Этика оптимизма философии небытия - 25 тезисов

Ниже дана авторская концепция этики оптимизма философии небытия, изложенная в тезисной форме. Она нацеливает жить полнокровной жизнью, радоваться каждому дню и целеполагать продление индивидуального и коллективного бытия. Эта концепция служит обоснованием концепции всеобщей экологии в рамках научного понимания мира и экологии бытия – в философском плане.

1. Исходный тезис философии небытия:
Небытие абсолютно, бытие относительно. Небытие вечно и бесконечно, а бытие временно и ограничено.
 
2. Небытие как онтологическая неопределенность неизбежно и спонтанно порождает онтологическую определенность, то есть бытие; небытие реализует себя в бытии.

3. Бытие имеет онтологическое право быть, поскольку порождено небытием и сосуществует с ним.
 
4. Бытие как реальность существования есть онтологическая противоположность небытия  –  реальности отсутствия.

5. Небытие порождает бытие, устанавливает ему пределы, поглощает его и вновь порождает, выполняя как конструктивную, так и деструктивную функцию по отношению к бытию.

6. Бытие в целом и всякое сущее в отдельности ограничено в пространстве и во времени небытием.

7. Бытие согласовано с небытием тем, что небытие определяет рамки существования сущего, дифференцирует и структурирует бытие в целом.

8. Как бы не было ограничено бытие (и любое сущее), оно есть закономерное (хотя и статистическое – ситуационное) имманентное проявление мира, что еще раз подтверждает онтологическое право бытия (и любого сущего) быть.

9. Жизнь есть модус бытия, а человек – высший, наиболее совершенный  носитель этого модуса.

10. Ограниченность любой жизни, включая жизнь человека, не умоляет ее онтологического права быть.

11. Всякое сущее как реально существующее может соотноситься с другим  сущим; соотнесенность различных сущих между собой создает внутреннее разнообразие бытия, его неоднородность и информационную емкость.

12. Неоднородность в сочетании с однородностью, их соразмерность и информационность служат онтологической основой привлекательности бытия для того, кто умеет оценивать.

13. Только человек как сущее, как носитель жизни, обладающий сознанием и душевными качествами, умеет по-настоящему оценить и ценить гармонию разнообразия бытия.

14. Человек бытиен по своей принадлежности к бытию, его сознание, логика и язык имеют бытийную направленность.

15. Умение оценить и ценить гармонию разнообразия бытия приносит человеку телесное и духовное наслаждение.

16. Способность к наслаждению бытием делает человека счастливым и побуждает его любить жизнь.

17. Целью жизни становится сама жизнь.

18. В силу однократности бытия жизнь каждого человека уникальна и неповторима.

19. Человек как бытийное существо хочет быть и не хочет не быть.

20. Осознание бездны небытия под ногами человека выявляет особую ценность каждого мгновения его жизни.

21. Любовь к жизни и понимание своей конечности заставляет человека страшиться смерти как проявления небытия и усиливает волю к жизни.

22. В силу субъективности, бытийной замкнутости внутренней жизни человека его жизнь для него самого становится бесконечной.

23. Желание человека оставаться в рамках бытия и противиться небытию, таким образом, есть результат онтологического права бытия быть.

24. Из сказанного вытекают следствия:
1) онтологическая необходимость заставляет человека бороться за свою жизнь и бытие в целом (как условие его жизни) и ставить запрет на самоубийство;
2) онтологическая уникальность каждого человека и его право быть создает запрет на убийство других людей.

       Прибавление
25. Человек не страшится смерти и устремляется в небытие при трех основных условиях:
1) если он поражен недугом, не позволяющим ему получать наслаждение от жизни (иначе говоря, страдания затмевают радости жизни, но это исключение из правила);
2) если он полагает, что после смерти его ожидает другая жизнь, лучшая, чем та, которую он имеет (т.е. жизнь без страданий, в ином теле, сверхъестественная, божественная, райская и т.п.); фактически в этом случае речь идет не о небытии, а об инобытии.
3) если ценность жизни другого человека им ставится выше собственной и его выбором становится самопожертвование.


       Примечания
Первый вариант принципов этики оптимизма философии небытия написан 2 октября 2009 г.
См. публикации автора:
         Солодухо Н.М. Этические принципы философии небытия //Вестник Казанского государственного технологического университета. Гуманитарный выпуск. – Казань, 2010, №3, С. 370-376;
         Его же.  Принципы этики оптимизма в философии небытия // Вестник РФО, М.,  2010, №3, С. 69 –71;
         Его же. Философия небытия. Монография. - Казань, 2002.

    Солодухо Н.М., д.ф.н., проф. (Казань)

    Приведен рисунок автора фломастерами "Древо жизни. Берег Волги" (2000).


Рецензии
Уважаемый Натан Моисеевич!
Хотел бы чистосердечно вас поблагодарить за то, что уделили свое время проблемам понимания онтологического небытия. Несведущие в философии люди, желая узнать истину, неизбежно разбивают свои пытливые лбы об сотни-тысячи ссылок на статьи богословов и солипсистов. Лишь книга достопочтенного астрофизика Лоуренса Краусса хоть как-то разбавляет сложившуюся монополию псевдофилософов на интернет-источники, пусть даже в своей книге автор и не пытается разрешить философские проблемы в поставленном вопросе. Благодаря вам, люди начинают думать и задавать себе интересные вопросы.

Юрий Цейх   22.10.2018 17:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.