Печальный конец капитализма и начала новой эпохи

Печальный конец капитализма и начала новой эпохи.

Сначало охарактеризуем новую эпоху, которая уже рождается. Попробуем современный этап понять в сравнении, выявляя структуры будущего. Но советую не запутываться, я не даю детаьный анализ.

Высшую стадию человевеческого общества характеризует не принцип потребления или распределения, потребление высшее или низшее, его не характеризует даже принцип производства, а принцип развития человека, в котором он своими продуктами обращается так, как ему нужно как человеку. Пока же над людьми господствуют продукты их деятельности, и они остаются слитыми со своими продуктами и живут по внешним законам. А это мы и называем экономическими законами. Принципы производства и потребления, на протяжении тысячелетий управлявшие людьми, здесь отпадают вместе с отпаданием обмена и, главным образом, экономического измерения. Ибо здесь, в отличие от предыдущих эпох, основанных на материальных отношениях, единственная реальность – это человек, а все остальное – его творения. И человек себя отделил от них и не отождествляет с ними. Деньги - это изобретение людей, а не богов. И богов создали люди, а не наоборот. И человек определяется уже не своими творениями, а способностями и их безграничным развитием, открыв самого себя как самостоятельного духовного и сознательного существа. Стало быть, он уже попадает в другое пространство и другое измерение. Поэтому, если учесть, что здесь все уже основано на интеллекте и продукцию, необходимую обществу, уже производит техника, то принцип обмена, а следовательно и распределения отпадают. А вместе с ними отпадает и потребление как момент этого обмена.

Высшая стадия начинается с открытия человека, точно так же, как средневековье начиналось с открытия бога – теоцентризма, а капитализм - с открытия богатства как такового. Когда-то человек открыл единства мира и искал основу, связывающую его воедино и делающую целостным. И всегда было какое-то высшее начало. И этим высшим началом здесь впервые выступает развитие человека как личности и отношения межчеловеческие. Другими словами, здесь все делается не для вещи и увеличения вещного богатства, обладающего индивидуальностью вместо людей, и не для бога, так же обладающего личностью вместе людей, а для человека и его реального личностного развития. И человек этот свой внешний мир впервые организует по своим человеческим меркам, выработав их. И когда этой субстанцией и этим высшим началом стали деньги, открыто обращенные против него, человек уже оказывается способным отделить себя от них. Если вы хорошо поняли мерки владельца денег, мерки капиталиста, мерки помещика и рабовладельца, то вы поймете и мерки человека, идя в противоположном направлении от них. Таким образом, экономическое измерение, развивавшееся на основе обмена, отпадает с распадом капитализма и в силу вступает человеческое измерение. Абсурдность нашего существования состоит в том, что самого обмена, породившего экономические отношения как основу всякого существовавшего до этого общества, уже нет, и он заменен просто деньгами. Какое здесь могут иметь значение деньги, вещи, экономическое богатство, служившие целью и этим измерением для людей? Никакого. Деньги имели экономическое значение не тогда, когда они выступали средством обмена деятельностью людей. Например, я покупаю на базаре необходимые мне веши, продав какие-то свои. Здесь существует товарообмен, просто опосредованный деньгами. И это еще не является экономической категорией, то есть производственным отношением, образующим основу общества. В этом смысле деньги играют чисто случайную  роль средства индивидуального обмена. В средних веках главной производительной силой был труд крестьянина. Здесь на протяжении веков деньги просто накапливались. А крестьянина стимулировал просто тот кличек земли, к которому он был прикреплен, а так же непосредственное принуждение. И все качественно изменяется, когда возникает наемный труд и деньги приводят в движение общественный труд людей и здесь становится общественной силой. Здесь деньги превращаются в капитал и становятся обликом богатства, и торговля уже является условием саморазвития капитала.  Деньги имели свое место в жизни общества, образовывали общественные отношения, в рамках которых люди жили, они стимулировали труд людей, оценивали товары и деятельность людей и т. д. С развитием же техники исторические корни, продавшие деньги и превращавшие их в капитал, в эквивалент товаров, во всеобщее богатство, исчезли. Создание богатства общества уже не зависит от труда людей.

Взаимоотношения между капиталом и трудом исчезли, то есть как раз этот обмен. Стало быть, и экономическая надобность в деньгах тоже отпала. Раз сложилась техническое общество, значит предпосылки будущего уже полностью подготовлены. Дело теперь остается только за человеком, привязанным еще своим сознанием к прошлому, деньгам, власти , вещам и т. д. И вот деньги и образовали его облик и занимаются теперь им, давят на него. Дальнейшее развитие общества уже связано с развитием человека, и все должно быть перестроено к этому. Отсюда и судите, что сейчас деньги делают с людьми, став их обликом. Наша эпоха есть эпоха становления личности, и было бы абсурдно думать, что деньги, оценивавшие до сих пор богатства, товаров, вещей, богатства, смогут оценивать и людей и характеризовать и их развитие. Общество развивалось по экономическим законам, а человек развивается по психологическим законам. И для его развития здесь нужно не экономическое пространство, а пространство его развития. И это пространство и создано техническим прогрессом. Стало быть, цель технического прогресса, не безграничное экономическое обогащение и соответствующее ему потребление, а пространство развития человека. И человек вступает в это пространство. Ясно, здесь деньги, заполнившие это пространство, все свертывают и тем требуют, чтобы их убрали. И это итог исторического развития не только денег.

