Той Амфорой он дотянулся до РИО...
Давайте его пригласим на застолье,
Он тоже открытия делает миру,
Имеет на небе Звезду АЛЬТОИРА.
И пусть виртуальна звезда та, но всё же,
Устроил он там виртуальную ложу,
Общается с нами системой ГЛОНАССА,
С собой захватил он достаточно кваса!
Той АМФОРОЙ он дотянулся до РИО,
Мечтает гульнуть он по улицам Рима,
Но сделать, скажите, ему кто позволит,
И даст кто ему здесь достаточно воли?!
Как мы захотим, и никто не узнает,
Какой он достичь мог вершины Познанья,
Тем более, близится к нам Астероид,
Он АМФОРУ эту с концами накроет!
Так пусть не кичится наш друг Анатолий,
И вспомнит, боролся когда-то он с молью,
В районе его и собака кусала,
Неужто несчастий ему было мало?!
В районе его и собака кусала...Имеется в виду случай конца 50-ых годов, когда участвуя энтомогогом в противомалярийных меронриятиях, он подвергся в одном из дворов города Барды атаке собаки, и вернувшись в Баку, испытал, какие это уколы. Но потом, по жизни, в связи с научными открытьями, он испытал массу других, и нулевой его статус под занавес- самый чувствительный!
Общается с нами системой ГЛОНАССА...Конечно, до ГЛОНАССА автору далеко, но о любопытной ГЛО СЕН НАУ читатель, думается, с интересом познакомится в продолжении данного стиха, возможно, глобального звучания. Сбегутся (вот размечтался- скажет супруга, узнав об этом. Её любимое изречение- Успокойся, Артюшкин! Ты всех достал своей Амфорой! Никому ты в России не нужен) журналисты и корреспонденты их Смоленска и Москвы, кстати, на днях автор имел приятную встречу с корреспондентом Радио Смоленска и надиктовал в микрофон своё первое стихо из бакинского лета...1952 года-
Город многими огнями светит,
Месяц ровный свет льёт с вышины,
И на этот город Трумэн метит,
Атомными бомбами войны.
Этот трюк ему уж не удастся.
Ход истории здесь говорит,
Как ни будет злобно он стараться.
Гитлера конец над ним горит,
Потому всем миром мы ответим,
Поджигателям войны. всем этим,
Труменам, и Черчиллям, и Этли.
И для вас припасены ведь петли.
Это был балкон на 4 этаже по ул. лейт ШМидта 8. А летом 53-го на нём прозвучала (гитара) изумительная мелодия Ф. Шуберта, в 55-ом- романтическицй шедевр "Воспомининие об Альгамбро". Летом 1976-го, уже на ф-но "Беларусь" сочинится мелодия в испанском духе.
И...посыпятся мелодии вперемежку с научными находками, настолько сказочными. что в них никто не захочет поверить. А признать их при жизни в России- традициенно невозможно!
А вот и ГЛО СЕН НАУ...
ГЛО СЕН НАУ.
ИЛИ
СКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ ПРО ВЛЮБЛЁННОГО В НАУКУ ГАДКОГО УТЁНКА С СУДЬБОЙ ОЛОВЯННОГО СОЛДАТИКА, РАСКАЗАННАЯ К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХАНСА КРИСТИАНА АНДЕРСЕНА И К 60-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.
Дерзающим
Не казаться, а быть
И против течения плыть
Не приспособлены ещё наши глаза, чтобы разглядеть всю красоту мироздания, но когда-нибудь мы этого достигнем. И это будет всем сказкам сказка, потому что она будет про нас самих.
«Жаба». Х.К. АНДЕРСЕН
- Как печально! – сказал розовый куст. – А я и хотел бы да не могу замкнуться в себе. У меня всё прорывается наружу, прорывается розами.
«Улитка и розы». Х.К.АНДЕРСЕН
ШЕСТНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ
ВОЙНЫ, НАУКИ, ПОЭЗИИ И МУЗЫКИ
В ВОСПОМИНАНИЯХ И ПРОГНОЗАХ
Сказочная быль.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью”
Слова из песни, увы, покрытой пылью.
Автоэпиграф
Интересно, о чем эта история с таким замысловатым названием? Что означает этот дорожный знак внутри грецкого ореха? А полумесяц? Что, ему захотелось воды? такими или подобными вопросами, наверное, задастся читатель теперь уже XXI века, когда и если сказочная быль будет а) дописана, б) опубликована, в) прочитана.
