Иуда Искариот ученик не апостол 12. 12-1
Иуда Искариот(12.12-1.) ученик не апостол
(архив-12-1/12/аА/120711)
Дорогой мой современник, открываю для тебя историческую серию статей "ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" о самых достойных уважения человеческих судьбах избранных Творцом людей, которые посвятили свои жизни торжеству правды Автора жизни и Любви на планете Земля. Любой, уважающий себя человек, считает знание истории одним из самых важных в своей неповторимой жизни, чтобы реально познать высокую цену самой жизни и героев, отдавших этот безценный дар - жизнь на алтарь жертвы ради нашего счастливого будущего.
/аА/
Иуда Искариот ученик (12.12-1.)не апостол
Джотто ди Бондоне. «Поцелуй Иуды». Фрагмент
Иу;да Искарио;т (ивр. ;;;;; ;;; ;;;;;;, Йеhуда иш-Крайот, «Иегуда из Кериофа»[1]) — сын Симона, один из несостоявшихся претендентов в апостолы Иисуса Христа, предавший его.
Содержание
* 1 Этимология
* 2 Библейская история
o 2.1 Противоречие о «земле крови»
* 3 Неканоническое восприятие Иуды Искариота ученика(12.12-1)
o 3.1 Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
Этимология
Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, сына Иакова, Иуды, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей[2] сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди учеников в апостолы.
Библейская история
После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда из Кериоф ученик(12.12-1), предавший его, возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря:
- «Согрешил я, предав кровь невинную».
Они же сказали ему:
- «Что нам до того?»[3]
И, бросив сребреники в храме, Иуда из Кериоф ученик(12.12-1) пошёл и удавился.
Иуда из Кериоф(географическое) ученик (12.12-1.) или Иуда из Кариот (бытовое) ученик(12.12-1.), возвращающий первосвященникам деньги.
По одной из легенд, Иуда Искариот (народное) ученик (12.12-1.) или Иуда из Кариот ученик(12.12-1.) повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая Иуду-предателя, и приобрела свойства магического оружия, способного поразить вампиров (источник установлен на уровне неканонического предания).
После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученика(12.12-1.) ученики-апостолы Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды Искариота ученика(12.12-1.). Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою(70.1.Х), который прозван Иустом, и Матфия(70.1.2.)» и помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию(70.1.2.), и он был сопричислен к первоверховным апостолам.
Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей), которые так же часто используются как символ награды предателя. Иудин поцелуй стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.
По описанию Иоанна Златоуста, Иуда Искариот ученик(12.12-1.) , как и другие ученики-апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако лишился Царства небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был и мыслил как разбойник и вор; и не смог поменяться в сердце своём, чтобы освободить душу от духовно зла духа гордыни, которая, как и в его прежнем бытии, т.е. до ученичества у Иисуса Христа, толкала его на властолюбие (он любил командовать и ставить других людей в зависимость от его слов и планов) и ставила его собственные планы по жизни выше планов Учителя. Последствия такой жизненной политики Иуды Искариота ученика(12.12-1.) исторически известны. По всей вероятности он не желал смерти Иисусу Христу, но хотел по своему собственному плану примирить Учителя с первосвященниками. Но, увидев, что его план разрушился, Иуда из Кариота ученик(12.12-1.) не выдержал сложившейся политической ситуации, обнажившей в реальности, его предательство Иисуса Христа в руки первосвященников и синедриона. От невыносимой тяжести совершённого поступка Иуда Искариот ученик(12.12-1.) пошёл и повесился, до захода Солнца, в день, когда Иисуса Христа стали избивать, чтобы убить.
о «земле крови»
Со смертью Иуды связано известное противоречие. Согласно Евангелию от Матфея, Иуда вернул деньги первосвященникам, и они купили на них землю у горшечника. Эта земля называется «землёй крови», или Акелдама. Согласно Деяниям Апостолов, сам Иуда приобрёл «землю крови» «неправедною мздою».
Согласно фонду «Лютеранское наследие», это противоречие объясняется следующим образом. Землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде из Кариота ученику(12.12-1.).
Неканоническое восприятие Иуды Искариота
(варианты и теории измышлений человеческих)
История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени, в произведениях которых поступок этого человека подвергался различным толкованиям и интерпретациям в попытке уйти от воспринимаемой как нелепой мотивации. Например, получило распространение объяснение, что Иуда был должен предать своего учителя, чтобы Иисус смог выполнить Свою миссию, и Иуда это осознавал. В таком понимании (и в нескольких других близких) Иуда тоже, как и Христос, приносит себя в жертву. В частности, так трактует поступок Иуды Искариота режиссёр Мартин Скорсезе в своём фильме Последнее искушение Христа.
Сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа, был создан в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».
Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для Него была мученическая смерть. Христос дает чёткие инструкции, ненормальному Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.
Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.
Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
Согласно сторонникам канонической версии предательства, мотивация Иуды вовсе не выглядит нелепой, поскольку каждый человек имеет свободу воли. Иуда же вполне мог быть сребролюбивым человеком, что видно из Евангелия: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который в последствии предал Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»; «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».
В православных толкованиях и в литургических (богослужебных) текстах подчёркивается[источник?], что Христос, зная о том, что Иуда часто ворует из тех денег, которые предназначались для раздачи нищим, не прогонял его от Себя и не лишал его благодатных даров, с помощью которых Иуда, как и все остальные апостолы, исцелял больных и изгонял бесов. И даже во время предательского поцелуя Христос не злится на предателя, обращаясь к нему: «друг», ожидая покаяния Иуды.
Иуда Искариот ученик (12.12-1.)
Иуда Искариот, двенадцатый ученик
Иуда Искариот, двенадцатый ученик не апостол, был избран Нафанаилом. Он родился в Кериоте — небольшом городке в южной Иудее. Когда он был подростком, родители перебрались в Иерихон, где он жил и служил в различных коммерческих предприятиях своего отца, пока не заинтересовался проповедью и деятельностью Иоанна Крестителя. Родители Иуды были саддукеями, и когда их сын примкнул к ученикам Иоанна, они отреклись от него.
Нафанаил встретил Иуду в Тарихее, где тот искал работу на рыбосушильном предприятии у южной оконечности Галилейского моря. Когда он примкнул к ученикам-апостолам, ему было тридцать лет и он не был женат. Он был, возможно, самым образованным из двенадцати учеников и являлся единственным в будущей апостольской семье Учителя выходцем из Иудеи. Личность Иуды не отличалась какими-либо яркими чертами, хотя он обладал многими внешними признаками культурного и воспитанного человека. Он обладал хорошим разумом, но этот разум не всегда был по-настоящему искренним. Иуда, в сущности, скорее всего, не понимал себя и не был откровенным в отношениях с самим собой.
Андрей назначил Иуду казначеем; он полностью соответствовал своей должности и — вплоть до того дня, когда он предал своего Учителя, — исполнял обязанности честно, преданно и чрезвычайно успешно.
В Иисусе не было какой-либо особой черты, которая восхищала бы Иуду и которую он выделял бы из всесторонне привлекательной и чрезвычайно обаятельной личности Учителя. Иуда так и не смог возвыситься над своими предвзятыми мнениями иудеянина о своих товарищах-галилеянах. Про себя он критиковал многое даже в Иисусе. Не раз этот самодовольный иудеянин осмеливался подвергать критике даже Того, на Кого одиннадцать и семьдесят учеников в апостолы смотрели как на совершенного Человека, Который «совершенно прекрасен и выделяется из десяти тысяч». Он действительно считал, что Иисус из Назарета проявляет робость и в некотором смысле боится утвердить Собственное могущество и власть.
Иуда Искариот ученик(12.12-1.) был хорошим коммерсантом. Требовался такт, способности, терпение, равно как и неукоснительная приверженность своему делу, для того чтобы вести финансовые дела такого идеалиста, как Иисус, не говоря уже о борьбе с безалаберностью некоторых учеников в апостолы в деловых вопросах. Иуда был действительно хорошим исполнителем, дальновидным и способным финансистом. И он являлся активным сторонником организации. Никто, из двенадцати и семидесяти, никогда не критиковал Иуду Искариота ученика(12.12-1.). Насколько они могли понять, Иуда Искариот ученик(12.12-1.) был непревзойденным казначеем, образованным и лояльным (хотя иногда критически настроенным) учеником и во всех отношениях преуспевающим человеком. Ученики в апостолы любили Иуду Искариота ученика(12.12-1.). Он действительно в делах был с ними одним из них(учеников). Должно быть, он верил в Иисуса Учителя, но по-своему. Судьба Иуды Из Кариота(12.12-1.) ученика или Иуды Искариота(12.12-1.) иллюстрирует справедливость выражения: «Иной путь кажется человеку правильным, но в конце пути — смерть». Человеку легко пасть жертвой мирного обмана — приятного приспособления к путям греха и смерти. Не сомневайтесь в том, что в финансовом отношении Иуда всегда был лоялен по отношению к Учителю и своим сотоварищам-ученикам в апостолы. Деньги никогда не могли бы стать мотивом его предательства.
Иуда являлся единственным сыном недальновидных родителей. В очень юном возрасте его баловали и ласкали; он был испорченным ребенком. Когда он вырос, у него сложилось преувеличенное представление о собственной значимости. Он не умел проигрывать. Его представления о справедливости были расплывчатыми и превратными. Он лелеял в себе чувства ненависти и подозрительности. Он был мастером превратного толкования слов и поступков своих друзей. И всю свою жизнь Иуда Искариот культивировал в себе привычку сводить счеты с теми, кто, как ему представлялось, плохо обходился с ним. Он обладал извращенным представлением о ценностях и преданности.