 А что в новом объединении? В новом же объединении экономическое богатство найдет свое место, отведенное ему историей, став богатством самого человека. Здесь исторически просто одна форма движения превращается в другую, а именно экономическая, социальноая форма движения превращается в психологическую, духовную как в высшую форму. Благодаря деньгам один человек может использовать, скажем, силу 10 человек и на этом устраивать себе «комфортную» жизнь. При этом один человек персонифицирует вещи, богатства, власть. Так целые классы людей устраивали себе комфортную жизнь, эксплуатируя другие классы, лишенные средств производства. Но все сложится наоборот, если эти люди объединятся и вещи будут принадлежать всем и каждому в отдельности. Тогда  над проблемой будут размышлять 10 человек, не персонифицируя вещей, власть  и каждый отдельный человек будет свободным от них, и они при этом обуздают власть продукта и тем откроют путь к свободному развитию каждого, освободив каждого именно от материальных забот и от того, чтобы человек персонифицировал труд.  Эти материальные заботы – это проблема 10 человек, 100, общества в целом, а не моя. Миллионы людей от них будут свободными, выработав разумные механизмы экономического развития, которыми управляет общество. И от того, что я участвую в в общественной деятельности и в обсуждении этого вопроса как член данного общества один час или два, я не порабощаюсь ничем.  Я имею все материальные условия, создаваемые этим обществом на основе высокой технодлгии. Можно возложить все обязанности на директора и от него ждать всех благ, можно возложить все обязанности на президента, персонифицирующего власть, от от него ждать всех решений, а можно это возложить просто на совет, на общество, самоуправляющееся, выработав его механизмы. И современные интеллектуалы, изобретающие тончайшие дизайны, изобретут вам любые механизмы, работающие именно на вас – на общество. И тогда уже в  тех, кто персонифицирует власть и богатства и представляют собой мощь всей страны, надобности не будет. Современный же мир просто вывернут наизнанку деньгами. И все это происходит для того, чтобы отделить людей от вещей и вещного развития и чтобы отделить и власть от людей. И здесь внешнее развитие одного оказывается ограничением этого развития у остальных только в рамках собственнических отношений - присвоения и обладания – общественного отношения, сложившегося исторически. А это есть нечто совсем другое, чем экономическое измерение, если производство организуется с точки зрения развития человека и если продукт является продуктом людей. Тогда не будет никакой чуждой силы, которая стоит над всеми людьми как некий рок. Это слы людей, которыми они управляют сами. Человек сейчас пересонифицирует продукт, представляет собой некоторую сумму денег, в которых аккумулирована общественная сила. Человеку же в духовном пространстве нужен не экономический продукт сам по себе, а его собственное развитие. И оно, его развитие, действительно не будет иметь границы.

И только с этого момента человек раскрывается и как космическое, вселенное существо. Циолковский землю называл колыбелью человека. И подобно тому, как ребенок не может всегда пребывать в колыбели, так и человек, когда придет время, покидает землю. Сейчас он просто порабощен собственными продуктоми. И люди озабочены их распределением и потреблением. И когда всеобщим богатством стали деньги, они стали делить и деньги, чтобы обладать общественной силой. И так всегда шла война. И люди, слитые со своими продуктами, в рамках отношений собственности, не знали и не могли знать человеческого развития людей  и человеческого отношения людей друг к другу, персонифицируя именно вещи и власть как общественных сил, стоящих над ними. И различным образом их осваивали и развивали. И полное развитие этих общественных сил, противостоящих людям, завершается капитализмом. С распадом же капитализма начинается их превращение в человеческие силы, в в собственные силы людей.

Сегодня в силу вступили индивидуальные механизмы развития, направленнные на разрушение этих сил. Здесь, как мы уже знам, и богатство, и власть индивидуализируются и становятся делом людей. И было бы наивно думать, что аким, например, на которого возложана васть на  всю область, будет размышлять о своей области и живет ею и ее интересами. Раз власть индивидулизирована, значит она исползуется в интересах индивидов и служат только им, как и все богатство, которым каждый овладел в приватизации и разгосударствлении. Власть работала на общество, только когда работали общественные механизмы. А это есть признак неотвратимости разложения, в котором эти силы превращаются в индивидуальные силы просто по экономическим и политическим законам, действовавшим исторически.


Рецензии