Мысли о любви

К Бальмонт в своей статье "Романтика" ("Избранное",М., "Правда",1990,с.511-512)даёт нам перевод стихотворения Шелли о любви. Позволю себе целиком цитировать эти замечательные стихи:

Любовь не прах,не золото,не глина,
Делить её не значит отнимать,-
Она как ум: кто хочет понимать,
Пред тем весь мир знакомая картина ...
Она как свет фантазии живой,
Меж тысячью зеркал она блуждает,
В земле глубокой,в тверди голубой
Сквозь бездну призм изменчиво блистает.
Безбрежный мир исполнен её везде,
О ней во тьме звезда поёт звезде...
Любовь равняет всех,любя упорно,
Я в сладость этой истины проник,-
Я знаю,что червяк под глыбой дёрна,
Любя,в своей любви,как Бог велик.

Шелли говорит о повсеместности любви,о множестве её образов,о её изменчивости.Кощунственное с религиозной точки зрения сравнение червя с Богом,в сущности,лишь образно передаёт значимость Любви в мире,намекая, что Бог есть Любовь,но у него опять получается еретическое - Любовь есть Бог.
Из факта повсеместности любви можно сделать два вывода. 1.В физическом мире есть аналог любви - это созидающая нечто энергия самого космоса и Любовь есть свойство Абсолюта. 2.Сексуальная,половая любовь лишь маленькая частица разнообразия целого,одна из форм любви,самая внешняя и обманчивая.Определённые степени любви имеются в любых позитивных взаимоотношениях людей,в дружбе,в творчестве... Можно любить духовно - излишняя мера духовности при этом вредит физической сексуальности.Можно любить добро - из этого вырастает вся этика. Но можно любить и зло, Плюшкин любит свою плюшку,а садист любит пытать свою жертву.Чувственные ощущения наслаждения совершенно одинаковы во всех случаях.Но любовь ещё и исторична,наполнена социальным содержанием,осуществляется в определённом средовом контексте,в самих отношениях людей друг к другу.И внешнее порою сильно изменяет смысл внутреннего.Радость садиста и героя одна,но её смысл и значение в мире разное. В одном случае эта радость стимулирует зверство,в другои героический поступок. Ненависть это тоже любовь - к тому,что противоположно предмету любви других людей.
Довольно любопытно сравнение любви с умом. Фнтичный философ Гераклит Считал, что в пространстве,в самом воздухе нашем,разлит божественный разум_Нус.Каждый человек приобщается к этой энергии,в зависимости от своей природы: нужна тонкая душа,грубые люди не воспринимают Нус,хотя также дышат им.Но любовь сравнивается и с фантазией. Как разум и созидание,она есть творчество,а творческая деятельность сопряжена с фантазией. Здесь имеется намёк на две из форм любви - любовь к грёзе и красоте.Это уже основание почти всякого искусства. Футуристы и прочие старые и новые заумники искусства уже не любят ни человека,ни жизнь - но они страстно любят себя и всё,что они делают.
Любовь действительно равняет всех,но всегда ли это хорошо и нужно? Не делает ли иная любовь человека рабом внешнего,когда чувство физического наслаждения не дополняет,а подавляет духовные отношения двух людей,когда самым главным оказываются половой орган и оргазм?
Мы видим,что для Шелли Бог ничто,если он не способен любить - тогда червяк выше. Но религиозное "Бог есть любовь" - это чисто догматическое положение, которое нельзя анализировать,ведь анализ выделяет ряд противоречий в смысле этого положения. Если Бог есть любовь,то Любовь-то и есть настоящий Бог, - атрибут оказывается выше сущности. Нельзя никак обосновать,что главным свойством Бога является именно любовь.Множество актов Бога,о которых повествует Библия - это,в основном,Ветхий Завет, - акты,исполненные не любви,а ненависти.И т.д.
Религиозное мышление рабское.Оно любит человека не потому,что так нужно,но потому,что это заповедь божья и кто это делает - богоугоден,ппо смерти попадёт в рай. Но главным образом верующий истинно любит Бога и только потом людей.Славить Бога на каждом перекрёстке,только этим и заниматься,- вот как верующий понимает "любовь". Заповедь - "возлюби врага своего" почти никогда не выполняется им,чисто формальная фраза.Но человека верующий оценивает лишь по вере того. Атеисты от Сатаны,грешники,все их миллионы заслуживают вечного ада. Такова любовь верующего к ближнему. Это вытекает не из сущности верующего,а из сущности самой религии,для которой только БОГ и есть ВСЁ,а что вне его - суета сует,грех и бренность.Что Церковь не враждебна миру хорошо,но это означает её отход от истинной веры,само требование цивилизации и прогресса.
Но разные формы и смыслы любви указывает лишь на её великое значение в мире людей: она объединяет души и зовёт в творчество,она может быть свойством как примитива,так и великой личности.
Без любви наш мир превратился бы в одну живую могилу.


Рецензии