Иуда являлся для Иисуса подвигом веры. С самого начала Учитель прекрасно понимал слабости этого ученика и хорошо видел, какой опасностью чревато принятие его в братство. Однако в природе сынов Божьих — давать каждому созданному существу полную и равную возможность спасения и продолжения жизни. Иисус хотел, чтобы не только смертные данного мира, но и наблюдавшие существа в бессчетных других мирах знали, что когда возникает сомнение в искренней и беззаветной преданности создания Царству, неизменной практикой стоящих над людьми судей является полное принятие сомнительного кандидата. Дверь в вечную жизнь широко открыта для всех; «всякий, кто хочет, пусть приходит»; нет никаких ограничений или условий, кроме веры входящего.
Именно поэтому Иисус позволил Иуде Искариоту ученику(12.12-1.) продолжать свою деятельность до самого конца, всегда делая всё возможное для того, чтобы изменить и спасти этого слабого и запутавшегося человека. Однако если человек неспособен честно принять свет и оправдать его своей жизнью, то в душе такого человека этот свет превращается в тьму. Иуда стал лучше понимать Царство на интеллектуальном уровне, но, в отличие от остальных учеников в апостолы, он не достиг прогресса в обретении духовного характера. Ему не удалось добиться удовлетворительного личного прогресса в своем духовном опыте.
Иуда всё глубже погружался в мрачные размышления о собственных разочарованиях и в итоге пал жертвой собственного человеческого плана, который он поставил выше Плана Божия. Он часто считал себя обиженным и начал относиться с патологической подозрительностью к своим лучшим друзьям — и даже к Учителю. Вскоре его поглотила идея сведения счетов; он был готов пойти на всё, чтобы отомстить за себя, — да, вплоть до предательства своих товарищей и, как показала жизнь, даже Учителя.
Однако эти порочные и опасные мысли приняли окончательную форму только в тот день, когда благодарная женщина возлила сосуд с дорогим благовонием Иисусу на ноги. Иуда счел это расточительством, и когда его открытый протест был сразу же и во всеуслышание отвергнут Иисусом, чаша терпения Иуды, по всей вероятности, переполнилась. Это событие пробудило в нем накопившиеся за всю жизнь ненависть, обиду, злобу, мнительность, ревность и жажду мести, и он решил расквитаться, еще даже не зная с кем..
Много раз Учитель как наедине, так и публично предупреждал Иуду о том, что он встал на скользкий путь, однако обычно божественные предостережения бесполезны, если они наталкиваются на озлобленную человеческую природу. Иисус сделал всё возможное, не противоречащее нравственной свободе человека, чтобы удержать Иуду от заблуждения. Наконец настал час великого испытания. Сын злобы пал; он уступил отвратительным и презренным велениям надменного, мстительного, отличавшегося гипертрофированным самомнением разума и стремительно погрузился в смятение, отчаяние и порок, как это делаю очень многие люди и по сей день.
И тогда Иуда вступил в сговор с первосвященниками, по которому он – Иуда Искариот стал бы спасителем для Спасителя, примирив Иисуса Христа со священниками на организуемых им самим переговорах Учителя и религиозных властей Иерусалима по его собственному плану. При осуществлении своих порожденных злобой планов он испытывал гордость обладателя замечательного плана примирения непримиримого и лишь мгновения неясного сожаления и стыда. Возможно в такие периоды неясного сознания, если что получится в его собственном плане не так, то он, в собственное оправдание, малодушно воображал, что Иисус, наверняка, воспользуется своим могуществом и в последнее мгновение освободит себя.
Когда всё было позади — когда его тайный план примирения Иисуса из Назарета и религиозных властей Иерусалима был так неожиданно для него откорректирован и совершен, — этот человек, ставший очевидцем собственного предательства за тридцать сребреников, бросился вон из судилища и исполнил неожидаемый для самого себя поступок, покончив с собой.
Одиннадцать и семьдесят учеников-апостолов ужаснулись, они были потрясены. Иисус испытывал к предателю одну только жалость. Миры не смогли простить Иуду, и с тех пор его имя стало не только как табу по всей обширной вселенной, но и ярчайшим примером для людей гордых, жадных, надменных, ставящих свои корыстные планы выше всех планов на не только для Земли, но и для Неба. Таковых и подобных людей на плане, желающих прожить жизнь за счёт других и по своему корыстному плану, вне плана Любви и милосердия и сегодня не мало.
Иуда Искариот ученик не апостол(12.12-1.)
Нафанаил(12.4) призывает Иуду Искариота(12.12-1.)
