Люблю сидеть на берегу - Нина Ионина

Люблю сидеть на берегу
Не засыпающего моря,
Смотреть на плавную дугу
Дыхания его простора.

Как воды вьются в свитки волн,
Взвиваясь языками глянца,
Как будто голубой огонь
Все море опоясал танцем.

Как пены вычурная вязь
На гальке долго остается.
И моря с вечным небом связь,
Которая не разорвется.

И сердце приоткрыв слегка,
Я чувствую родство энергий
Пока стихия вод тиха,
Полна свечения и неги.


Рецензии
Как иллюстрация к статьям о ритмический инерции.
Размер стиха 4-х стопный ямб.
В котором наиболее сильно выражено ударение на 4 слоге.
(ну, кроме конкстантного концевого)
Если читать этот стих в ритме, РИ навязывает ударения
дыханиЯ
Языками
гОлубой
Опоясал
котораЯ
прИоткрыв
.
Далеко не все из них можно назвать приемлемо звучащими.
Так что с ритмикой в стихе не очень хорошо.
.
ЧТо касается содержания стиха - пройдемся по строфам.
.
"Люблю сидеть на берегу
Не засыпающего моря,
Смотреть на плавную дугу
Дыхания его простора."
.
незасыпающего или не засыпающего?
я думаю - здесь следует писать слитно.
незасыпание - как атрибут. А не как отказ от конкретного засыпания (типа кто-то усыпить пытается, или ждет, что оно должно заснуть)
"плавная дуга дыхания его простора."
-тяжеловесная конструкция по построению.
Масло масляное по смыслу - дуга - сама по себе плавная кривая, а не угловатая.
И малопонятная по метафоричности - что за "дуга дыхания"
.
"Как воды вьются в свитки волн,
Взвиваясь языками глянца,
Как будто голубой огонь
Все море опоясал танцем."
.
следовало бы не "вьются", а свиваются.
Последние две строки - кривые.
Как можно "опоясать танцем?"
Ведь это - сравнение. и второй член сравнения должен быть достаточно логичным и понятным.
.
"Как пены вычурная вязь
На гальке долго остается.
И моря с вечным небом связь,
Которая не разорвется."
.
Первая строка так и провоцирует на
"Ваших строчек вычурная вязь"...
Вторая - не очень ясно. Видимо имеется в виду не индивидуальная галька, а галька как галечный пляж.
Что за "вечное небо"?
Такое впечатление что "вечным" вставлено просто так, для затычки.
Последние две строки - никак не удается
логически состыковать с первыми двумя.
Связь с "вечным небом" - тоже остается на гальке?!
.
"И сердце приоткрыв слегка,
Я чувствую родство энергий
Пока стихия вод тиха,
Полна свечения и неги."
.
"слегка приоткрытое сердце" - пародийный образ.
Вторая - неизвестно что значит.
третья - вообще вкривь.
Какое "тиха" - ежели так какие-то глянцы, танцы и покрывание гальки связью?!
Насчет свечения - вообще не понял, откуда оно вынырнуло.
А насчет неги - ну кто уж как воспримет.
.
Рифмовка - ну приемлемо.
Хотя эстеты кое к чему непременно придерутся.
.
В общем - навал "красивостей" с плохой логикой и стыковкой.
Технически - не бог весть что.
.
Начальная техника есть - размер и рифмовка выдержаны, хоть и не лучшим образом.
А вот с выстраиванием содержания автору надо работать.
.
Что касается развесистостей - я лично от таких вещей, даже мастерски исполненных, не в восторге.
Но на это любители найдутся.
Но делать такие вещи, где никаких поэтических идей нет, надо мастерски. Чтобы хотя бы техническим уровнем компенсировать низкий идейнный и содержательный уровень.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   06.05.2012 16:05     Заявить о нарушении
Так как на одно и тоже произведение нельзя написать 2 рецки, отпишусь здесь.
Тимофею!- то что в стихотворении неправильный ритм, это очевидно. А давай допустим, что это Авторская задумка, и проверим - так ли это?
По неписанным правилам, если первая строчка заканчивается мужской рифмой, то вторая строчка, где находится женская рифма должна быть короче по длине, и тогда возникает правильный ритм. Вполне возможно автор этого не знал, и делал все по наитию, но сути это не меняет
Так для чего же это нужно, делать неуклюжий ритм,и стоит ли овчинка выделки? не знаю. может и не стоит,но нас к счастью интересует не это
