13 мгновений поэтической весны

Если просмотреть все обзоры предыдущих авторов, то в них есть общая часть. Я бы назвал её защитной. В этой "защитной" части многоуважаемые авторы обзоров в миллионный раз внушают гипотетическому читателю, что "на вкус и цвет все фломастеры разные", поэтому любая критика гипотетических оппонентов не требует ответа, так как замыкается на самой себе.  В связи с этим могу лишь добавить, что я тоже не претендую на роль экспертного "маятника Фуко", длина которого 67 метров, и  который  колеблется в диаметре 6 м , функционируя в системе отсчёта, связанной со звёздами.  Я гораздо короче (менее 2 м), мои  колебания  и сомнения происходят в диаметре не более 1 м, а система отсчёта по большей части совковая, хотя я и не считаю, что Пушкин это наше всё.  По статистике из 1000 человек стихи читают только 3, а понимают - лишь 0,314.  Не смотря на все мои попытки войти в одну десятую числа пи, скромно претендую лишь на озвучивание своего солипсизма в контексте "я и мои ощущения".

Итак, ощущение первое.

Мне кажется, что некоторые из авторов апрельского лонг-листа БЛК не в ладах с лингвистической парадигмой.

"В тот год родня моталась в Тырново,
а братова жена в Италию."

Думаю, что должен где-то существовать и сестров муж...

"Восходит утром на балкон
И сон, исполненный кошмаров,
К народам возвещает он,"

Никогда не думал, что глагол "возвещать"(торжественно объявлять, сообщать что-либо) употребляется с предлогом "к"

Итак,"возвещаю к" читателям, что список для выбора сократился на 2 стиха.


Ощущение второе.

Есть категория текстов, которые напоминают мне плохие переводы заклинаний перед охотой с языка какого-то отсталого племени.

Две основные черты такого перевода:
- как правило, присутствует олицетворение зверей с наскальных рисунков.  Этот стиль я бы назвал напыщенным примитивизмом. 
- любое существительное, прилагательное, глагол или местоимение в таких текстах можно без семантических потерь поменять на противоположное или просто на другое. 

синий(красный, белый, чёрный, в крапинку...) волк (зубр, медведь, слон,верблюд...) мой (чужой, злой)
сидящий внутри меня (вылезший из меня, из тебя, из него)
знающий (забывший, познавший) путь к вечному небу (солнцу, счастью)
знающий (проспавший, презревший) все дороги ко мне (к тебе, к нему, к ней...)


Итак, занеся синего волка в красную книгу, должен констатировать, что список для выбора сократился ещё на 1 стих.


Ощущение третье.
http://www.stihi.ru/2010/12/07/8857

В списке есть текст, который можно было бы смело поместить в сборник Корнея Чуковского "От 2 до 5" в виде цитаты с претензией на шутку.
И я охотно верю фразе
"– Я - Маша, исполнится восемь весной,-
В письме изливала я душу".

Как правило, дети для того, чтобы соблюсти размер строки, добавляют местоимения, которые уже не несут никакой смысловой нагрузки. Чаще всего, конечно, местоимение "я".
Естественно, в таких стихах есть папы, мамы, бабушки и милые глупости в виде мечты о сладком в большом количестве.
Для 8-летней девочки стих замечательный. Браво, Маша!


Итак, бережно положив письмо для Деда Мороза в морозилку и достав оттуда бутылочку пива, урезаю список ещё на 1 стих.


Ощущение четвёртое.

Подумалось. что на просторах какой-нибудь Южной Кореи выросли тысячи поэтов, прославляющих Ким Чен Ына и великий корейский народ...
Я читал когда-то тонны и километры графоманских текстов про великий русский народ.  Я любил раньше слушать выступления Михаила Задорнова про то, какие русские особенные, и этим великие...  Но тот период, к счастью, давно прошёл...
В списке я встретил текст отнюдь не графоманский, но, так как мне чужды любые стихи, прославляющие какую-либо нацию:

"...тонкострунная пентатоника из Китая
будет аккомпанировать нашему слову."

 и унижающие другую:
"... с плосколицыми вредно спорить,
плоско мыслящими к тому же!"

то я решил не включать этот текст в список избранных, хотя за уровень исполнения стиха автору респект...

И ещё за понимание того, что на этой струне можно бесконечно долго играть, так как любому народу приятно быть избранным (за исключением, пожалуй, одного народа :-)


Итак, на радость всем плосколицым и узкоглазым, сокращаю список ещё на один текст.



Ощущение пятое.