Когда же это случится, у читателя создастся иллюзия, что автор есть великий сказочник или враль и все описанное произошло в выдуманном им параллельном мире, а не в Баку и в Вязьме Смоленской области, - которые иначе, хотя бы на время стали бы культурными столицами мира - столько здесь было сделано и описано научных открытий, сочинено мелодий, и поэтических строк, прозы. Рукопись "О науке, с искусством.,»", авторский сериал «Письмо века на стыке тысячелетий», 40 на более 1,5 тыс.стр. художественных находок -"Пушкиниана в мраморе" на стене привокзальной станции бакинского метро - публикации в "Вяземском вестнике" и в "Авоське", профиль "отца всех народов" на полной Луне - посмотрите в бинокль на молодого вождя.
Конечно же, это только присказка и об орешке с ковшиком мы поговорим чуть позже и даже стихийно т.е. в рифму. Сейчас же вместе попытаемся предугадать ход событий, если бы не россиянин, а скажем, англичанин столько же открыл, изобрел, сочинил, написа
Не исключено, что тогда сценаристы всего мира начали бы осваивать фантастическую ситуацию, чтобы первыми получить "Оскара" или пальмовую ветвь. Композиторы с интересом и удовольствием приступили бы к аранжировке "сочиненных" мелодий и тем, счет которым подходил к З тыс. Не отстали бы от них и художники, ринувшись выискивать в его текстах признаки художественного восприятия и отражения мира, настаивая в коллективных посланиях в адрес ЮНЕСКО на необходимости восстановить но опубликованным описаниям открытую им в разрушенную временем Пушкинскую галерею на стене одной на станций бакинского метрополитена. Не остался бы равнодушным к научным новинкам и ученый мир - ведь любое достижение здесь можно в любой стране , как это случилось с открытием пенициллина, использовать для более гармоничного общения с Природой, для улучшения качества жизни.
Вот теперь, уважаемый читатель, вы, думается легко разгадали замысловатое начало сказочной истории - Глобальная сенсация науки.
Узнав, что с использованием микроорганизмов получены удивительные результаты, студенты Оксфорда и научных центров биологического профиля воспроизвели бы их и Англия еще на одном направлении стала лидером.
Россия же традиционно является страной с непредсказуемым прошлым, где к новому чего ни коснись, относятся с подозрением, а его носителей в лучшем случае, как данный, не замечают и где от ума одно горе. Здесь и Сократ не одолеет бюрократа, Пушкиных на пушечный выстрел не допустят ко двору, Высоцких унижают, Чижевских уничижают, Цветаевым не дают расцвесть, Бродских вместо вручения Нобелевки сажают в кутузку с бродягами, Жженовых высылают еще и на мороз, Сахаровых - в несладкий город, а Богатыревых, как верно подмечено, любят после.
Вот почему только остается надеяться, что сказочную историю мою опубликуют, эксперименты успешно воспроизведут и тогда…
"Такого в истории Цивилизации еще не бывало"- запестрят заголовки мировых изданий. "Россия так богата талантами, что позволяет себе их не замечать" и "Спонтанным может быть не только деление атомного ядра, но и творчество, когда концентрация интеллекта в отдельно взятой голове достигает критического уровня, что приводит к взрыву привычных представлений"- напишут склонные к эссеистике и афоризмам журналисты. "Будет справедливо, - заявят, объединившись видные ученые мира, - убедившись в реальном существовании удивительных кривых, - если сказителя выдвинуть номинантом, как в столетней давности случае с академиком И.Павловым на Нобелевскую премию по физиологии.
А теперь ступим на реальную почву и узнаем, какой смысл вложил автор в изображения ковша, дорожного знака и расколотого ореха.
В попытке догадаться, о чем далее пойдет речь будут правы те читателя, кто решит, что полумесяц и ковш автор выбрал для обозначения Вселенной.
Кто из нас, взирая в летнюю ночь на небо, усыпанное сверкающими звездами, не приходил в восторг от такого зрелища? Кто не мчался ввысь, в звездный мир мысленно: а есть там жизнь? Летом 1978г. в пос. Туркяны, что на берегу Каспия возле Баку, пришли ко мне вот эти -
Туман, что молоко -
В нем тонут даже звезды,
Но мысли мчат легко
Меня в манящий мир
Узнать, есть Разум там,
Есть винограда гроздья,
Царит там доброта,
Иль холод правит пир?