Для начала, процитируем Степана:- ... пафос первой строки обязывает раскрыть, а почему же я люблю сидеть на берегу моря?" - вот это в самую точку, с этого и начнем
О чем стих, давайте вкратце.ЛГ любит сидеть на берегу моря,ну это многие любят, и что? одним нравится бушующее море другим еще какое-то, не суть важно. Нашему ЛГ нравится спокойное море,вплоть до штиля.Потому что, на его взгляд , на взгляд ЛГ тогда становится видимым красота, величие вод, его связь"с вечным небом" итд, итп ЛГ наслаждается этим величием и в силу своего восприятия описывает эти "красивости" НУ И ЧТО? -спросите вы а в чем смысл? Если так нравится говорить о спокойствии вод:Смотреть на плавную дугу
Дыхания его простора." ну поехал бы к какому-нибудь озеру, вот уж где тишь да благодать, да наслаждался бы там тишиной да покоем, так ведь нет, подавай море
Чтобы стало немного понятней, давайте обратимся к лермонтовскому "Белеет парус одинокий" - так вот, ЛГ этого произведения тоже любуется морем, но бушующим. Лермонтовскому ЛГ нужна борьба, которая закаляет, проверяет на прочность, и только в этом он себе находит покой. Именно поэтому в стихотворении должна присутствовать экспрессия, четко выраженный ритм, и еще раз ритм типа ритмического рока. Что я хочу сказать? внутренний мир лермонтовского ЛГ - это бешенный ритм, наложите этот ритм, на ритм шормового моря и вы получите покой. Что-то я много говорю о ритме, ну ладно
А что же в нашем случае? а в нашем случае, все ровно наоборот.Вспомним концовку стихотворения: И сердце приоткрыв слегка,
Я чувствую родство энергий
Пока стихия вод тиха,
Полна свечения и неги."
Что это значит? и вообще. Представьте себе медитирующего человека, который неминуемо стремится к внутреннему равновесию, к внутреннему покою, увы, ему приходится ломать многие ритмы мешающие внутренней гармонии. Может быть внутренняя гармония и есть полная отсутствие всяких ритмов, не знаю... не буду спорить. Не это главное
Главное то, что наш ЛГ четко понимает, что полный покой, типа глади озера, это только у продвинутых инсайтов, в его же случае подходит скорее море, у которого никогда не бывает полного покоя:"Люблю сидеть на берегу
Не засыпающего моря,
Смотреть на плавную дугу
Дыхания его простора."
............................состояние, которое родственно состоянию нашего ЛГ, напоминает состояние медитации (кстати дуга - плавная, обозначает скорей покой, при котором чувствуется дыхание простора)
Итак, в чем таки идея стиха, если мы еще не поняли
ЛГ говорит о том, что когда море спокойно, оно становится понятным, логичным приоткрывая при этом скрытые красоты, которые во время штормов как бы попрятались. Оно становится доступным для души, для восприятия:"Как пены вычурная вязь
На гальке долго остается."
А самое главное, ЛГ как бы проводит параллель, с тем, что когда успокаивается он или она, внутренне в душе(что бывает отнюдь не всегда), и успокаивается стихия, то в этот миг происходит как бы связь с Богом, происходят как бы откровения (в этом она видит родственность состояний)
Насчет технических огрехов, тут Тимофей в основном прав
Иначе говоря ЛГ не приемлет насилия, ни в какой форме. А что вы хотите, сразу видно, ЛГ божий человек, или добрый как хотите
Здесь я попытался доказать что стих не провальный, в нем что-то есть, но к сожалению выражено это что-то, не очень ясно, на уровне ощущений

Рашит Потайной   08.05.2012 01:37   Заявить о нарушении
Насчет женской и мужской рифмы, ровно наоборот(опечатка)

Рашит Потайной   09.05.2012 01:33   Заявить о нарушении
Уважаемый Тимофей, благодарю Вас за полный разбор моего стиха. До его разбора у меня и было написано "незасыпающего", а перед отдачей его на "бомбёжку" я исправила, дабы не сочли за грамматич. ошибку. В остальном я, конечно же, согласна. Все правильно Вы написали. Я увидела свои ошибки - нераскрытие темы, неумение передать мысль, чувство, грубые неточности. Мне просто печально, что я так плохо пишу. С глубоким уважением и пожеланиями всего доброго!