Иуда Искариот был единственным сыном богатых еврейских родителей из Иерихона. После того как он стал последователем Иоанна Крестителя, родители-саддукеи отреклись от него. Он искал работу в этих местах, когда его нашли апостолы Иисуса, и Нафанаил пригласил Иуду присоединиться к ним в основном из-за его опыта в финансовых вопросах. Иуда Искариот был единственным иудеянином среди учеников в апостолы. (стр. 1540)
Рыбак Фома и скиталец Иуда встретились с Иисусом и будущими апостолами у рыбацкой пристани в Тарихее, и Фома повел всех в свой дом, находившийся неподалеку. Здесь Филипп представил Фому в качестве своего кандидата в ученики Иисуса, а Нафанаил представил Иуду Искариота, иудеянина, как человека, достойного такой же чести. Иуде Искариоту Учитель сказал: «Иуда, все мы одной плоти, и Я принимаю тебя в наш круг, однако Я заклинаю тебя хранить верность своим галилейским братьям. Следуй за Мной».
В тот же вечер Иуда Искариот отозвал Иисуса в сторону, чтобы осведомиться, почему ничего не делается для освобождения Иоанна из заключения. И Иуда не был полностью удовлетворен ответом Иисуса. (стр. 1542)
Иисус встретил каждого из учеников в апостолы персональным приветствием… Иуде Искариоту он сказал: «Иуда, Я любил тебя и молился о том, чтобы ты любил своих братьев. Твори добро без устали; и Я хотел бы предупредить тебя остерегаться скользких путей лести и отравленных стрел насмешки». (стр. 1897)
Иуда Искариот ученик(12.12-1.) был назначен казначеем. Он носил казну. Иуда(12.12-1.) оплачивал все расходы и вел бухгалтерский учет. Он составлял еженедельные сметы доходов и расходов для Матфея и каждую неделю отчитывался перед Андреем. Иуда выплачивал деньги с санкции Андрея. (стр. 1547)
Андрей, Матфей и Иуда втроем осуществляли общее руководство, хотя каждый из этих трех апостолов вел большую религиозную работу. (стр. 1589)
Иуда Искариот ученик(12.12-1.)
Взаимоотношения с Иудой
Андрей(12.1.) решил устроить откровенный разговор наедине с каждым из своих собратьев, и он провел полезные и ободряющие беседы со всеми своими товарищами, за исключением Иуды Искариота(12.12-1.). У Андрея(12.1.) не было таких же доверительных отношений с Иудой(12.12-1.), как с другими учениками в апостолы, и поэтому ему не казалось странным, что Иуда(12.12-1.) никогда не открывался Главе апостольского корпуса. Однако на этот раз отчужденность Иуды(12.12-1.) настолько встревожила Андрея(12.1.), что поздней ночью, когда все будущие апостолы уже крепко спали, он пришел к Иисусу и изложил ему причины своего беспокойства. Иисус сказал: «Ты правильно сделал, Андрей, придя ко Мне с этим вопросом, но мы не можем сделать ничего сверх того, что уже сделано. Нам остается только продолжать оказывать высшее доверие этому человеку. И ничего не говори его собратьям об этом разговоре со Мной».
Это было всё, чего Андрей смог добиться от Иисуса. Между иудеянином и его галилейскими собратьями всегда существовала некоторая отчужденность. Иуда(12.12-1.) был потрясен смертью Иоанна Крестителя, несколько раз был глубоко обижен порицаниями Учителя, был разочарован, когда Иисус отказался стать царем, унижен, когда тот бежал от фарисеев, огорчен, когда Иисус отказался принять вызов фарисеев, требовавших знамения, озадачен отказом его Учителя прибегнуть к демонстрации силы и теперь, в последнее время, подавлен и порой угнетен опустевшей казной. И кроме того, Иуде не хватало того воодушевления, которое давала ему толпа.
Каждый из учеников в апостолы, в различной мере, подвергся тем же испытаниям и страданиям, однако они любили Иисуса. По крайней мере, они, должно быть, любили Учителя больше, чем Иуда, ибо они остались с ним вплоть до трагического конца.
Будучи иудеянином, Иуда(12.12-1.) принял как личное оскорбление недавнее предупреждение Иисуса, данное ученикам в апостолы, — «остерегайтесь фарисейской закваски»; он полагал, что это заявление является скрытым намеком на него самого. Но главная ошибка Иуды(12.12-1.) заключалась в следующем: когда Иисус посылал своих учеников молиться наедине, Иуда — вместо того, чтобы вступать в искреннее общение с духовными силами вселенной, — снова и снова отдавался мыслям, порожденным человеческим страхом и сомнениями, и при этом он упорно хранил тайные сомнения в миссии Иисуса, а также предавался своей прискорбной склонности вынашивать месть. (стр. 1750)
Жители южной Самарии с удовольствием слушали Иисуса, и ученикам в апостолы, за исключением Иуды Искариота, удалось в значительной мере преодолеть свое предубеждение против самаритян. Иуде было очень трудно полюбить их. (стр. 1607)
Нафанаил(12.41) и Иуда Искариот(12.12-1.) были наиболее образованными из двенадцати и семидесяти учеников.