Да, Вселенная- это чудо! Она расширяется, все мчится со страшными скоростями, ко более 2 тыс. лет назад Архимед любовался таким же ковшом Большой Медведицы, как и мы сегодня:
Ночь. Полумесяц-пастух
Небес стережет покой.
Тишина, лишь сердца стук,
Вон звезда - достань рукой.
Ты стоишь заворожен.
Вон ковш - напейся воды.
Как мир прекрасно сложен!
Как сказочен путь звезды!
А жизнь? Жизнь- не меньшее чудо, хочется думать, возникшие на единственной во Вселенной голубой планете благодаря редчайшему и счастливому совпадению множества благоприятных условий. И первыми 3 - 4 миллиарда лет назад освоили нашу планету невидимки-микробы, которых на 1 мм, если их "усадить" бочком друг к другу, разместится целая тысяча.
Так вот для обозначения микробов по многим причинам очень подходит дорожный знак - кружок с минусом внутри. Во первых, кружком можно условно обозначить клеточную стенку микробов или бактерий, кому как больше нравится. Во-вторых палочка внутри, а точнее нить - это нить жизни, молекула ДНК, определяющая, быть ей или ему, микробу, круглой или палочкой, опасной или полезной, блестящей в массе себе подобных, шероховатой или даже флюоресцирующей. Еще удивительнее будет узнать, что длина этой молекулы ДНК, замкнутой в кольцо, тоже равна ...1 мм. И, наконец, по кругу осуществляется цикл реакций, кстати, как и у человека, благодаря которым микробы получают блоки для построения своего тела и нергию.
Вселенную и мир микробов однажды объединил я вот такими строчками:
Два мира линзы открыли для глаз,
Один - в просторах Вселенной,
Другой - он вокруг, он в каждом из нас -
Мир Космоса и мир тленный.
А теперь мы подошли к настоящему чуду, напишем его большими буквами - ЧЕЛОВЕК. Человек разумный. Да, это мы с вами, дорогие, и каждый из нас уникален, наделен такими способностям и талантами, что мы теперь смотрим на мир из космоса, а не из глубины пещер.
Благодаря нашим извилинам, так похожим на ореховые, мы пришли, вернее приехали от колеса к лимузину, от наскальных изображений и берестяных грамот к Моне Лизе и Евгению Онегину, от янтаря к Интернету
Ты раздвигаешь занавес веков.
И разрываешь груз земных оков.
Ты в космос вышел, вглубь Земли проник.
О, Человек! Насколько ж ты велик!
Согласитесь, что из всех видов творчества, этого движителя Колесницы Цивилизации, наивысшим является Спонтанное творчество, когда научные открытия, вечные мелодии и полотна, в плен берущие строчки появляются будто сами собой, без нашего желания, бессознательно. Что играет в проявлении феноменальных способностей большую роль - гены, трудолюбие в триаде "труд-творчество-талант" или воздействие электричества /вариант- мама в детстве уронила/остается загадкой человеческого Я.
Прибегнув к афористичной форме изложения, можно сказать, что спорт, наука и искусство, эти разнородные сферы проявления человеческого Я, сливаются в одну достигаемым в них совершенством тела, души и мысли, а наука по сравнению со спортом имеет важное преимущество:
Коль речь о важном повести,
О достиженьях говорить,
Их в спорте можно превзойти -
В науке ж только повторить.
Вот и завершается присказка. Сама же сказка будет удивительной не только по форме и содержанию. Она даст возможность читателям, особенно студентам-биологам повторить открытия автора и тогда добиться, чтобы статус его несколько повысили бы с нулевой отметки.
Сказка будет построена по рецепту кулинарного искусства, поскольку как в рулете содержательные слои - научные, поэтические, музыкальные будут пронизаны, пропитаны детскими воспоминаниями военных лет. Если признать, что жизнь каждого их из нас по сравнению с вечностью мгновение, думается, оправдано отразить жизнь автора в творческом ракурсе, чередуя в каждом из 16-ти мгновений воспоминания военной поры, прогнозом его научных открытий, отраженных также в поэтической форме и отзывом на его музыкальные экзирсизы музыковеда В.Н. Кузнецовой, которой автор выражает искреннюю благодарность.
