Читая Бродского...
Напротив бачка сливного,
Рядом с рулоном бумаги и
Сумкой всяческих мелочей,
Лежит томик Иосифа Бродского,
Где всё просто и всё разжёвано
Про жизнь нашу мутно-жёлтую,
Про людей хороших и сволочей ...
Кто сказал, что стихи не могут,
Не должны лежать там, где хочется,
Что теряются мысли умные
Оттого, где и как придут…
Я не думаю, что лучше думается
Или просто свободнее дышится
Где - нибудь, где сукно протёртое,
Или там, где всё время ждут …
Ждут читального зала мыслители,
Незатейливые и нерасторопные,
Перелистывая стопы комиксов.
Жаль вот только - стихов не берут...
В наше время стихи не очень,
Да чего там! совсем не востребованы.
Да и томик Иосифа Бродского
Там уж точно теперь не найдут…
5 августа 2010
Свидетельство о публикации №112042604223
В наше время стихи не очень,
Да чего там! совсем не востребованы.
Вадим, это не совсем так, а вернее -
совсем не так. Поэзия во все времена
была востребована очень узкой прослойкой
общества. В эпоху СССР те, кто хотел
читать Ахматову, Цветаеву, Пастернака,
Коржавина, Мандельштама, обращались
к самиздату, выискивали редкие тиражи
на русском из Штатов... Короче говоря,
не сидели и не ждали, пока что-то изменится
в судьболомной империи. Что же касаемо Бродского,
то его поэзия и вообще далеко не для всех.
Даже в среде литературоведов часто ломались
копья в части оценок его творчества. Поступили
с Иосифом мерзко, надо признать. Думали,
что сломали "отщепенца", а на самом деле вдохнули
вторую жизнь. Его стихи не из тех, кои читаются
часто и постоянно. Ассоциативно они многослойны,
лабиринтны и крайне тягучи, но иногда там ловятся
тонкие обертоны, ни на что не похожие. Возможно за
это его истово и боготворят адепты, однако же
он весьма далёк от глубинного пролетарского читателя,
так скажем, поэтому книги его стихов стоят на полках
букингшопов десятилетиями без движения. Увы, он не
народный поэт, Вадим, хотя наш социум уже начал
понимать, что поэзия - жанр метафизический, а вектор
востребованности поменялся значительно. Так что и
в теперешнее сучье время стихи находят своего читателя.
Евгений Кабалин 25.05.2020 20:08 Заявить о нарушении
Юрий Самаринский 26.05.2020 07:37 Заявить о нарушении
способность к публичным выступлениям. Более того,
среди творческих личностей таковых крайне мало,
поскольку поэтическое творчество - процесс, в большей
степени, внутриутробный. Проблема взаимодействия
поэтов с народом в эпоху Интернета уже не актуальна,
ибо полно литературных ресурсов(как данный, к примеру),
где можно ознакомиться с творчеством огромной массы
авторов и выбрать для себя то, что хочется читать.
В досетевую эпоху поэт не мог знать реакции читателей
на опубликованные тиражно стихи, ибо не было обратной
связи - только мера проданных экземпляров в магазинах.
Сейчас любой автор работает в режиме прямой связи
с читателем и чётко видит результат собственной работы.
Выступления на публике, хотя и увеличивают аудиторию,
но развитию литературного таланта мало помогают, если честно.
Для настоящего поэта важно не количество почитателей,
а их резонансность, что ли. Пусть будут всего пятеро
из тысячи, но зато все они на одной волне. Ну, а ежели
твои стихи нравятся миллионам, то это уже божие соизволение.
Евгений Кабалин 26.05.2020 09:51 Заявить о нарушении
Вадим-Масленников 27.05.2020 11:22 Заявить о нарушении
прессовали в его родной стране, то его
поэзия была бы совсем иной, а нобелевку
он уж точно бы не получил. Так что трудно
оценить, кто кому сделал хуже... Иосиф
был высокого мнения о своём поэтическом таланте,
но ему нужна была точка отсчёта, веха, от коей
он мог бы оценивать собственное творчество.
Этой вехой стала великая Ахматова, которая
быстро поняла, что Бродский с ней одной крови.
Если бы бог дал ей прожить ещё несколько лет,
то она смогла бы его защитить от комитетской
зубодробилки. Позже, ему самому пришлось сыграть
роль Ахматовой, когда к нему в Штаты приехал Высоцкий,
чтобы Иосиф, "изгой и отщепенец", дал оценку
поэтическому таланту самого народного барда.
Надо отдать должное Бродскому: он высоко оценил
поэзию Высоцкого и сказал ему, что настоящая
слава придёт к певцу только после смерти. Пророк?
Вряд ли. Просто он понимал всю суть планиды поэтской.
Поэзия Бродского очень похожа на дорогу, в которой
читатель всё время упирается в ассоциативные развилки,
подобные той, что у васнецовского витязя. По этой причине,
каждый раз одно и то же его произведение читается
с новыми образами и мыслеформами. Тут ему нет равных.
Видимо, это и ощутила Ахматова, когда он читал ей
свои ранние работы. Если рассматривать стихи в форме
некоего импульса, то у Бродского фронт очень пологий,
в отличие от того же Маяковского с его крутым набором
пика мощности, но в стихах последнего нет лабиринтности,
хотя в части метафор он выше Бродского на порядок.
Каждый читатель выбирает для себя ту поэзию, которая
максимально близка к его душевной организации. Чтобы
получать удовольствие от стихов Бродского, надо
иметь абсолютный слух к языку и недюжинные способности
к ассоциативной импровизации. Это мало кому доступно,
если говорить честно. Иосиф в поэзии - как Ландау
в физике: кто может настроиться на мысленный резонанс -
тому повезёт, а кто не имеет нужного набора извилин -
значит уровень интеллекта не соответствует. Среди поэтов
всё же должен наличествовать критерий глубинной семантики
работ. Сергей Михалков - тоже поэт вроде бы, но читая
его стихи, чувствуешь себя на уровне плинтуса, мягко
выражаясь: никакой ментальности - одна сплошная тривиальщина.
Однако, стоит прочесть лишь одно стихо Мандельштама, и
начинаешь понимать разницу между поэзией и срифмованной
серостью на потребу, так сказать.
Тема сия многослойна и обширна, Вадим, поэтому утомлять
вас разглагольствованиями о стихах Бродского я не буду.
Главное, не место в квартире, где читаешь его стихи, а то,
что остаётся в голове после прочтения, пусть даже на
короткое время.
С уважением, Е.
Евгений Кабалин 27.05.2020 19:02 Заявить о нарушении