Все ученики в апостолы любили и уважали Нафанаила(12.4.), и у него были превосходные отношения со всеми, кроме Иуды Искариота(12.12-1.). Иуда считал, что Нафанаил(12.4.) недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, и однажды он осмелился втайне от других пойти к Иисусу и пожаловаться на Нафанаила(12.4.). Иисус сказал: «Иуда, не оступись, не кичись своим положением. Кто из нас вправе судить своего брата? Воля Отца — не в том, чтобы Его дети занимались в своей жизни только серьезными делами. Позволь повторить: Я пришел для того, чтобы Мои братья во плоти смогли получить больше радости, веселья и жили более полнокровной жизнью. А потому ступай, Иуда, и выполняй добросовестно то, что тебе поручено, а Нафанаилу(12.4.), своему брату, позволь самому отчитываться перед Богом». И память об этом и многих других схожих случаях долго жила в сердце Иуды Искариота(12.12-1.), обманывавшего самого себя. (стр. 1558)
Иуда Искариот ученик (12.12-1.)
Первые мысли о собственном плане ввода Учителя во власть земную
Иуда Искариот осмелился тешить себя мыслью о том, что Иисус, возможно, горько кается, после того как «у Него не хватило смелости и мужества позволить пяти тысячам провозгласить Его царем евреев».
Кризис в земной жизни Иисуса начался насыщением пяти тысяч и завершился этой проповедью в синагоге. Кризис в жизни учеников в апостолы начался этой проповедью в синагоге и продолжался в течение всего года, завершившись только судом над Учителем и распятием.
Перед тем, как Иисус приступил к своей проповеди, все присутствующие были поглощены лишь одной великой загадкой, одним главным вопросом. И друзья, и враги размышляли только об одном: «Почему Он сам, причем столь нарочито и резко, обратил вспять волну народного восторга?» Непосредственно до этой проповеди и сразу же после нее сомнения и разочарования недовольных сторонников Иисуса переросли в неосознанное сопротивление и в итоге вылились в настоящую ненависть. Именно после этой проповеди в синагоге Иуда Искариот впервые осознанно подумал о своём собственном плане введения Учителя во власть земную по его – Иудиному плану. Однако в то время он еще отгонял подобные мысли. (стр. 1707, 1708)
Иуда Искариот ученик (12.12-1.)
Негодование в связи и поступком Марии, сестры Лазаря
За шесть дней до Пасхи, вечером после окончания субботы, все жители Вифании и Виффагии собрались в доме Симона на общий пир, чтобы отпраздновать прибытие Иисуса.
В течение всего вечера не произошло ничего необычного, однако когда пир подходил к концу, Мария, сестра Лазаря, отделилась от стоявших в стороне женщин. Подойдя к тому месту, где в качестве почетного гостя возлежал Иисус, она открыла большой алебастровый сосуд редчайшего дорогостоящего благовония; помазав голову Учителя, она стала лить масло ему на ноги, распустив волосы и натирая ими его ноги. Весь дом наполнился благоуханием, и все присутствующие поразились поступку Марии. Лазарь ничего не сказал, но когда некоторые из гостей начали вполголоса выражать свое негодование подобным использованием столь драгоценной мази, Иуда Искариот подошел к возлежавшему Андрею и сказал: «Почему это благовонное масло не продали и на вырученные деньги не накормили нищих? Тебе следует поговорить с Учителем, чтобы он осудил такое расточительство».
Иисус, зная, о чём они думают, и слыша, что они говорят, положил руку на голову Марии, стоявшей подле него на коленях, и, глядя на нее с добротой, сказал: «Оставьте ее в покое, каждый из вас. Зачем смущаете ее, когда видите, что она совершила доброе дело по велению сердца? Тем же из вас, кто говорит втихую, что это благовоние следовало продать и раздать деньги нищим, позвольте заметить, что нищие всегда с вами, и потому вы можете помогать им в любое время, когда захотите; но Я не всегда буду с вами; вскоре Я отправлюсь к своему Отцу. Эта женщина давно бережет это масло для Моего тела на день Моего погребения, и теперь, когда она посчитала за благо умастить Меня перед смертью, не следует лишать ее этого удовольствия. Делая это, Мария укорила всех вас, ибо своим действием доказала веру в то, что Я говорил о Своей смерти и вознесении к Моему небесному Отцу. Эту женщину не будут осуждать за то, что она сделала этим вечером. Наоборот, Я говорю вам, что в грядущие века — где бы ни возвещалось это Евангелие — о ее поступке будут рассказывать в память о ней».
