Одиночество и творчество. Лишь для интеллектуалов

       Данное изложение - отрывки из первой из двух работы об одиночестве,а именно то, что как-то связано с искусством,творчеством. Сама работа называется "Исконное одиночество,как сущность,конструирующая мир человека". Суть такова. Существует два основных типа одиночества - позитивное (прежде всего творческое уединение и психологическая дистанция от объекта),созидающее в человеке личность духовную, и негативное,разрушающее индивидов,а в конечном счёте и общество. Здесь речь идёт прежде всего о творческом одиночестве.



… Опыт одиночества и помогает оформиться стремлению к связи с себе подобными. В конечном счёте, одинокий человек-творец создаёт нечто не только для себя. Чем дальше – эмпирически – он отстоит от общества с его внешней жизнью, тем ближе он – духовно – к этому же обществу, к коренным социальным нуждам и интересам. Вырываясь из «пут поверхности», творец открывает её «глубину». Но что он будет делать с этой информацией,оставаясь абсолютно одиноким?..

Творческое мышление вообще неотделимо от родового начала. Родовое трёхглаво. Во-первых,это сама природа человека с его сознанием,самостью, бессознательным. Во-вторых, это опыт предков, о котором так много писал Юнг. В третьих,это опыт современников,исторической социальной среды. Творец в творчестве может оставаться индивидом только в качестве представителя,пропагандиста или критика, родового начала,рода,человечества…

Родовое начало проявляется в сознании индивида уже в качестве воображаемых единомышленников, приблизительных копий творческого»Я» сочинителя (формальное множество). Также творец пребывает и актуально в каком-либо сообществе и социальной среде. Созидаемое всегда он мыслит как «общественно полезное»,даже если это отвергается современным ему обществом…

Весь личностный материал творца есть переработка разнообразных явлений жизни и души, субъективное отношение к разным точкам зрения, мировоззрениям о реальности.
Оппонент порою становится для творца важнее почитателя, так как стимулирует и развивает творческий потенциал творца. Поэтому, на фазе творческого одиночества, уединения, творец становится прежде всего критиком самого себя и критический отбор, выбор данного осуществляется уже в подсознании…

Отдельные творцы перерабатывают  знание,которое постепенно может стать сознанием эпохи и нового поколения…

Именно в одиночестве и создаётся всё великое и общественно значимое…

Такова диалектика реальности,света и тьмы. Тяготение творца к обществу и отвержение общества – две стороны одной медали. Сложно складываются внешние отношения творца и общества. Отсюда трагическое противостояние творца и массы в истории и жизни. Всё светлое в творчестве – это бог,собирающий дань: за всё надо платить – конфликтами с окружением, бытовой неустроенностью,напряжением всех сил и их истощением, вечной неудовлетворённостью достигнутым,трудами и бдениями, здоровьем и духовным изгойством …

Творчество есть процесс. То есть это вечное устремление к новому, а поэтому и недовольство старым.

Но процесс познавания и созидания часто приоритетнее для творца самой его жизни. В этом смысле творческое «Я» относится к типу «несчастного» сознания, для которого идеальное,недостижимое в жизни, и есть высшее – по крайней мере пока творец творит…

Сочинитель не столько творит,чтобы жить, сколько живёт, чтобы творить. Разумеется, много «творящих», которые превращают искусство в инструмент для собственной славы и благополучия. Но они никогда не создают шедевров. Я говорю не о графоманах…

Неспособность удовлетвориться внешним и наличным, свою тягу к одиночеству творец часто переживает как некий комплекс неполноценности,ущербности, отчуждения от целого… Мысль и Чувство не только объединяют,но и разъединяют людей. Враждебное отношение творцов и групп друг к другу, равнодушие к чужому творчеству и посейчас повсеместное явление…

Творец уникален. В силу этого необходимо следует и конфликт уникальностей, вкусов,мировоззрений,учений. Например, Н. Фёдоров пишет о Канте в своей «Философии общего дела» - «Враг простора и шири», «философ безнадёжности и отчаянья», «хочет всех связать,всё стеснить, поставить в узкие пределы». Кант – «раб фабрикантов и купцов». Это пример полного непонимания гения гением. Но и понимая друг друга хорошо, творцы подчас враждуют. Это не только следствие несхожести учений,но и проявление исконного одиночества уникальностей…

Но именно наша субъективность, относительность истин сочинений и делает творцов воистину особыми, неповторимыми и каждый вносит своё «новое» в целое, свой опыт в опыт поколений…

Отстраняясь от целого, тем самым мы к нему приобщаемся…

Само мышление столь же не-личностно, сколько и личностно. Оно вечное движение, скитание от старого к новому, от пошлого к оригинальному, от сомнения к уверенности, от иллюзии к истине, от культа нравственности к её отрицанию и пр. Окружённое противоречиями, парадоксами,антиномиями,неопределённостями, иллюзиями, «Я» мыслителя необходимо становится одиноким, проблемой самого себя,да и «другое» для него более вопрос, чем ответ. Насколько искусство идейно,настолько оно наследует все особенности мышления…

Доверяя внешним явлениям в творчестве,мы их «теряем», догматизируем свои идеи, лишаем своё творчество высоты,широты и глубины. Разумеется, уничтожает творчество и полный нигилизм, так как творить – создавать ценности в пределах эстетического освоения реальности … Но если «внутреннее» приоритетнее «внешнего»,то догматизм – первейший враг творчества…

Одинокий становится ближе целому, ищущий более «обретает», чем тот, кто уже всё «нашёл»…

Как в фихтеанстве, душа рождается в первом же акте своего самосознания, самообнаружения, так и мыслитель, в ходе творчества, соприкасается душою своею с общей основой всякой реальности – с Абсолютным, с Абсолютом…

Многие «иллюзии» творца – благие, они помогают человеку жить и иметь определённую картину мира,систему ценностей… Основы же остаются принципиально непознаваемыми.