Когда-то Алексей Григорьев высказал мысль о том, что конкурсы имеет смысл проводить только по темам.  Мысль вероятно не новая, но разумная. Поэтому я провёл для стиха Максима Корсакова http://www.stihi.ru/2010/07/12/3101 мини-конкурс на тему:
"говорит оттуда
ниоткуда..."
http://www.stihi.ru/2009/12/16/1475
В конкурсе кроме  Антона Прозорова приняли участие
стих Елены Касьян
http://www.stihi.ru/avtor/pristalnaya
и стих
Натальи Жердецкой:


В номинации мистическая мелодрама, к сожалению, стих Максима Корсакова занял бы последнее место среди вышеназванных стихов.
Хотя текст я нахожу довольно интересным, и тема ещё не совсем наскучила:-)

Итак, снимая пятаки со своих глаз и расцеловывая вдов, сокращаю список ещё на 1 стих.




Ощущение шестое.

Мне показалось, что совсем короткие стихи можно смело назвать стишками, стишатами и даже стишульками.  Их авторы вероятно с уважением относятся к читателям, так как берегут их время.(Да и своё тоже). Уважая ответно этих авторов, я предположил, что их стихи написаны по принципу "мал золотник, да дорог". Мерилом дороговизны золотников я решил взять понравившийся мне на "Окнах" стих автора Степ:
http://www.stihi.ru/2007/04/24-619

Подумалось, что если хотя бы один из текстов будет сильнее или хотя бы такого же уровня, то я этот стих выберу, но увы...
http://www.stihi.ru/2012/03/12/2998
http://www.stihi.ru/2011/08/27/2397
http://www.stihi.ru/2012/02/17/5346
http://www.stihi.ru/2012/04/10/4880
http://www.stihi.ru/2010/11/12/391
http://www.stihi.ru/2012/04/01/4799

Все эти стихи оказались слабее "Послесловия к сонету". Таким образом, снимая муху, которая села на варенье, сокращаю список ещё на 6 текстов.


Ощущение седьмое,

что стих Доктора Лентяя - Глеба Бабича
http://stihi.ru/2012/02/26/1759

не про реинкарнацию, а про что-то очень важное (убить в себе дракона или что-то в этом роде...), но автор не справился с поставленной целью, и ЛГ стиха стал тяготеть к архетипам Дмитрия Горчева в рассказе про Кухельклопфа
http://www.stihi.ru/2010/08/23/473
и Михаила Веллера в рассказе "Кентавр".
http://lib.ru/WELLER/centaur.txt


И в этот момент я, "как наглый ящер", с трудом пряча свои драконьи мысли и стальные когти, урезаю список стихов ещё на один текст.
Кстати, должен сказать, что Глеб Бабич отнюдь не лентяй, так как все лентяи остались в моих ощущениях номер 6.





Ощущение восьмое.
О бренности
http://www.stihi.ru/2012/04/08/6366
Стих, написанный в парадигме абсолютной инфинитивной поэзии.
Эпиграфом для этого тренда могут служить строки Пастернака (его знаменитое "Февраль. Достать чернил и плакать!").


Сразу после пастернаковских строчек приходит на ум стих Глаши Кошенбек "Родиться мышью"
http://www.stihi.ru/2009/10/08/1716

И если у Глаши Кошенбек, которая обладает удивительным чувством слова, мы наблюдаем пример того, как надо писать стихи в подобной парадигме, то у автора "Самый Лучший" мы находим пример того, как не надо писать... Лучше уж "достать чернил и плакать..."
Пуанта текста "О бренности" переводит его в разряд развлекательных. Попробуйте обнять женщину, как тетрадку, или тетрадку, как женщину:-)


Итак, ласково обняв тетрадку, сокращаю список ещё на один текст.





Ощущение девятое.
http://www.stihi.ru/2012/01/10/1715

Такое чувство, что если автор сочиняет стих размером больше одного катрена, то он в процессе стиха забывает то, о чем хотел написать вначале.


Вот, к примеру, у автора Марины Ратнер, стих начинается так

"Пестрокрылая бабочка, летняя степь,
посиди у меня на руке.
Мы попробуем вспомнить, попробуем спеть..."

Вроде бы как понятно, что всё повествование привязано к  бабочке. Но кода стиха ставит нас в тупик.
"Золотые каникулы, время стрекоз..."  Или это такие бабочки-мутанты, которые и в стрекоз легко превращаются.
Такое бывает часто. Так на конференции в Госларе мы с Владом Сергеевым наблюдали превращение стихотворной макаки в гориллу.
В конце концов, какая разница - бабочка или стрекоза?

Ещё один момент. Меня всегда радует, когда автор в угоду размеру употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы.
"перемыты в домишке полы..."
Ещё мне не совсем понятна фраза "убивающий вскользь"...
Хотелось бы хоть раз на такое взглянуть:-)


Итак, "убиваю вскользь" ещё один текст из списка.





Ощущение десятое.
http://www.stihi.ru/2006/06/06-1836

Судя по одному из стихов, Пушкин всё-таки успел передать свою лиру одному из авторов.  Так вот, гулял себе дух Пушкина на каблуках по лужам возле Царского села и понравился ему один парень. Заманил Александр Сергеевич его на озеро, да и всучил лиру, с которой придётся теперь юноше двигаться по пути, одетому "мирскою бренностью сует". Что это за одежда такая путёвая - это очевидно, что не всякому очевидно...