Именно из-за этого укора Иуда Искариот, приняв сказанное на свой счет, окончательно решил отомстить за оскорбленные чувства. Он уже не раз неосознанно вынашивал такие мысли, но теперь он осмелился подумать об этом откровенно и осознанно. И многие другие потворствовали таким его настроениям, ибо цена этого благовонного масла равнялась годичному заработку одного человека, — этого хватило бы, чтобы накормить пять тысяч человек. Однако Мария любила Иисуса; она приготовила это драгоценное благовоние для умащения Его тела после смерти, ибо она верила Ему в Него, когда Он предупреждал их о том, что должен умереть; и ей нельзя было отказать в праве изменить свое решение и преподнести Учителю этот дар еще при Его жизни. (стр. 1879)
Иуда Искариот(12.12-1.)
Вступление в Иерусалим укрепляет мысль об измене
Из всех учеников в апостолы самое неблагоприятное воздействие торжественное вступление Учителя в Иерусалим оказало на Иуду Искариота. Его разум находился в состоянии неприятного брожения из-за сделанного Учителем порицания в связи с поступком Марии на пиру в доме у Симона. Иуда с отвращением взирал на весь этот спектакль. Он казался ему наивным, даже нелепым. Когда этот мстительный ученик не апостол наблюдал за событиями того воскресного дня, ему казалось, что Иисус больше похож на шута, чем на царя. Он был искренне возмущен этим шествием. Он разделял мнение греков и римлян, презиравших всякого, кто соглашается сесть верхом на осла или осленка. К тому времени, когда торжествующая процессия вступила в город, Иуда(12.12-1.) почти уже отверг идею такого Царства; он почти решил отказаться от дальнейших нелепых попыток установить Царство небесное на Земле. Но затем он вспомнил о воскрешении Лазаря и многом другом и решил остаться с учениками в апостолы дальше — во всяком случае, еще на день. Кроме того, при нем была казна, а он не хотел бросать братьев, пока в его распоряжении находились их деньги. На обратном пути в Вифанию его поведение не казалось странным, ибо все ученики в апостолы были в равной мере понурыми и молчаливыми.
Громадное влияние на Иуду(12.12-1.) оказала насмешка его саддукейских друзей. Никакой другой отдельно взятый фактор не оказал столь мощного воздействия на формирование его окончательного решения покинуть Иисуса и своих сотоварищей, как эпизод, произошедший в тот момент, когда Иисус достиг городских ворот. Высокопоставленный саддукей (друг семьи Иуды) устремился к нему и, с веселой издевкой хлопнув по плечу, сказал: «Отчего так встревожено твое лицо, дружище? Порадуйся вместе с нами, приветствующими Иисуса Назарянина, — царя иудейского, вступающего во врата Иерусалима верхом на осле». Иуда никогда не боялся гонений, но он не мог выдержать такого рода насмешек. Теперь к давнему желанию отмщения примешался роковой страх стать посмешищем — это жуткое и пугающее чувство стыда за Учителя и своих товарищей. В душе этот посвященный посланник царства уже был предателем; ему оставалось только найти благовидный предлог для открытого разрыва с Учителем. (стр. 1886, 1887)
Всех учеников в апостолы — за исключением Иуды Искариота(12.12-1.) — волновала одна мысль: «Что сделает сегодня Учитель?» Иуда(12.12-1.) же был поглощен единственным вопросом: «Что мне делать? Остаться с Иисусом и моими товарищами — или уйти? А если я покину их, то как мне это сделать?» (стр. 1888)
Заключительная речь Иисуса в храме вновь привела учеников в апостолы в смятение и ужас. До того, как Учитель приступил к своему страшному осуждению еврейских правителей, Иуда(12.12-1.) вернулся в храм, так что все двенадцать и семьдесят прослушали эту вторую половину речи Иисуса в храме. К несчастью, Иуда Искариот(12.12-1.) не смог услышать первую часть его прощального обращения, в которой предлагалось милосердие. Он не услышал этого последнего предложения милосердия еврейским правителям, поскольку в то время еще продолжал совещаться с группой своих саддукейских родственников и друзей, обсуждая за трапезой наиболее удобный способ, либо отмежеваться от Иисуса и своих товарищей-апостолов, либо примирить Учителя с властями, но по своему личному Иудиному плану. Тем не менее, он вышел из храма вместе с остальными апостолами и отправился с ними на Елеонскую гору, где вместе с другими услышал пророческую речь о разрушении Иерусалима и конце еврейской нации. (стр. 1910)
Иуда(12.12-1.) и первосвященники
Вскоре после того как Иисус и Иоанн Марк покинули лагерь, Иуда Искариот(12.12-1.) исчез, вернувшись к своим братьям только к вечеру. Несмотря на то что Учитель специально просил воздержаться от посещения Иерусалима, этот запутавшийся и недовольный ученик спешно отправился в город на встречу с врагами Иисуса, которая состоялась в доме у первосвященника Кайафы. Неофициальное заседание синедриона должно было начаться вскоре после 10 часов утра. На этой встрече они собирались обсудить характер обвинений, которые предстояло выдвинуть против Иисуса, а также решить, какую процедуру следует использовать для того, чтобы доставить его к римским властям и обеспечить необходимое утверждение гражданской властью уже вынесенного смертного приговора.