Говорят, что мышление – «идеальное удвоение действительности». Но тогда творец должен впадать в состояние одиночества, отрешения от сущего, становится как бы Богом, созерцающим мир и души. Но затем он обретает понимание непознаваемостьи сущего. Поэтому он с уважением относится и к чужим «картинам мира». Это основа плюрализма мнений и чувств в творчестве. Творец остаётся и сам загадкой для себя. Отчуждение от своего «Я» негативное проявление исконного одиночества. Его преодоление же невозможно без нравственности, связующей мир с людьми и людей друг с другом…

Фантазия отчасти противостоит истинности и укрепляет одиночество творца, отчасти содержит истинное в себе, сближая индивида с миром и другими людьми…

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Творец в своём творчестве,или,как говорят психологи, идеальном констуировании, частично преодолевает самого себя,свою конкретность, возвышается над своим эго,соединяет индивидуальное с общим. Это преодоление исконного одиночества,первой причины всякого творчества,но,разумеется, преодоление не окончательное.Именно поэтому графоман наводняет своё произведение недостатками собственной психологии, искусство для него лишь инструмент его личного "Я",он преодолевает исконное одиночество в меньшей степени.Истинная творческая индивидуальность сама и свободно делает себя инструментом общего,становится представителем целого...

Человек отделён от Целого. Он ищет пути сближения с ним,что и будет построением реально сти человека.Это может происходить во всех сферах жизни и особенно в творчестве.Но полное сближение индивидуальности с Целым оборачивается её растворением в нём,гибелью.Поэтому творец не доводит "процесс сближения" до конца. Исконное одиночество спасает его от растворения в Абсолюте.Но поскольку он более графомана продвинулся на пути единения с целым,он становится зрелой личностью. Когда это соединяется с талантом, возникает искусная деятельность,порождающая шедевры.Есть разные степени этого самоодухотворения и творчества с его результатами...

Творчество есть адаптация "Я" к "Иному".В своём поиске истины Мысль сливается с верой в мощь Мысли,а далее и в мощь собственного творчества.Творец верит в себя,в свой талант,в значимость того,что пишет... Это необходимо. Но надо понимать, что это психологическая защита человека от Отчаянья Абсолютного Разобщения с Целым,от сознания неискоренимости исконного одиночества...

Исконное одиночество сохраняет себя разными видимостями своего абсолютного преодоления. Это мифология,полезная для жизни и развивающая нашу фантазию,переходящая в искусство...

Часто жизнь человека - это движение вопреки данному к дОлжному.Но то же самое происходит и в творчестве.Могут быть разные представления о должном, вплоть до отрицания морали. Но сама парадигма сохраняется.Человек по природе "моральное существо",уходя от одной морали,он тем самым преобщается к другой. Существует много форм и степеней морали,в том числе лжемораль,а также и мораль личная,чаще всего присущая именно творцам...

Человека не может долго удовлетворять наличное,как Одиночество или как Связь.Человек всегда стремится от себя к миру и от мира к себе. В творчестве это оборачивается созданием сюжетов,одухотворением или критикой внешнего начала,мира... Так Единство предполагает Разнообразие,а Разнообразие требует Единства... В творчестве к внешнему разнообразию добавляется внутренее.Вот почему творческий человек и в келье имеет у себя в душе целый мир,а обыватель и в обществе его теряет...

Ортега-и-Гассет полагает,что человек заключён в себе,как в темнице, он не может выйти за грань себя.
Но,во-первых,возможен выход за грань себя-эмпирического,в своё творческое,духовное состояние,приобщиться к родовому началу. Во-вторых,каждый человек имеет в себе громадный,почти не используемый, внутренний и творческий потенциал, весь бывший и возможный опыт человечества. В душе индивида сокрыты все возможные картины мира и идеальные миры,переживания,идеи,смыслы,отношения.Поэтому и сравнивают человека с Вселенной. Причём он может даже приобщиться к сверх-опыту и познать сокровенное.Но расширение человеческого сознания и потенциала возможно лишь на путях творчества,синтеза рационального и иррационального начал...
Всегда возможен выход за границы своей ограниченности...

Между прочим,именно наличие "тюрьмы" предполагает и наличие свободы за её стенами. Именно "тюрьма"конечности человека стимулирует уход его в духовную и творческую реальность...

Человек пытается стать выше себя-"нынешнего" и происходит его творческое развитие.

Творчество есть бесконечное самораскрытие личности,бесконечный уход от своего исконного одиночества. Бесконечное - не имеющее конца. Человек,умирая,обрывает это самораскрытие,но не доводит его до конца.Конец саморазвития и самораскрытие есть абсолютное самопознание,а это было бы катастрофой. Ведь тогда бы человек познал все непреодолимые изъяны своей природы,своё исконное одиночество,изначальную оторванность от Целого... Творческий человек должен оставаться для себя загадкой и проблемой. Его вера в себя должна перемежаться и сомнением в себе,в своём таланте. Сомневаясь,он пытается в творчестве доказать себе и другим что это не так...

Надобно и различать фантазию от реальности,чтобы не раствориться в первой,как это происходит у душевнобольного. Поэтому творчество равно нуждается как в реализме,так и в мифологии,в условности того мира,который создаётся идеально.Вместе с тем творец должен понимать эстетическую,нравственную ценность этого условного бытия.Фантазия может оказаться в каком-то отношении более ценной,чем действительность...

Лишите дух и духовность творчества - и они превратятся в "смердящие трупы"...

В итоге,одиночество творца оказывается самым существенным протестом против одиноче ства,способного превратить любой коллектив в "толпу одиноких".

            

               


Рецензии