепцию "Русь святая" не может не вызывать отторжения, и свидетельствует об апокалиптическом неравнодушии русского человека. С другой стооны, и на Западе вполне достаточно нормальных людей. Всё, что мы имеем негативного по отношению к себе,
есть следствие политических игр. А во власть, как известно из древней притчи эпохи Судей, рвутся только терновники, ибо у добрых деревьев есть дела поважнее!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   31.03.2021 09:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.