Днем ранее Иуда рассказал некоторым родственникам и саддукеям, друзьям семьи его отца, что он убедился в том, что Иисус является благонамеренным мечтателем и идеалистом, а не долгожданным избавителем Израиля. Иуда заявил, что ему очень хотелось бы найти какую-нибудь возможность либо достойно покинуть это движение, либо в переговорном мирном процессе вместе со старейшинами синедриона переубедить Учителя на сотрудничество с религиозными и светскими властями Иерусалима, чтобы освободиться от оккупантов и использовать возможности Учителя для упрочения положения всего населения страны. Таков был возможный амбициозный план восстановления Царства по Иуде Искариоту(12.12-1.) Его друзья льстиво заверили его в том, что этот его Иудин(12.12-1.) план, если его исполнить, равно, как и уход из ученичества, будет приветствоваться иудейскими правителями как великое событие, значение которого будет трудно переоценить. Они заставили его поверить, что он удостоится высоких почестей синедриона и наконец-то сможет стереть с себя клеймо позора, — его благонамеренную, но «прискорбную связь с невежественными галилеянами».
Иуда не мог по-настоящему поверить в то, что Учитель творит свои чудеса силой князя дьяволов, но теперь он был полностью убежден: Иисус не станет использовать свое могущество для самовозвеличения; наконец, он убедился в том, что Иисус позволит иудейским правителям убить себя, и он не мог вынести унизительной мысли — оказаться причастным к разгромленному движению. Он не собирался мириться с явным поражением. Он хорошо понимал твердый характер Учителя и проницательность его величественного и милосердного разума. И тем не менее, ему было приятно хотя бы отчасти разделять мнение одного из родственников о том, что Иисус, оставаясь благонамеренным фанатиком, был, вероятно, не в Своем Уме, что он всегда выглядел странным и непонятым человеком.
И теперь, как никогда прежде, Иуда осознал, что испытывает странное негодование из-за того, что Иисус так и не назначил его на более почетную должность. Прежде он всегда ценил то, что ему доверили должность апостольского казначея, но теперь он начал чувствовать, что его не оценили по достоинству и что его способности остались непризнанными. Внезапно его охватило негодование, когда он подумал, что именно Петр, Иаков и Иоанн удостоились чести близкого общения с Иисусом; и теперь, когда он направлялся к первосвященнику, стремление расквитаться с Петром, Иаковом и Иоанном поглощало его куда больше, чем мысль о своем Иудином плане спасения для Иисуса. Однако помимо всего прочего, именно в тот момент на переднем плане в его сознании начала появляться новая, преобладающая мысль: он решил добиться почестей для себя, а если одновременно с этим можно было свести счеты с виновниками величайшего в его жизни разочарования, то тем лучше. Им овладела ужасная смесь смятения, гордыни, отчаяния и решительности. Поэтому должно быть ясно, что отнюдь не деньги вели Иуду в дом Кайафы, где ему предстояло договориться о своём способе решения проблем Иисуса из Назарета.
Подходя к дому Кайафы, он поставил своей целью добиться для себя как можно больше тех почестей и славы, которые, как он полагал, впервые связывая себя с Иисусом и новым Евангелием Царства, должны были когда-нибудь достаться ему. Прежде все ученики в апостолы лелеяли такие же честолюбивые мечты, но с течением времени они научились восхищаться истиной и любить Иисуса, — во всяком случае, больше, чем Иуда.
Иуда Искариот(12.12-1.) был представлен Кайафе и еврейским правителям его двоюродным братом, который объяснил, что Иуда — обнаружив, что было ошибкой позволить учению Иисуса ввести себя в заблуждение, — прибыл туда, где он желал бы публично и официально, либо ввести в действие свой план спасения Спасителя, либо отречься от своей связи с учениками в апостолы и одновременно просить о восстановлении в доверии и братстве своих собратьев-иудеян. Как объяснил далее этот представитель Иуды, он признаёт, что для сохранения мира в Израиле Иисуса следует уговорить и склонить к сотрудничеству в переговорном процессе. А чтобы это можно было сделать основательно, надо временно взять Учителя под стражу и что он пришел, дабы — в подтверждение своего раскаяния в том, что он принимал участие в таком ошибочном движении, и в доказательство искреннего возврата к учениям Моисея, — предложить синедриону свои услуги, поскольку он, вместе с начальником стражи, имеющим приказ об аресте Иисуса, может устроить так, чтобы этого человека можно было арестовать тихо и тем самым полностью исключить опасность народных волнений или необходимость откладывать арест до окончания Пасхи.