ЕСЛИ когда-нибудь и кто-нибудь догадается определить, чей вклад в мировую науку в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина был наивысшим, не исключено, что им окажется автор данного письма, 15-го в затеянном им сериале, окажется, вот было бы здорово, еще ПРИ ЖИЗНИ. ПРИ ЖИЗНИ прекрасной, несмотря на удары СУДЬБЫ. СУДЬБЫ, которая часто сменяла гнев на милость и тогда одаривала наивысшим благом, мгновениями спонтанного ТВОРЧЕСТВА. ТВОРЧЕСТВА в различных его проявлениях - ко мне, безо всяких усилий и как бы свыше "приходили" мелодии, никогда ранее не звучавшие, богатые метафорами отрочки или, как когда-то, подсказки мира невидимых существ и целые сцены на облачном небе, в мраморных прожилках облицовки стен станции метро, что, как известно, достигается чрезвычайно редко, в особом состоянии вдохновения, словно на НЕБЕ.
НЕБО- мольберт для художника-ветра,
А зритель- все мы на земле.
Видим мы сцены длиной в километры,
Там движется кто-то во мгле.
Вот грива коня, а вот всадник на нем,
С гиканьем мчится по полю.
Где солнце, там лес полыхает огнем –
Дай лишь фантазии ВОЛЮ.
ВОЛЮ, да еще какую, надо было иметь, чтобы не впасть в отчаяние от осознания того, что по отношению к тебе действует какой-то непонятный ЗАКОН. ЗАКОН обратной зависимости твоего статуса от сделанного тобою, а теперь это ни спрятать, ни, замолчать, вклада В НАУКУ. В НАУКУ, в которую ты был так влюблен, что она в растерянности, а может быть, из взаимности стала выдавать тебе все самое сокровенное, все свои ТАЙНЫ.
ТАЙНЫ, которых оказалось так много, что ты еле успевал увековечивать их строчками своих ЧЕТВЕРОСТИШИЙ.
ЧЕТВЕРОСТИШИЙ, настолько заполненных смыслом, что ни строчка, то открытие, настолько соответствующих воем канонам красоты и гармонии, что как бы далее ни сложилась моя судьба, в одном я могу быть уверен - моей "древнегреческой амфоре" открытий суждено жить долго, если не вечно.
Вот на такой мажорной ноте переходим к Мгновениям.
Мгновение первое.
Когда началась война» мне было шесть и я помню, как внизу, у репродуктора нашего дома в Баку, напротив площади Свободы собралась толпа. Помню, как проводили на фронт дядю Ивана Семеновича Санникова. Под Керчью его тяжело ранят я он вернется домой лишь в 46-ом, из госпиталя во Львове. Привезет и подарит мне шахматы, которые, как я считаю, во многом "подточили" мой ум, подготовив почку для обильного урожая, какой я впоследствии "сниму" не только на научной ниве. Моей будущей половине, Але Долженко не было тогда и двух и потому она помнит лишь посадку на поезд в 44-ом, в котором она отправилась с матерью на встречу с отцом, А.Д. Долженко, командированным в Англию.
ОТКРЫТИЕ ПЕРВОЕ. В начале 70-ых, вернувшись в Баку из аспирантуры во ВНИИ "ВОДГЕО", я увлекся регистрацией дыхания микробов. Когда из головного института пришли анализаторы кислорода в ящиках зеленого цвета, я и подумать не мог, что полученные мною кривые дыхания «взорвут» многие привычные представления. И вот как мой первый успех отразят когда-нибудь в печати.
"Обнаружен аналог парникового эффекта в мире микробов. Влияние углекислого газа здесь оказалось более существенным, чем предполагалось в прошлом веке. Три личины углекислоты! Геометрия биореактора, количество и качество воздуха влияют на Вероятность, Направление и Скорость Микробиологических /правило «ВаНеСсы Мей»/ процессов. Двойное использование выявленной закономерности! В технологии биоочистки для достижения ее полноты углекислый барьер необходимо нейтрализовать. В биотехнологии стимулируется выход органических кислот".
Открытий секрет - это так просто:
Компрессор, вода и чуть земли.
Ползут кривые дыханья, роста.
Шумит прибор - ему и внемли.
А.Д. АРТЮШКИН
Иллюстрация из инета.
Свидетельство о публикации №112043002918