Нина Ионина   14.05.2012 17:12   Заявить о нарушении
Ни черта не понял!

Николай Серый   15.05.2012 13:09   Заявить о нарушении
Вы это о чем?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   15.05.2012 14:07   Заявить о нарушении
Не понимаю: зачем всё усложнять до чрезмерности? Поэзия - дело лёгкое! В отличии от прозы.

Николай Серый   15.05.2012 14:11   Заявить о нарушении
Кушать - все легко.
.
А квалифицированно производить - все тяжело.
Тем более - в условиях массовой конкуренции.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   15.05.2012 14:27   Заявить о нарушении
Вообразите: Вы приходите в церковь молиться и каяться. Ну, и с кем Вам конкурировать в церкви? Неужели Вам нужно долго и дотошно изучать технику покаяния и молитвы? Но этому учаться за один день: на примерах других прихожан... Учебник стихотворной техники несколько проще, чем пособие по формальной логике.

Проблема не в технике стиха, а в том, чему именно эта техника должна содействовать.

А перед этим вопросом очень многие останавливаются, как перед пропастью...

С уважением...

Николай Серый   15.05.2012 15:59   Заявить о нарушении
Николай, что это вы за чушь написали? Какая церковь, какие молитвы, какие прихожане? Какое отношение это имеет к стихотворной технике? Такое же как формула один... к коляске?..

Если вы лично считаете, что вам техника не нужна, флаг вам в руки и барабан на шею: в вашем лице русская литература ничего не потеряет.

Если вы ищите легких путей для себя - дело ваше. Главное другим людям (особенно новичкам) мозг не засоряйте всякой чушью, типа поэзия - это просто. Захотел так, не думая взял, и написал шедевр. Ага, а почему на этом сайте днем с огнем шедевр не сыщешь?.. Значит, не так уж и просто написать хорошее стихотворение.

Степан

Стихоремесленный Цех   15.05.2012 16:16   Заявить о нарушении
Если Ваше обращенье к поэзии началось с учебника стихосложения, то Вам его совершенно незачем читать.

Николай Серый   15.05.2012 18:38   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Тимофей! Да, технику надо отрабатывать. Но ведь Вы знаете, что это приходит постепенно, когда человек начинает очень хорошо чувствовать слово, а это происходит не сразу. (Поэтов от природы и сейчас немного.) Естественно, что и работы в период отработки техники будут не сразу интересными. И, может быть, надо порой смягчать свой "удар", чтоб не позволять человеку впасть в уныние. Или уж прямо -"ты графоман(ка)! Не хотела Вас обидеть.
С уважением!

Нина Ионина   15.05.2012 22:08   Заявить о нарушении
Какие удары?
О чем это Вы?
Это реальная оценка того что есть.
И не самая жесткая.
И не по самой полной программе.
.
Вы что, предлагаете, половину огрехов не озвучивать?!
Или нахваливать за них?
:-)
.
Да, путь к совершенству не быстр.
И труден.
И как можно пройти его с закрытыми глазами - не знаю.
.
А похвалы - Вам что, кукушек мало?
:-)
В последней рецензии я, кстати, отметил то, что у Вас удачно.
.
А то что Вам пока до мастера еще далеко - так это нормально.
Никто от Вас и не требует виртуозности.
Но огрехи для начала надо научиться хотя бы распознавать и стараться не повтоять.
И я задачу критика вижу , в частности, в этом.
Указать человеку на то, что он не видит сам, или неверно расценивает.
А будет шедевр - не сомневайтесь, похвалю!
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   15.05.2012 23:33   Заявить о нарушении
Нет, я не хочу, чтоб лестью меня вводили в заблуждения. Поэтому и обратилась за Вашей помощью, что нуждалась в правдивой оценке. За это я Вам очень благодарна! Сейчас не могу писать - стала строже относится к тексту, меняется видение, а главное - потенциал есть, а нет уверенности.
Простите за беспокойство. С уважением.

Нина Ионина   16.05.2012 12:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.