Когда двоюродный брат умолк, он представил Иуду, который, подойдя поближе к первосвященнику, сказал: «Я сделаю всё, что обещал мой кузен, но что вы готовы предложить мне за эту услугу?» Видимо, Иуда не заметил выражения презрения и даже отвращения, которое появилось на лице жестокого и тщеславного Кайафы; сердце Иуды слишком стремилось к личной славе и жаждало того удовлетворения, которое дает самовозвеличение.
Взглянув на предателя, Кайафа сказал: «Иуда, ступай-ка к начальнику стражи и договорись с ним о том, чтобы привести своего Учителя к нам сегодня или завтра вечером; и когда ты передашь его нам в руки, ты получишь награду за свои услуги». Услышав это, Иуда покинул первосвященников и правителей и обговорил с начальником храмовой стражи план ареста Иисуса. Иуда знал, что в то время Иисуса не было в лагере, и совершенно не представлял себе, когда он вернется. Поэтому они договорились арестовать Иисуса на следующий день (в четверг) вечером после того, как жители Иерусалима и прибывшие сюда паломники отправятся на покой.
Иуда вернулся к своим товарищам в лагерь, опьяненный давно уже не посещавшими его мечтами о величии и славе. Примкнув к Иисусу в надежде на то, что однажды он станет великим человеком в Царстве, он, наконец, понял, что новому Царству — такому, какого ждал он, — не бывать. Однако он радовался, что оказался настолько благоразумным, чтобы обменять свои разочарования, связанные с невозможностью достигнуть славы в том новом Царстве, которого он ожидал, на быстрое обретение почестей и наград при старом порядке, который, как он теперь полагал, сохранится и который, как он был уверен, уничтожит наивные планы Иисуса и то, что Он, со Своим миролюбием, олицетворяет.
Иуда давно уже увяз в своем злостном, упрямом, эгоистичном и мстительном сознании, постепенно накапливая в уме и лелея в сердце эту пропитанную ненавистью, злонамеренную жажду мести и предательства. Иисус любил Иуду(12.12-1.) и доверял ему так же, как Он любил других учеников в апостолы и доверял им, однако Иуда не воспитал в себе неизменной преданности и не испытал в ответ беззаветной Любви. Сколь опасным может стать тщеславие, когда оно сливается с эгоизмом, а его высшей мотивацией становится зловещее и давнее, затаенное желание отмщения! Сколь сокрушительным является разочарование для тех глупцов, которые, не сводя глаз с призрачных и эфемерных соблазнов времени, неспособны увидеть более высокие и реальные достижения, — те непреходящие свершения, которые осуществляются в вечных мирах божественных ценностей и духовных реальностей! Иуда жаждал мирских почестей и постепенно всем сердцем возлюбил свое желание; умом остальные апостолы тоже жаждали такой же мирской славы, но в душе они любили Иисуса и делали всё возможное, чтобы полюбить те истины, которым он их учил.
В то время Иуда не отдавал себе отчета в том, что подсознательно он критиковал Иисуса с тех пор, как Иоанн Креститель был обезглавлен Иродом. В глубине души Иуда всегда возмущался тем, что Иисус не спас Иоанна. Не забывайте, что Иуда являлся учеником Иоанна, прежде чем стать последователем Иисуса. И всё то человеческое возмущение и горькое разочарование, которое Иуда накапливал в своей душе, облачая в одеяния ненависти, стало теперь органичной частью его подсознания, готовое выйти на поверхность и поглотить его, как только он решился лишить себя защитного воздействия своих собратьев и одновременно с этим стал жертвой хитрых намеков и тонких насмешек врагов Иисуса. Каждый раз, когда Иуда позволял своим надеждами подняться до небес, а слова или дела Иисуса разбивали их вдребезги, в его сердце оставался шрам горькой обиды. Этих шрамов становилось всё больше, и вскоре сердце, которому столь часто наносили раны, утратило подлинную любовь к тому, кто заставил страдать эту благонамеренную, но трусливую и эгоистичную личность. Хотя Иуда и не понимал этого, он был трусом. Поэтому он всегда был готов приписать Иисусу трусость в качестве мотива, который столь часто заставлял его отказываться от стремления к власти или славе, когда, казалось, ему ничего не стоило овладеть ими. И каждый смертный доподлинно знает, что земная любовь(вожделение), даже если когда-то она и являлась как бы настоящей, способна — через разочарование, ревность и продолжительное чувство обиды — превратиться в итоге в самую настоящую ненависть.
Наконец-то первосвященники и старейшины могли вздохнуть с облегчением, получив на несколько часов передышку. Теперь им не нужно было арестовывать Иисуса прилюдно, а получив в качестве союзника предателя Иуду(12.12-1.), они могли быть уверены, что Иисус не уйдет от их суда, как это уже не раз случалось в прошлом. (стр. 1924-1927)
По материалам сайта:
http://urantia.ru/apostle/Judas_Iscariot.asp
Свидетельство о публикации №112042905246