Лихо!

"Утраты боль провозгласив,
Весь в гребнях битых кирпичей" урезаю список ещё на один стих...



Ощущение десятое.

Вы знаете, почему русская поэзия намного интересней поэзии американской или немецкой? Нет, не из-за густоты и глубины мыслей. Дело в том, что в русских словах есть окончания.  Именно благодаря окончаниям эти слова можно удивительным образом рифмовать, добавляя текстам новые смыслы. Поэтому я не выбираю текст Юлии Елиной... Да, верлибр имеет место быть, но я глубоко убеждён в том, что нерифмованные стихи можно сравнивать только с нерифмованными.  Ведь сочинять такие стихи - это всё равно что "играть в теннис без сетки" (С. Довлатов)...

Но автору мой респект. Что-то в этом стихе цепляет.



Ощущение одиннадцатое.
http://www.stihi.ru/2002/07/21-245

На меня никогда не действовала магия цифр и чисел.
Я думаю, что если автор употребляет в стихе какое-то число, то должно быть понятно, почему именно это число.
10 000 шагов. Почему не 9 000 или не миллион? ..
И ещё мне подумалось про коду стиха - вряд ли любимой понравится то, что она должна будет стать деревом. Да простят меня друиды....

Ощущая себя по меньшей мере баобабом, прожившим 10 тысяч лет, сокращаю список ещё на один текст...




Ощущение двенадцатое.

"Синий волк, сидящий внутри меня, знающий путь к вечному небу..." подсказывает, что моя миссия ещё не окончена, и что после разбора полётов осталось 10 стихов, на которые у меня уже не осталось патронов.

Поэтому, хоть это и не очень справедливо, я их и выберу, расположив в порядке от самого понравившегося до не самого понравившегося, но тоже вполне достойного.

1. АРТЕМОНА ИЛЛАХО «Синяя ветка»
http://www.stihi.ru/2012/02/20/1268 отборочный тур БЛК

2. СЕРГЕЙ ШИРЧКОВ - «Молочные братья»
http://www.stihi.ru/2012/03/05/188 номинатор Андрей Федосеев

3. СЕРГЕЙ ПАГЫН «А здесь и смерть не трудно продремать...»
http://stihi.ru/2008/07/30/1311 отборочный тур БЛК

4. АННА ГЕРДМАР - «Ниоба плачущая»
http://stihi.ru/2012/03/20/7159  номинатор Семен Кац

5. КОНСТАНТИН НЕВСКИЙ «La Meditation»
http://www.stihi.ru/2012/01/15/291 отборочный тур БЛК

6. ЕЛЕНА МАРЦЫНОВСКАЯ - «gently»
http://www.stihi.ru/2008/09/09/3102 номинатор Андрей Федосеев

7. ВИНОГРАДОВА ЕВЛЕНЬЯ  «Продам родительский очаг»
http://www.stihi.ru/2010/09/09/2190  отборочный тур БЛК (квота Талестры)

8. РЕГИНА МАРИЦ - "Дачное"
http://stihi.ru/2012/01/21/7463 номинатор Клавдия Смирягина-Дмитриева

9. НИНА ЛЁЗЕР - "Напоминание об Ирине Эфрон, дочери М. Ц"
http://stihi.ru/2012/04/01/3072 номинатор Клавдия Смирягина-Дмитриева

10. ДМИТРИЙ ЩЕДРОВИЦКИЙ  «Поворот»
http://stihi.ru/2003/12/19-253 номинатор Владислав Сергеев



Ощущение тринадцатое

Предполагаю, что многие из тех, кого я упомянул, ринутся в штыковую атаку на мои стихи. Я буду рад возглавить это наступление, так как уже давно не пишу, а всё давно написанное готов без сожаления бросить в топку, предварительно вдоволь постебавшись над каждой глупой строчкой.




Вероятно мои мысли (рука не поднимается написать слово "обзор") будут читать и люди, которые гораздо больше меня в этом понимают, поэтому советую более компетентным читателям воспринимать всё мною написанное как "Письмо к учёному соседу" АП. Чехова.


Всем здоровья, энергии и творческих успехов, а также спокойного отношения к "мирской бренности сует", частью которой является этот опус.

Ваш покорный слуга



PS.  Ентот дохлад "Вам доставит мой ключник Трофим  ровно в 8  часов
вечера.  Если  же  привезет  его  пожже,  то  побейте   его  по   щекам,  по
профессорски,  нечего с этим  племенем  церемонится. Если доставит пожже  то
значит в кабак анафема заходил".


Рецензии
вот не стал гулять по Вашим многочисленным ссылка - задолбаешься...посему Ваше эссе невнятное, хотя и ощущаю разумную основу...

Волот   01.02.2013 23:00     Заявить о нарушении
Спасибо за прогулку, Волот.

Александр Крафт   02.02.2013 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.